СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт реализации практики наставничества «ступени мастерства» (краткосрочное или целеполагающее наставничество)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна практики заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей в адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.

Просмотр содержимого документа
«Опыт реализации практики наставничества «ступени мастерства» (краткосрочное или целеполагающее наставничество)»

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА «СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА»

(КРАТКОСРОЧНОЕ ИЛИ ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЕ НАСТАВНИЧЕСТВО)


Новикова Юлия Александровна, старший воспитатель

Бондаренко Надежда Сергеевна, воспитатель

МБДОУ «Ясли-сад №352 г. Донецка»

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,

если не помогает усовершенствоваться другим.

Чарльз Диккенс


В педагогической профессии на начальном этапе профессиональной карьеры молодой педагог испытывает затруднения. От успешной адаптации зависит удовлетворение своей профессией, а в дальнейшем – желание строить свою профессиональную деятельность. В профессиональной адаптации молодого педагога большую роль играет наставничество. Наставничество – это помощь молодому педагогу в повышении его профессиональной деятельности. Наставник должен быть квалифицированным, профессионально зрелым специалистом и человеком, обладающим такими личностными качествами, как открытость, тактичность, отзывчивость, умение понимать собеседника и желание помочь.

Становление педагога – достаточно сложный процесс в социальном, психологическом и профессиональном плане. Задача дошкольного учреждения – помочь молодому педагогу почувствовать себя талантливым, способным показывать высокие результаты работы и демонстрировать свои лучшие качества. Для успешного вхождения молодого педагога в профессиональную деятельность с первого дня его пребывания в дошкольном учреждении должна быть грамотно построенная работа с наставником.

В 2019 году в наше дошкольное учреждение пришло три молодых педагога. При определении уровня профессиональной компетентности молодых специалистов было выявлено следующее:

- молодые педагоги имеют недостаточно полные представления в области дошкольной педагогики и психологии, методик дошкольного образования, не уверены в их содержательности;

- педагоги стремятся к созданию условий для эффективной организации педагогического процесса и разнообразных форм взаимодействия с его участниками, но не всегда достигают оптимальных результатов и не могут определить причины успехов и неудач своей деятельности;

- молодые педагоги не относятся к своей профессиональной деятельности как к призванию и не достаточно осознают полноту ответственности за результаты своей педагогической деятельности. Не в полной мере осознают своей профессиональной некомпетентности и недостаточно проявляют потребность в профессиональном совершенствовании и развитии.

Таким образом, после выявления этих проблем возникла необходимость создания Школы молодого педагога «Ступени мастерства».

На начальном этапе был издан приказ о создании Школы, руководителями назначены старший воспитатель Новикова Ю.А. и воспитатель первой квалификационной категории Бондаренко Н.С. Руководителями было разработано Положение о Школе молодого педагога, определена цель, сформулированы задачи.

Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого воспитателя, способствующих снижению проблем адаптации, успешному вхождению в профессиональную деятельность и повышению качества воспитательно-образовательной работы.

Главными задачами Школы являются:

- профессиональная и психологическая адаптация молодых специалистов;

- обеспечение теоретической, психологической и методической поддержки молодых педагогов;

- стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.

- формирование у молодых специалистов потребности в непрерывном самообразовании, к овладению новыми педагогическими технологиями;

- создание условий, способствующих формированию их индивидуального стиля творческой деятельности;

- приобщение молодых педагогов к корпоративной культуре дошкольного учреждения;

Итогом работы Школы молодого педагога станет сформированность у молодых специалистов ряда профессиональных умений:

- умение применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками;

- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;

- умение анализировать индивидуальные качества дошкольника, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку его развития;

- прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;

- умение анализировать развивающую предметно-пространственную среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;

- умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с дошкольниками.

Профессиональное становление педагогов проходит в три этапа:

1 этап – 1 год работы: адаптация молодого педагога в коллективе.

2 этап – 2 год работы: процесс развития профессиональных умений, поиск лучших методов и форм работы с детьми, формирование своего стиля творческой деятельности.

3 этап – 3 год работы: складывается система работы, происходит самосовершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

В Школе молодого педагога мы ориентируем молодых педагогов на применение современных методов и приемов в работе с детьми, на постоянное пополнение своих знаний, постижение секретов воспитания.

Вся работа Школы молодого педагога регламентируется Положением, проводится по плану работы Школы молодого педагога.

Свою работу с молодыми специалистами строим с учетом трех аспектов их деятельности: «Молодой специалист – коллега», «Молодой специалист – ребенок», «Молодой специалист – родители».

«Молодой специалист – коллега»: создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе; обеспечение необходимыми знаниями, умениями и навыками; обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами.

«Молодой специалист – ребенок»: обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания личностно-ориентированного взаимодействия с детьми; разработка организационно-методических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, условий обучений и воспитания детей дошкольного возраста. Формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

«Молодой специалист – родители»: обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного и бесконфликтного взаимодействия с родителями.

Формы работы

Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строим с учетом следующих факторов: уровень базового образования, теоретическая подготовленность; индивидуальных особенностей; уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться); имеют ли практический опыт работы с детьми.

В ходе работы Школы молодого педагога используются практические и теоретические формы и методы организации работы.

Формы и методы работы с молодыми педагогами:

1 этап- Становление педагога (адаптация).

При выстраивании работы на первой этапе мы учитывали, что адаптация молодого педагога в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

-трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу;

- адаптация молодого педагога осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития;

-в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста педагога;

-материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Выявленный профессиональный статус начинающих педагогов стал целеполагающим для дальнейшего развития профессиональных перспектив, что и составило основу плана работы Школы на год.

На первом этапе применялись такие формы работы как семинары, консультации, просмотры открытых мероприятий у опытных педагогов, домашние задания. Кроме того, молодые специалисты получали постоянные консультации по работе с документацией, планированию учебного материала, написанию конспектов образовательной деятельности, эффективным методам организации самостоятельной деятельности дошкольников, способам активизации познавательных интересов детей и другие.

Минимизация использования в ходе обучения лекционной подачи материала и максимально широкое применение методов активного обучения обеспечили оптимальную степень активности и включенности педагогов в процесс:

- анализ практических ситуаций;

- тренинговые упражнения;

- проблемно-аналитические задания;

- практикумы;

- мастер-классы;

- разработка алгоритма действий с полноценным содержанием;

- составление схем, таблиц;

- разработка вариантов планирования образовательного процесса;

- других систематизирующих форм подачи материала.

С целью повышения педагогической компетентности педагогов использованы такие методы:

- Работа с нормативно-правовыми и инструктивными документами. Результативность – изучение документа воспитателем, соотнесение требований с собственной деятельностью, выбор направлен для устранения недостатков.

- Метод терминологический. Результативность – овладение и оперирование базовыми понятиями проблемы.

- Метод имитации рабочего дня воспитателя. Результативность – навыки и умения моделирования рабочего дня воспитателя на основе заданной характеристики возрастной группы, конкретных целей и задач.

- Метод игрового моделирования. Результативность – анализ искусственно созданных ситуаций для решения реальных педагогических проблем.

- Обучение практическим умениям. Результативность – овладение техническими навыками техник ИЗО, методика проведения режимных процессов.

В процессе проведения заседаний разыгрывались фрагменты из занятий педагогов, обладающих разными стилями педагогической деятельности, анализ положительных черт индивидуального стиля педагогической деятельности, которые нашли отражение в открытых занятиях. Особое внимание обращено на специфику работы с детьми воспитателями дошкольного учреждения, отмечены такие моменты, как, введение доступной восприятию ребенка проблемной ситуации, тактичное поощрение самостоятельности ребенка, ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу, включение родителей в продуктивную жизнь ребенка в дошкольном учреждении, обязательность тщательной подготовки к рабочему дню, использование инновационных технологий в практике работы, на занятиях воспитатели усвоили базовые знания и умения вариативного решения задач организации образовательного процесса с учетом гуманистически ориентированного педагогического общения.

В работе использовались разные формы организации интерактивного педагогического взаимодействия:

- индивидуального (каждый участник выполняет задание самостоятельно);

- парное (задание выполняется в паре);

- работа в малых группах;

- фронтальное (все участники выполняют задания одновременно), которые максимально активизировали познавательную деятельность и педагогический опыт молодых педагогов.

2 этап – Профессиональное становление педагога.

Во время второго этапа идет процесс развития профессиональных умений, поиск лучших методов и форм работы с детьми и родителями, формирование своего стиля работы.

На втором этапе применялись формы работы: семинары-практикумы, консультации, мастер-классы, взаимопосещения, конкурсы. Участие молодых педагогов в конкурсах позволяет им реально использовать и применять знания и практические умения, которые они получили в ходе обучающих семинаров, консультаций, мастер-классов. Так, как конкурс профессионального мастерства – это один из путей выявления потенциала педагога и создание возможностей для его самореализации. Показателем эффективности применяемых форм и методов работы с молодыми специалистами можно считать победу одного из педагогов в районном конкурсе профмастерства «Идея. Поиск. Вдохновение» (2021г.)

Одной из важных составляющих профессионального становления педагога является повышение квалификации на курсах повышения квалификации и самообразование педагогов. Все молодые педагоги на втором этапе выбрали методические темы, по которым активно работают. Составили перспективные планы, осуществили подборку литературы, оформили предметно-развивающую среду соответствующую выбранным темам.

3 этап - Профессиональное становление педагога.

На третьем этапе происходит самосовершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта.

Участники Школы разработали:

- алгоритм проведения режимных процессов;

- конспекты занятий, позволяющих осуществлять деятельностный подход;

- схемы, модели Центров детской активности;

- образцы календарных планов воспитательно-образовательного процесса.

Результатом участия педагогов в Школе является:

- приобретение коммуникативного опыта;

- умение ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с детьми;

- моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями;

- осуществлять индивидуальный подход к детям, осознавать собственные трудности в общении;

- овладели профессиональными навыками организации и проведения режимных моментов в игровой форме и с музыкальным сопровождением;

- научились создавать модели развивающей среды.

Итогом работы Школы молодого педагога являются творческие отчеты молодых педагогов.

Выводы.

Сегодня уже можно говорить о результатах нашей работы.

- В дошкольном учреждении создана система работы с молодыми специалистами, которая объединяет деятельность молодых педагогов, опытных наставников, специалистов, администрации.

- В ДОУ применяются эффективные формы и методы работы с молодыми специалистами, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого педагога.

- Молодые педагоги ведут работу по самообразованию, что позволяет им пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми проблемных ситуаций.

- У молодых педагогов сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.

- Закрепление за молодым педагогом педагога-наставника обеспечивает необходимую помощь и поддержку на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.


Приложение 1.


ПЛАН-ГРАФИК

работы с молодыми педагогами на 2019 -2020 учебный год

Содержание работы

Форма

проведения

Сроки

Ответственный

1.

1. Ознакомление с Положением о Школе молодого педагога.

2. Изучение нормативно-правовой базы

3. Организация воспитательно -образовательного процесса в ДОУ

Методический час

Сентябрь

Ст. воспитатель

Новикова Ю.А., воспитатель

Бондаренко Н.С.

2.

1. «Учусь строить отношения: педагог – педагог, педагог-ребенок, педагог- родитель»

Цель: Способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога

2. «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе».

Тренинг





Мини-лекция


Октябрь

Педагог-психолог Пономарева Е.С.





Ст. воспитатель

Новикова Ю.А.

3.

1.«Современные подходы к формированию игровой деятельности у дошкольников»

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о современных методах и приемах работы с детьми по формированию игровой деятельности

2. «Особенности организации 

сюжетно-ролевой игры в младшем возрасте»


Семинар-практикум








Консультация

Ноябрь

Ст. воспитатель

Новикова Ю.А.








Воспитатель

Бондаренко Н.С.


4.

1. Просмотр конспектов ООД и проведение организованной образовательной деятельности молодыми специалистами

2. «Секреты увлекательной организованной-образовательной деятельности»

Цель: Повысить уровень компетентности

педагогов по вопросам организации организованной-образовательной деятельности, способствовать творческому поиску условий успешного развития образовательной деятельности в ДОУ.

Посещения ООД Обсуждение.




Круглый стол




Декабрь

Ст. воспитатель

Новикова Ю.А.,

воспитатель

Бондаренко Н.С.




5.

1. «Методика, организация и проведение занятий по ИЗО».

2. «Алгоритм проведения режимного момента «мытье рук»»

Мастер-класс


Консультация

Январь

Ст. воспитатель.

Новикова Ю.А.

Воспитатель

Бондаренко Н.С.

6.

Использование проектов в воспитательно- образовательном процессе.


Обмен опытом, помощь наставника.

Февраль

Ст. воспитатель

Новикова Ю.А.,

воспитатель

Бондаренко Н.С.

7.

1. «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»

Цель: повышать уровень компетентности молодых педагогов в области применения технологии проектирования в воспитательно -образовательном пространстве ДОУ.

2. «Нетрадиционные формы 

работы педагогов с родителями»


Семинар-практикум






Консультация

Март


Ст. воспитатель

Новикова Ю.А





Воспитатель

Бондаренко Н.С.

8.

1. Изучение и внедрение здоровье-сберегающих технологий.

2.«Приобщение детей к народным традициям через русские подвижные игры»

Цель: систематизировать знания педагогов по вопросам организации и проведения народных подвижных игр

Обмен опытом, помощь наставника.


Мастер-класс

Апрель

Ст. воспитатель.

Новикова Ю.А.


Воспитатель

Бондаренко Н.С.

9.

Подведение итогов работы, определение основных направлений работы на 2020-

2021 учебный год.


Методический час



Май

Ст. воспитатель

Новикова Ю.А.,

воспитатель

Бондаренко Н.С.