ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА «СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА»
(КРАТКОСРОЧНОЕ ИЛИ ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЕ НАСТАВНИЧЕСТВО)
Новикова Юлия Александровна, старший воспитатель
Бондаренко Надежда Сергеевна, воспитатель
МБДОУ «Ясли-сад №352 г. Донецка»
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться другим.
Чарльз Диккенс
В педагогической профессии на начальном этапе профессиональной карьеры молодой педагог испытывает затруднения. От успешной адаптации зависит удовлетворение своей профессией, а в дальнейшем – желание строить свою профессиональную деятельность. В профессиональной адаптации молодого педагога большую роль играет наставничество. Наставничество – это помощь молодому педагогу в повышении его профессиональной деятельности. Наставник должен быть квалифицированным, профессионально зрелым специалистом и человеком, обладающим такими личностными качествами, как открытость, тактичность, отзывчивость, умение понимать собеседника и желание помочь.
Становление педагога – достаточно сложный процесс в социальном, психологическом и профессиональном плане. Задача дошкольного учреждения – помочь молодому педагогу почувствовать себя талантливым, способным показывать высокие результаты работы и демонстрировать свои лучшие качества. Для успешного вхождения молодого педагога в профессиональную деятельность с первого дня его пребывания в дошкольном учреждении должна быть грамотно построенная работа с наставником.
В 2019 году в наше дошкольное учреждение пришло три молодых педагога. При определении уровня профессиональной компетентности молодых специалистов было выявлено следующее:
- молодые педагоги имеют недостаточно полные представления в области дошкольной педагогики и психологии, методик дошкольного образования, не уверены в их содержательности;
- педагоги стремятся к созданию условий для эффективной организации педагогического процесса и разнообразных форм взаимодействия с его участниками, но не всегда достигают оптимальных результатов и не могут определить причины успехов и неудач своей деятельности;
- молодые педагоги не относятся к своей профессиональной деятельности как к призванию и не достаточно осознают полноту ответственности за результаты своей педагогической деятельности. Не в полной мере осознают своей профессиональной некомпетентности и недостаточно проявляют потребность в профессиональном совершенствовании и развитии.
Таким образом, после выявления этих проблем возникла необходимость создания Школы молодого педагога «Ступени мастерства».
На начальном этапе был издан приказ о создании Школы, руководителями назначены старший воспитатель Новикова Ю.А. и воспитатель первой квалификационной категории Бондаренко Н.С. Руководителями было разработано Положение о Школе молодого педагога, определена цель, сформулированы задачи.
Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого воспитателя, способствующих снижению проблем адаптации, успешному вхождению в профессиональную деятельность и повышению качества воспитательно-образовательной работы.
Главными задачами Школы являются:
- профессиональная и психологическая адаптация молодых специалистов;
- обеспечение теоретической, психологической и методической поддержки молодых педагогов;
- стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.
- формирование у молодых специалистов потребности в непрерывном самообразовании, к овладению новыми педагогическими технологиями;
- создание условий, способствующих формированию их индивидуального стиля творческой деятельности;
- приобщение молодых педагогов к корпоративной культуре дошкольного учреждения;
Итогом работы Школы молодого педагога станет сформированность у молодых специалистов ряда профессиональных умений:
- умение применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками;
- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
- умение анализировать индивидуальные качества дошкольника, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку его развития;
- прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
- умение анализировать развивающую предметно-пространственную среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
- умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с дошкольниками.
Профессиональное становление педагогов проходит в три этапа:
1 этап – 1 год работы: адаптация молодого педагога в коллективе.
2 этап – 2 год работы: процесс развития профессиональных умений, поиск лучших методов и форм работы с детьми, формирование своего стиля творческой деятельности.
3 этап – 3 год работы: складывается система работы, происходит самосовершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
В Школе молодого педагога мы ориентируем молодых педагогов на применение современных методов и приемов в работе с детьми, на постоянное пополнение своих знаний, постижение секретов воспитания.
Вся работа Школы молодого педагога регламентируется Положением, проводится по плану работы Школы молодого педагога.
Свою работу с молодыми специалистами строим с учетом трех аспектов их деятельности: «Молодой специалист – коллега», «Молодой специалист – ребенок», «Молодой специалист – родители».
«Молодой специалист – коллега»: создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе; обеспечение необходимыми знаниями, умениями и навыками; обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами.
«Молодой специалист – ребенок»: обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания личностно-ориентированного взаимодействия с детьми; разработка организационно-методических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, условий обучений и воспитания детей дошкольного возраста. Формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
«Молодой специалист – родители»: обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного и бесконфликтного взаимодействия с родителями.
Формы работы
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строим с учетом следующих факторов: уровень базового образования, теоретическая подготовленность; индивидуальных особенностей; уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться); имеют ли практический опыт работы с детьми.
В ходе работы Школы молодого педагога используются практические и теоретические формы и методы организации работы.
Формы и методы работы с молодыми педагогами:
1 этап- Становление педагога (адаптация).
При выстраивании работы на первой этапе мы учитывали, что адаптация молодого педагога в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
-трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу;
- адаптация молодого педагога осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития;
-в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста педагога;
-материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
Выявленный профессиональный статус начинающих педагогов стал целеполагающим для дальнейшего развития профессиональных перспектив, что и составило основу плана работы Школы на год.
На первом этапе применялись такие формы работы как семинары, консультации, просмотры открытых мероприятий у опытных педагогов, домашние задания. Кроме того, молодые специалисты получали постоянные консультации по работе с документацией, планированию учебного материала, написанию конспектов образовательной деятельности, эффективным методам организации самостоятельной деятельности дошкольников, способам активизации познавательных интересов детей и другие.
Минимизация использования в ходе обучения лекционной подачи материала и максимально широкое применение методов активного обучения обеспечили оптимальную степень активности и включенности педагогов в процесс:
- анализ практических ситуаций;
- тренинговые упражнения;
- проблемно-аналитические задания;
- практикумы;
- мастер-классы;
- разработка алгоритма действий с полноценным содержанием;
- составление схем, таблиц;
- разработка вариантов планирования образовательного процесса;
- других систематизирующих форм подачи материала.
С целью повышения педагогической компетентности педагогов использованы такие методы:
- Работа с нормативно-правовыми и инструктивными документами. Результативность – изучение документа воспитателем, соотнесение требований с собственной деятельностью, выбор направлен для устранения недостатков.
- Метод терминологический. Результативность – овладение и оперирование базовыми понятиями проблемы.
- Метод имитации рабочего дня воспитателя. Результативность – навыки и умения моделирования рабочего дня воспитателя на основе заданной характеристики возрастной группы, конкретных целей и задач.
- Метод игрового моделирования. Результативность – анализ искусственно созданных ситуаций для решения реальных педагогических проблем.
- Обучение практическим умениям. Результативность – овладение техническими навыками техник ИЗО, методика проведения режимных процессов.
В процессе проведения заседаний разыгрывались фрагменты из занятий педагогов, обладающих разными стилями педагогической деятельности, анализ положительных черт индивидуального стиля педагогической деятельности, которые нашли отражение в открытых занятиях. Особое внимание обращено на специфику работы с детьми воспитателями дошкольного учреждения, отмечены такие моменты, как, введение доступной восприятию ребенка проблемной ситуации, тактичное поощрение самостоятельности ребенка, ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу, включение родителей в продуктивную жизнь ребенка в дошкольном учреждении, обязательность тщательной подготовки к рабочему дню, использование инновационных технологий в практике работы, на занятиях воспитатели усвоили базовые знания и умения вариативного решения задач организации образовательного процесса с учетом гуманистически ориентированного педагогического общения.
В работе использовались разные формы организации интерактивного педагогического взаимодействия:
- индивидуального (каждый участник выполняет задание самостоятельно);
- парное (задание выполняется в паре);
- работа в малых группах;
- фронтальное (все участники выполняют задания одновременно), которые максимально активизировали познавательную деятельность и педагогический опыт молодых педагогов.
2 этап – Профессиональное становление педагога.
Во время второго этапа идет процесс развития профессиональных умений, поиск лучших методов и форм работы с детьми и родителями, формирование своего стиля работы.
На втором этапе применялись формы работы: семинары-практикумы, консультации, мастер-классы, взаимопосещения, конкурсы. Участие молодых педагогов в конкурсах позволяет им реально использовать и применять знания и практические умения, которые они получили в ходе обучающих семинаров, консультаций, мастер-классов. Так, как конкурс профессионального мастерства – это один из путей выявления потенциала педагога и создание возможностей для его самореализации. Показателем эффективности применяемых форм и методов работы с молодыми специалистами можно считать победу одного из педагогов в районном конкурсе профмастерства «Идея. Поиск. Вдохновение» (2021г.)
Одной из важных составляющих профессионального становления педагога является повышение квалификации на курсах повышения квалификации и самообразование педагогов. Все молодые педагоги на втором этапе выбрали методические темы, по которым активно работают. Составили перспективные планы, осуществили подборку литературы, оформили предметно-развивающую среду соответствующую выбранным темам.
3 этап - Профессиональное становление педагога.
На третьем этапе происходит самосовершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта.
Участники Школы разработали:
- алгоритм проведения режимных процессов;
- конспекты занятий, позволяющих осуществлять деятельностный подход;
- схемы, модели Центров детской активности;
- образцы календарных планов воспитательно-образовательного процесса.
Результатом участия педагогов в Школе является:
- приобретение коммуникативного опыта;
- умение ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с детьми;
- моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями;
- осуществлять индивидуальный подход к детям, осознавать собственные трудности в общении;
- овладели профессиональными навыками организации и проведения режимных моментов в игровой форме и с музыкальным сопровождением;
- научились создавать модели развивающей среды.
Итогом работы Школы молодого педагога являются творческие отчеты молодых педагогов.
Выводы.
Сегодня уже можно говорить о результатах нашей работы.
- В дошкольном учреждении создана система работы с молодыми специалистами, которая объединяет деятельность молодых педагогов, опытных наставников, специалистов, администрации.
- В ДОУ применяются эффективные формы и методы работы с молодыми специалистами, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого педагога.
- Молодые педагоги ведут работу по самообразованию, что позволяет им пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми проблемных ситуаций.
- У молодых педагогов сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.
- Закрепление за молодым педагогом педагога-наставника обеспечивает необходимую помощь и поддержку на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.
Приложение 1.
ПЛАН-ГРАФИК
работы с молодыми педагогами на 2019 -2020 учебный год
№ | Содержание работы | Форма проведения | Сроки | Ответственный |
1. | 1. Ознакомление с Положением о Школе молодого педагога. 2. Изучение нормативно-правовой базы 3. Организация воспитательно -образовательного процесса в ДОУ | Методический час | Сентябрь | Ст. воспитатель Новикова Ю.А., воспитатель Бондаренко Н.С. |
2. | 1. «Учусь строить отношения: педагог – педагог, педагог-ребенок, педагог- родитель» Цель: Способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога 2. «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе». | Тренинг Мини-лекция | Октябрь | Педагог-психолог Пономарева Е.С. Ст. воспитатель Новикова Ю.А. |
3. | 1.«Современные подходы к формированию игровой деятельности у дошкольников» Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о современных методах и приемах работы с детьми по формированию игровой деятельности 2. «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в младшем возрасте» | Семинар-практикум Консультация | Ноябрь | Ст. воспитатель Новикова Ю.А. Воспитатель Бондаренко Н.С. |
4. | 1. Просмотр конспектов ООД и проведение организованной образовательной деятельности молодыми специалистами 2. «Секреты увлекательной организованной-образовательной деятельности» Цель: Повысить уровень компетентности педагогов по вопросам организации организованной-образовательной деятельности, способствовать творческому поиску условий успешного развития образовательной деятельности в ДОУ. | Посещения ООД Обсуждение. Круглый стол | Декабрь | Ст. воспитатель Новикова Ю.А., воспитатель Бондаренко Н.С. |
5. | 1. «Методика, организация и проведение занятий по ИЗО». 2. «Алгоритм проведения режимного момента «мытье рук»» | Мастер-класс Консультация | Январь | Ст. воспитатель. Новикова Ю.А. Воспитатель Бондаренко Н.С. |
6. | Использование проектов в воспитательно- образовательном процессе. | Обмен опытом, помощь наставника. | Февраль | Ст. воспитатель Новикова Ю.А., воспитатель Бондаренко Н.С. |
7. | 1. «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ» Цель: повышать уровень компетентности молодых педагогов в области применения технологии проектирования в воспитательно -образовательном пространстве ДОУ. 2. «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями» | Семинар-практикум Консультация | Март | Ст. воспитатель Новикова Ю.А Воспитатель Бондаренко Н.С. |
8. | 1. Изучение и внедрение здоровье-сберегающих технологий. 2.«Приобщение детей к народным традициям через русские подвижные игры» Цель: систематизировать знания педагогов по вопросам организации и проведения народных подвижных игр | Обмен опытом, помощь наставника. Мастер-класс | Апрель | Ст. воспитатель. Новикова Ю.А. Воспитатель Бондаренко Н.С. |
9. | Подведение итогов работы, определение основных направлений работы на 2020- 2021 учебный год. | Методический час | Май | Ст. воспитатель Новикова Ю.А., воспитатель Бондаренко Н.С. |