СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт Сопровождение молодых преподавателей в педагогическом колледже Дорофеева Г.И.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система наставничества является одной из центральных составляющих в реализации национального проекта «Образование».

Как известно, Целевая модель наставничества разработана для достижения задач, обозначенных в федеральных проектах «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» и других, и моделирует отношения, связанные с реализацией наставнических программ в субъектах Российской Федерации в сфере образования, в том числе и среднего профессионального образования

Просмотр содержимого документа
«Опыт Сопровождение молодых преподавателей в педагогическом колледже Дорофеева Г.И.»

10


ОПЫТ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ-ВЫПУСКНИКОВ КРАСНОДАРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА


Г.И. Дорофеева, методист

ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»


Система наставничества является одной из центральных составляющих в реализации национального проекта «Образование».

Как известно, Целевая модель наставничества разработана для достижения задач, обозначенных в федеральных проектах «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» и других, и моделирует отношения, связанные с реализацией наставнических программ в субъектах Российской Федерации в сфере образования, в том числе и среднего профессионального образования [1].

Система наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри любой организации, осуществляющей образовательную деятельность.


Слайд 2

Стратегическими целями корпоративного наставничества в нашем учреждении являются:

  • адаптация начинающих преподавателей к работе на основе системы передачи опыта,

  • методическое и педагогическое сопровождение образовательного процесса,

  • профессионально-компетентное повышение квалификации,

  • обеспечение оптимального использования времени и ресурсов для полного включения преподавателей в образовательные процессы

  • сохранение постоянного состава педагогических работников и мотивирования преподавателей к установлению длительных трудовых отношений.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает работа по формированию кадрового резерва, предполагающего «профессиональное взращивание» выпускников колледжа, начиная со студенческого периода.

В нашем колледже работа по профессиональному сопровождению становления специалистов, в частности, выпускников, ведется системно в течение ряда лет.

Опыт работы с активными, перспективными студентами, которые проявляют высокие результаты в образовательном процессе, показал, что все методические и психологические механизмы сопровождения их становления в студенческой среде и коллективе, дают положительный результат.

Таких студентов отличает 1) устойчивая положительная мотивация к работе в колледже, 2) стремление к социальной активности, и профессиональной самореализации через участие в чемпионатном движении World Skills Россия, Абилимпикс, олимпиадах профессионального мастерства, конкурсах и конференциях различного уровня.

Достижения студентов являются преимуществом и дополнительным стимулом для дальнейшей самореализации и получения профильного высшего педагогического образования, также их достижения поддерживаются посредством системы мер материального и морального стимулирования сначала в качестве студентов, а далее – как вновь принятых сотрудников.


Слайд №3

Для достижения поставленных профессиональных задач разработан алгоритм реализации модели наставничества, включающей ряд элементов (рис.1).


Рис. 1 – Алгоритм корпоративного наставничества в Краснодарском педагогическом колледже


  1. Модель сопровождения профессионального становления молодых специалистов-выпускников обусловлена, прежде всего, нормативными актами, локальными и распорядительными документами.

  2. После трудоустройства выпускников определяется состав наставляемых и наставников (профессиональные «пары») на основе анализа актуальной потребности и сложившейся кадровой структуры.

  3. Работа осуществляется в соответствии с планирующей документацией на текущий временной период (учебный год).

Каждый наставляемый и наставник получает примерный план, который складывается из ряда направлений взаимодействия и впоследствии может корректироваться при необходимости.

Важным моментом является то, что для выпускника такой формат является максимально понятным и привычным, поскольку в роли профессиональных наставников в новом для них статусе выступают их же педагоги.

В процессе профессионального сопровождения выпускников и начинающих педагогов активно применяется одна из форм поддерживающей коммуникации в наставничестве – консультирование. Для успешного консультирования необходимо как можно более точно определить проблему консульти­рования. Они могут быть определены как наставником, с целью опережающего информирования, так и наставляемым, при возникновении затруднений. При этом важно найти

- способы решения проблемы

- или уменьшить беспокойство в значимых для наставляемого областях.



Основной формой реализации системы наставничества в колледже является организация деятельности Школы профессионального роста, в рамках которой обеспечивается подгрупповое и коллективное взаимодействие наставляемых и наставников.

Помимо основного содержания, которое предлагается на самих встречах, каждый начинающий педагог получает рекомендации и «домашние задания», которые может самостоятельно освоить в свободном временном регламенте.

С учётом

1) востребованности и возрастающих возможностей дистанционных технологий,

2) удобства и актуальности работы с информацией посредством социальных сетей,

научно-методическим отделом колледжа был создан сайт Школы профессионального роста, обладающий, на наш взгляд, большим потенциалом для преподавателей где размещаются основные разработки и практический инструментарий.

Школа профессионального роста – это образовательно-информационная площадка, посредством которой выпускники и начинающие специалисты могут активно делиться актуальным для них опытом (например, 1) по итогам участия в конкурсах профессионального мастерства, 2) проведения открытых занятий, 3) трансляции своих профессиональных компетенций на конференциях, форумах и других площадках).

В работе Школы испошльзуются различные активные формы (семинары, мастер-классы, тренинги, открытые занятия и др.)


Слайд №4

Работа Школы осуществляется в соответствии с планом-графиком на учебный год по следующим основным направлениям:

Их условно можно разделить на три блока

- информационный блок

- вопросы организации учебного процесса

- и вопросы, связанные с получением дополнительных компетенций, в том числе и освоение дополнительных профессиональных образовательных программ, а также сопровождение в подготовке к аттестации на присвоение квалификационной категории


Слайд №5


Каждая встреча в рамках Школы профессионального роста тематически организована, что позволяет комплексно решать задачи в наиболее оптимальный период времени.

В качестве примера можно привести несколько программ встреч в рамках Школы профессионального роста, объединяющих сразу ряд направлений. Здесь и ….

Программа встречи № 1

  1. Основные «тренды-векторы» современной системы образования: обзор нормативных документов, федеральных и региональных проектов.

  2. Опыт участия начинающих педагогов в федеральном проекте «Территория смыслов на Клязьме».

  3. Вопросы Ведения учебно-программной документации преподавателя.

Программа встречи № 2

  1. Вопросы, связанные с организацией и проведением учебных занятий Методика и основные подходы к оцениванию результатов образовательной деятельности студентов на учебных занятиях.

  2. Клиповое мышление или как обучать поколение Z.

  3. Диагностическая карта рейтинговой оценки деятельности преподавателя: назначение, методика заполнения.

  4. Представление домашнего задания по итогам первой встречи (начинающие педагоги).

  5. Ответы на актуальные вопросы участников (в том числе, предварительно направленные).

Программа встречи № N

  1. Вопросы участия Об участии в региональных конкурсах профессионального мастерства «Педагогический дебют» или Классная работа и других возможных площадках для участия

  2. Структура учебного занятия: план и содержание.

  3. Методическая поддержка организации и проведения внутренней системы оценки качества: подготовка к процедуре аккредитации.

  4. И Вопросы связанные с организацией им проведением Учебной и производственной практики как части образовательного процесса.

  5. Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.


По итогам учебного года осуществляется анализ 1) деятельности Школы профессионального роста, 2) реализации модели наставничества и основных достижений, что находит отражение в отчётной документации и целевых ориентирах на очередной учебный год.

Каждый наставляемый и наставник заполняют предлагаемые рефлексивные дневники, содержание которых и служат основанием для проектирования дальнейшей работы и отбора наставников для новых выпускников и молодых специалистов.


В Положении о наставничестве в качестве ориентиров при отборе потенциальных наставников отражены, помимо закрепленных в Положении характеристик профессиональных компетенций или hard-skills, но и обязательно принимаются во внимание и «мягкие» («гибкие»), так называемые «контекстные (soft skills) навыки» [6]:

  • способность к отбору информации;

  • социальный интеллект;

  • способность мыслить проектно;

  • межкультурная компетентность;

  • способность мыслить нестандартно и глубоко;

  • способность понимать смыслы;

  • универсальные навыки мышления;

  • способность вычислять;

  • сотрудничество в виртуальном пространстве;

  • способность работать с современными СМИ.

И, конечно, как показал опыт текущего года - «цифровая компетентность» как неотъемлемая часть профессиональной компетентности педагога.

Слайд №6

Опыт сопровождения профессионального роста выпускников и начинающих специалистов позволил определить ряд показателей эффективности, среди которых 1) ключевым является уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью наставляемого педагога в соответствии с данными ежегодного анкетирования 2) количество вновь принятых в коллектив преподавателей из числа выпускников и высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы колледжа.


В свою очередь, это оказывает положительное влияние на общий эмоционально-психологический фон в коллективе, качество функционирования образовательной организации в целом, открытость инновационным тенденциям, развитию колледжа с учётом современных трендов в системе образования, государственной политики.

Все студенты знают о перспективе трудоустройства в колледж в качестве сотрудников и многие с удовольствием приходят в коллектив, несмотря на альтернативные траектории трудоустройства.


Слайд №7

Анализ реализации основных форм наставничества, сопровождения начинающих специалистов позволил нам определить перспективы и пути совершенствования модели наставничества. Помимо традиционных форматов взаимодействия планируем использовать такие, как:

  • ситуативное наставничество, оперативное решение профессиональных задач;

  • педагогическая поддержка сопровождаемого в процессе его обучения деятельности (прежде всего получения, закрепления новых знаний, умений и компетенций);

  • тренинги с созданием специальных ситуаций (развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных), расширяющих опыт сопровождаемого и активизирующих процессы его развития;

  • элементы реверсивного наставничества, когда опытный, высококвалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подопечным младшего (по определенным темам и направлениям), по вопросам современных тенденций, технологий и т.д.

В завершение следует отметить: реализация модели наставничества начинающих специалистов в Краснодарском педагогическом колледже позволяет существенно обогатить профессиональный опыт педагогического коллектива, положительно влияет на качество подготовки специалистов, обеспечивает «удержание» специалистов в образовательной организации.

Слайд №8

Благодарим за внимание и приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных в работе по сопровождению в профессиональном становлении начинающих преподавателей.