Опыт внеклассной работы учителя биологии
«Экологическое воспитание школьников».
Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Александровна. Я учитель биологии Чуриковской ООШ. Сегодня я хочу рассказать об экологическом воспитании школьников в рамках внеклассной работы. Школа наша – сельская, от города сильно удалена, малокоплектная (всего 20 учеников из них 13 человек – начальная школа и 7 человек – 6,7,8 классы). Внеурочной деятельности моей направленности в школе нет, но внеклассная работа по экологическому воспитанию в школе ведётся достаточно активно и в течение всего года.К (клик)
Цель работы (воспитание широкого экологического кругозора учащихся и формирование ответственного отношения не только к людям, труду, но и к природе) реализуется при условии взаимосвязи обучения с различными типами и видами внеклассной деятельности. К
Цели нравственного, эстетического, трудового воспитания не могут быть в полной мере реализованы только в процессе обучения школьника на уроке. Безусловно, такая черта личности, как ответственность, требует для своего формирования более широких контактов школьника с природой, людьми и более разносторонней деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждения тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе. К
Разнообразная деятельность учащихся в нашей школе реализуется через индивидуальные и массовые типы внеклассных занятий. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений, организация которых устроена таким образом, чтобы учащиеся получали знания не только о строении, поведении, развитии живых организмов, но и о взаимном влиянии человека и живой природы.К
В экологическом образовании наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду, например, озеленить улицу. К
Индивидуальная работа тесно связана с приобщением учащихся к чтению научно-популярной и специальной литературы о взаимосвязях общества и природы, что предполагает сообщения, доклады, обзоры прочитанных книг, реферирование литературы.
В школе ежемесячно ведутся беседы с учащимися о том, что такое экология, о правилах поведения в природе, о недопущении пала травы, загрязнения окружающей нас среды. К Ежегодно дети нашей школы принимает участие в районной выставке «ЮННАТ» и занимает призовые места. На уроках технологии мальчики делают скворечники и кормушки для птиц, которые мы потом размещаем на территории школы, чтобы помочь птицам перезимовать и дать потомство. К В школе достаточно большое количество цветов, есть К аквариум с рыбками и К террариум с водоплавающими черепахами, за которыми ухаживают учащиеся. К
Большой интерес учащихся вызывают общешкольные мероприятия. В этих мероприятиях участвуют школьники всех возрастов, учителя, родители и взрослые.
К Школа наша была построена на пустыре, К что дает нам прекрасную возможность заниматься К посадкой деревьев К (в т.ч. плодовых), К кустарников, К разбивать клумбы. К Клумбы разбиваем не только К на территории школы, К но и в селе есть несколько клумб, за которыми ухаживают дети и учителя школы. На территории школы есть К огород, где дети выращивают К овощи (картофель К, К морковь, К лук и др.); К есть участок, на котором К растут ягодные культуры (клубника, малина, смородина, крыжовник, шиповник). К Два раза в год проводятся субботники на территории школы и возле памятника воинам. К Траву и листья мы не жжем, а собираем в специальные ямы, где они перепревают. К Весной убираемся в лесу, где активно отдыхают и за собой, к сожалению, не убирают. Весь мусор собираем в мешки и утилизируем на свалку. В школе ежегодно проводится конкурс поделок из мусора «Дай мусору вторую жизнь». Два раза в год участвуем во всероссийской акции «Сдай макулатуру – спаси дерево!». В этом году участвуем в социальном проекте «Цветы героям-победителям» и уже посеяли рассаду. Ждём с нетерпением, когда можно будет приступить к работе.
К Итогом работы за год служит ежегодный общешкольный поход в лес на пикник. Для детей радость отдыха, а мне приятно наблюдать, что всё не напрасно: к природе относятся бережно, мусор не разбрасывают: всё в пакеты и на свалку… К Я перечислила наиболее яркие, но далеко не все мероприятия, которые проводятся у нас в школе в рамках экологического воспитания школьников.
Опыт показывает, что разнообразные виды внеклассной работы взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания школьников. К
Внеклассная работа в стенах школы – реферирование литературы, занятия, беседы, массовые экологические мероприятия должны готовить учащихся к плодотворной работе по изучению и охране реальной природы и обобщать знания, приобретенные как в стенах школы, так и в природной среде. К
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!