СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт внедрения технологий духовно-нравственного воспитания учащихся, формирование гуманного отношения к людям

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт внедрения технологий духовно-нравственного воспитания учащихся, формирование гуманного отношения к людям (из опыта работы МКОУ "Жигаевская средняя общеобразовательная школа")

Просмотр содержимого документа
«Опыт внедрения технологий духовно-нравственного воспитания учащихся, формирование гуманного отношения к людям»



















Опыт внедрения технологий духовно-нравственного

воспитания учащихся, формирование гуманного

отношения к людям























Происходящее в XXI веке переосмысление проблемы обеспечения национальной духовно-нравственной безопасности обусловлено коренными переменами в жизни российского общества, происшедшими в конце пошлого века и, прежде всего, в ее социальной и духовной сфере. Сегодня со всей остротой встает вопрос о духовно-нравственной безопасности России, так как без духовного здоровья людей, их интеллекта невозможно говорить об обеспечении национальной безопасности вообще.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно, и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас, учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель, именно от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка – и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.

Духовно-нравственное развитие и воспитание в Жигаевской школе осуществляется через уроки, внеурочную деятельность, внеклассную и внеурочную работу, часы общения, конкурсы, викторины, театральные представления, работу краеведческого уголка. В настоящее время мы готовим документацию для получения лицензии на осуществление дополнительного образования школьников (работа кружков, секций).

В рамках ФГОС в школе осуществляется внеурочная деятельность обучающихся начальной школы и 5-7 классов. Содержание ее складывается из пожеланий родителей и детей (выявление запросов родителей и интересов детей) и направлено на достижение результатов освоения программы. В первую очередь – достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности.

В начальной школе внеурочная деятельность осуществляется по спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному и общекультурному направлениям.

В 5-7 классах – по духовно-нравственному, социальному, общекультурному, общеинтеллектуальному и спортивно-оздоровительному направлениям.

Мы знаем, что включение ребенка в изучение образовательных программ внеурочной деятельности создает особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Кроме того, в школе осуществляется программа по духовно-нравственному воспитанию школьников «Гармония духа, души и тела». Программа составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на обучающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Цель реализации программы: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции; воспитание физически здорового человека.

Задачи:

- формирование у обучающихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;

- создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;

- повышение социальной активности обучающихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;

- развитие общей культура школьников через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям;

- формирование правосознания и гражданской ответственности родителей за воспитание детей;

- воспитание сознательного отношения к труду, подготовка к выбору профессии.

Основные направления воспитательной деятельности:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Формы реализации программы самые различные: праздники, викторины, выставки, игры, традиционные школьные дела, конкурсы разного уровня. Все мероприятия построены на массовом участии школьников и направлены на разностороннее развитие личности ребенка. Сценарный план мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше обучающихся, педагогов и родителей.

И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности – это личный пример учителя. Его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании школьников. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость и забота, такими же будут и отношения учеников между собой. Имеющийся опыт заставляет смотреть на многие вещи по-другому, где-то приходится ломать сложившиеся стереотипы, пересматривать своё отношение к тем или иным вопросам, но это ничего, главное, чтобы результат был положителен. Это и есть важнейшее условие успешного развития России.