Экспериментирование с водой в группе раннего дошкольного возраста «Капелька в гостях у ребят»
Цель: Создать условия для экспериментальной деятельности с водой. В процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
Задачи:
формировать у детей представления о свойствах воды (прозрачная, текучая, одни предметы в воде тонут, а другие плавают, вода может изменять свой цвет)
Методы и приемы:
Методы: игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, экспериментирование.
Оборудование: центр воды и песка; бассейн, пластмассовые шарики, камни; лейки; ведерки с горячей и холодной водой, стаканчики с водой, краски, салфетки.
Предварительная работа: игры-эксперименты с водой;
Ход занятия.
Ведущая. Ребята вы любите играть с водичкой? (Ответы детей). Подходите скорее сюда, водичка приглашает вас поиграть (малыши подходят к небольшому надувному бассейну с водой).
Приготовьте свои ладошки и ловите в них водичку.
Ведущая поливает из маленькой леечки воду на ладошки детям, приговаривая слова песни «Вот водичка капает» (музыка Е. Тиличеевой, слова А. Шибицкой):
Вот водичка капает: кап, кап, кап!
Ручки моем мы вот так: так, так, так!
Вот водичка капает: кап, кап, кап!
Мы водичку набираем: так, так, так!
И умоем личико чистенькой водичкой!
Вот как хорошо!
Стук в двери
Капелька:
Здравствуйте ребята!Я веселая капелька. Зовут меня Капитошка.
К вам в гости сегодня пришла чтобы немного с вами нами поиграть.
-Давайте вспомним какая вода. (показываю воду в стакане). 1.Опустите пальчики в воду, почувствуйте, какая вода? (теплая); а какой вода еще бывает?
У меня есть ведерки с водой, потрогайте в них водичку. (Дети опускают пальчики, определяя, что в одном ведерке вода холодная, а в другом - горячая.) Значит, вода бывает разной температуры – теплая, приятная для рук, холодная и горячая.
2.- А еще вы знаете, что некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают. - Давайте пройдем с вами к столу что у нас тут с вами лежит? (мячики пластмассовые по количеству детей и резиновый мяч)
Как вы думаете, мячик утонет или будет плавать? Давайте проверим. Возьмите мячики в руки, подержите их, мячи из пластмассы, тяжелые они или легкие? (легкие, мягкие). Отпускайте их в воду. Что происходит? (мячики плавают, не тонут).
А резиновый? Посмотрите какой он большой. Как вы думаите утонет мячик в воде? (проверяют)
Значит и резиновые предметы в воде не тонут.
3.- Возьмите в руки камушки. Какие камушки (тяжелые? Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? Аккуратно отпускайте камушки. Что случилось с камнями (они утонули, опустились на дно). Мы с вами убедились, что на пластмассовые предметы по-разному ведут себя в воде: резиновые и пластмассовые предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно.
- Ребята, а вы видите камушки на дне? Почему? (Вода прозрачная, сквозь воду можно разглядеть предметы).
4.Давайте ребятки подуем с вами на наши шарики что бы они поплыли (дуем, вот какие мы с вами сильные.
- Молодцы, ребята, вот как много важного и интересного про воду мы с вами узнали!
-Но что-то наша капелька заскучала. Давайте немного развеселим её и вместе потанцуем.
Физминутка. «Здравствуйте ладошки»
Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают
ладонями вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! (топают ногами)
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают
пальчиками по щечкам)
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)
Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)
Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)
Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)
Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос
указательным пальцем)
Здравствуйте, дети! (машут рукой над головой)
5.-Ребятки, хотите еще поиграть с водичкой?
- Ребята, а теперь мы с вами будем волшебниками и узнаем, что воду можно окрашивать в разные цвета. Посмотрите у вас в баночке стоит краска (обычная краска)разных цветов. Назовём эти цвета (дети называют). Выливайте эти краски в стаканчик с водой и посмотрим, что произойдёт! Давайте попробуем.
Дети берут краски и выливают их, каждый раз наблюдая, как меняется вода. -
Вот какой волшебницей может быть обыкновенная вода.
- Итак, давайте вспомним, какие свойства водички нам знакомы: водичка льется, она может быть холодной, теплой или горячей, предметы могут в ней плавать или тонуть, вода прозрачная, мы сами можем менять цвет воды.
Молодцы, ребята, Нашей капельке с нами очень понравилось играть, но ей пора возвращаться на своё облачко.
Но, чтобы мы сильно не скучали по ней, капелька оставила нам подарки вот такой красивый аквариум с рыбками.
Наполняют аквариум водой и играют.