Тема: Опытно-исследовательская деятельность «Снег, свойства снега».
Цель: Расширять и обогащать представления детей о свойстве снега, о зимних явлениях.
Задачи:
1.Образовательные:
- Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый);
- Формировать навык устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
2.Развивающие:
- Развивать исследовательские навыки;
- Продолжать развивать обследовательские действия;
- Развивать восприятие, мышление, внимание детей.
3.Воспитательные:
- Воспитывать у детей желание помочь;
- Воспитывать аккуратность.
Приоритетная образовательная деятельность: познавательное развитие.
Образовательная деятельность в интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие;
Методы и приемы:
Словесный- отгадывание загадок, инструктаж по технике безопасности,
Наглядный-рассматривание иллюстраций «Применение песка»,
Игровой- игра-исследование «Караван верблюдов» (пальчиковая игра), опыт «Из чего состоит песок», опыт «Сыпучесть песка», опыт «Движение песка», опыт «Пропускает воду», опыт «Свойства мокрого песка».
Продуктивный- песочная аппликация «Песочный человечек»
Предварительная работа:
Словарная работа: холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, прозрачный, гладкий, твердый.
Оборудование для педагога: кубики льда, письмо.
Оборудование для детей: емкость со снегом на каждого ребенка, листы картона голубого цвета по количеству детей,
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть:
Воспитатель: Детки, утром, когда я пришла мне передал письмо почтальон, посмотрите. Давайте я прочту, а вы послушаете:
«Здравствуйте, дети! Пишут вам ваши африканские друзья. Недавно мы прочитали русскую народную сказку «Снегурочка». Но не понимаем, почему она растаяла. Недавно мы узнали, что у вас наступила зима и выпал снег. А что это такое? Как он выглядит? У нас в Африке никто не видел снега. Пожалуйста, объясните нам, почему Снегурочка растаяла и если можно, пришлите немного снега. Заранее благодарны вам ребята.»
Основная часть:
Воспитатель: - Ну что поможем ребятам? (да)
- Вы помните сказку «Снегурочка»?
- Откуда появилась Снегурочка в сказке?
- Из чего слепили баба и дед Снегурочку?
- Какое время года тогда было? (Зима)
- Да зимой часто идет снег (достает емкость со снегом). Скажите, какой снег? (белый, холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий и т.д.)
Послушайте загадку про снег:
На всех садится,
Никого не боится. (Снег)
- Как вы думаете, почему в загадке сказано, что снег никого не боится? (ответы детей)
- Снег никого не боится, потому что его ничто, и никто не может остановить, и ложится он, куда захочет: на деревья, на дома, на дороги, на людей, на животных, на машины. Вы знаете, как называется явление, когда падает снег? (снегопад)
- Посмотрите, что это? (указывает на миску с растаявшим снегом.)
- Что произошло со снегом? (Он растаял) Да, верно, снег начал таять, превращаясь в воду. Почему он растаял в группе? (потому что в группе тепло, в тепле снег растаял.) Верно, помните, когда на прогулке мы ловили снежинки на руку, что с ней происходило? (снежинки таяли в ладошке.)
- Правильно ребята, ладошка теплая, и снежинки таяли. Теперь мы можем объяснить ребятам из Африки, почему растаяла Снегурочка?
Дети: Да! Снегурочка сделана из снега, а снег в тепле тает.
Воспитатель: - Правильно, ребята! Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. Как вы думаете, что случится с водой на улице в холодную погоду? (Вода замерзнет, превратится в лед.)
-Что такое лед? Какой он? Рассмотрите его. (Твердый, гладкий, прозрачный, холодный.)
- Положите кусочек льда на цветной лист, какого он цвета становится? (Ответы детей.)- Какого цвета у тебя стал лед Артем? А у тебя Элина?
- Что происходит со льдом в воде? Давайте проверим.
- Он плавает или тонет? (Дети экспериментируют со льдом).
- Ребята, как вы считаете, это хорошо или плохо, что снег покрывает землю, а лед реки и озера? (ответы детей). А теперь отдохнем немного и поиграем.
Физминутка:
Закружились, завертелись белые снежинки (дети кружатся.)
Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки (поднимают руку).
Чуть затихла злая вьюга, улеглись повсюду (приседают, прижимают руку к полу).
Заискрились, засверкали- все дивятся чуду (разводят руки в стороны).
- Ребята, как вы думаете, можно ли в Африку послать снег? (нет, он растает)
- Что же нам делать? Ведь африканские ребята никогда не видели снег? (ответы)
- А давайте нарисуем снежинки! Перед вами листы голубой бумаги, краски, кисти. (дети рисуют снежинки)
- Посмотрите, какая у вас получилась снежинка, нравится ли она вам?
-Вот сколько красивых, изящных снежинок получилось у нас! Сейчас мы наведем порядок на своих рабочих местах. А теперь давайте все вместе напишем письмо ребятам в Африку и сложим в конверт наши снежинки!
-Молодцы, ребята! Думаю, наши друзья останутся довольны.