СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыты с водой для малышей

Нажмите, чтобы узнать подробности

картотека опытов с водой для детей 3-4 лет

Просмотр содержимого документа
«Опыты с водой для малышей»




Опыт №1 «Почему вода прозрачная?»


Цель: выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать

речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком , камешки, пуговицы,

ракушки, клеёнка, баночки.

Ход:  детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода).

Игра №1 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки  в тазик  с водой.

Затем  дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней  ракушками.

Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки). Как вы догадались?

(предметы видны в воде). Вода прозрачная».

Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с молоком.

Вопросы « Где камушки? Почему их не видно?» ( Потому что молоко белого цвета).

Игра №3 «Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в стакане

с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему

ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны

предметы?» (Она прозрачная).

Вывод: вода прозрачная, в ней видны все предметы.









Опыт №2 «Как вода меняет цвет?»


Цель: дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при

растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей; развивать

умение делать простейшие выводы. Воспитывать положительное

отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.

Оборудование: разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные

стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.

Ход: 

Воспитатель: Ребята, давайте приготовим разноцветный сок для куклы Тани.

Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода). Какой цвет имеет вода?

(вода прозрачная).  Можно окрасить воду при помощи краски?»

При помощи пипетки дети поочерёдно капают в баночки разведенную гуашь и

наблюдают, как вода меняет окраску.

Игра «Спрячем камушки»- дети бросают камушки в стаканчики  с окрашенной

водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно? (камушек не видно,

потому что вода окрашена).

Вывод: вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде

предметов не видно.











Опыт №3 «Какой вкус у воды?»

Цель: дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но

может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ.

Оборудование: ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки,  

стаканчики пустые, с вареньем, солью, повязка для глаз.

Ход: 

Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Маша и принесла угощение.

Сначала взрослый предлагает попробовать , что налито в первом стаканчике.

Вопросы: «Чем угостила вас кукла Маша? (водой). Какой вкус у воды? (вода

безвкусная).

Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем : «Из чего делают

варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода, если мы

в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой).» Дети пробуют воду.

Аналогично проводятся действия с солью: «Что находится в баночке? (соль)

Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в неё положим соль?»

Игровое задание «Угадай угощение» -нескольким детям поочередно

завязывают глаза и они  определяют вкусовые качества воды (солёная,

сладкая, обычная, безвкусная).

Вывод: Вода приобретает вкус  растворимых в ней веществ.









Опыт №4 «Какую форму принимает вода?»

Цель: формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает

форму того сосуда, в который её наливают.

Оборудование: ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой.

Ход:  

Игры со стаканчиками. Воспитатель: «Я приготовила для нас тазик с водой.

Как вы думаете, где я ее взяла? (налила из крана). Что будет, если я

наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если

я  буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться).

Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из

них воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода- жидкая, поэтому

она может литься, переливаться и выливаться».

Игры с формочками и баночками. Воспитатель: «Давайте заполним водой

все приготовленные ёмкости и поставим их на стол. Во все ли баночки

налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или

разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и

баночках  одинаковая или нет?(одинаковая).Как вы думаете, имеет ли

вода форму? (вода не имеет  формы).

Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.










Опыт №5 «Во что превращаются снег и лёд?»


Цель: показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой

воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между

температурой воздуха и состоянием воды.

 Оборудование: два блюдечка, снег, лёд, белая бумага.

Ход: воспитатель с детьми рассматривают приготовленный заранее снег на

блюдечке, обследуют его  и рассказывают о нём.

Вопросы: «Какого цвета снег? (белый) Какой он на ощупь? (холодный).

Откуда на блюдечке появилась вода? (снег стал таять). Почему стал таять снег?

(от теплого воздуха, его принесли в помещение). Из чего состоит снег? (из

воды)

«Какая вода в блюдечке? (грязная, с мусором). Почему вода грязная?

Откуда появился этот мусор?( снег был грязный).

Вывод: Снег и лёд в тепле тают и становятся водой. Снег нельзя есть, он

содержит

в себе частички грязи.











Опыт №6 «Как вытолкнуть воду?»

Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в

воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы,

мелкую моторику, активизировать словарь.

Оборудование: мерная ёмкость с водой, камешки, ложки, персонаж кукла Маша.

Ход:  кукла Маша приносит корзинку с камешками. На столе поднос с

прозрачной широкой колбой с водой. Предлагает поиграть.

- Давайте бросать в воду камешки. Посмотрите, как красиво камешки падают

на дно. В воде они переливаются, блестят. Попробуйте и вы.

Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что происходит с водой, когда вы бросаете

в нее камушки? (она поднимается и выливается). А почему поднимается?

(камешки ее выталкивают). Давайте еще раз посмотрим (берется другая емкость

с водой, в этот раз воспитатель фломастером отмечает уровень воды при

каждом бросании камешка).

  Игровое упражнение «Вылови камушки»- дети вынимают камушки из банки с

помощью ложек.

Вывод: вода в емкости поднимается при погружении в не предмет












Опыт № 7 «Мой веселый, звонкий мяч»


Цель. Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут

«выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

Оборудование:  Ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка.

Ход:

Воспитатель. Поиграем с мячиком в прятки?

Первый эксперимент. Помять мячик в ладонях (он упругий, легкий,

резиновый), опустить в ванночку с водой. Что происходит с мячиком? Почему он

не тонет? (Мяч плавает: он резиновый)

Второй эксперимент. Дети погружают мячик на дно ванночки, немного

придерживают его рукой и резко отпускают. Что произошло с ним? (Мячик

выскакивает на поверхность воды.)

Вывод: резиновый мячик не тонет, он легкий; вода выталкивает легкие

предметы на поверхность.













Опыт №8 «Как собрать воду»


Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными

предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Оборудование: поролоновая губка, пипетка, резиновая груша,

ванночка с водой.

Ход: возьмите поролоновую губку, резиновую грушу и пипетку.

Налейте

воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей

(чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и

покажите,

как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой

грушей и

перелейте её в другую ёмкостью. Тоже самое проделайте и с

пипеткой.

Вывод: воду можно собрать с помощью разных предметов.













Опыт №9 «Водопад»


Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Оборудование: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины

пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.

Ход:

Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют

наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по

картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы:

лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода

движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки

по-другому (направление движения воды изменится).

Вывод: вода может изменять направление.











Опыт №10 «Тонет-не тонет»

Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов,

сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у

детей «тонет - не тонет».

Оборудование: большая чаша с водой на столе, набор игрушек и предметов из

резины, пластмассы, дерева, метала, шарики и мячи из этих материалов,

«чудесная коробка

Ход. У воспитателя в руках корзина с маленькими мячами и шариками.)

Дети опускают маленькие мячики, сделанные из резины и пластмассы, а так же

деревянные шарики в воду (большая чаша с водой стоит на столе), наблюдают

за ними и приходят к выводу, что эти шарики и мячи не тонут, так как они

деревянные, пластмассовые, резиновые. Шары и мячи достают из воды,

вытирают насухо и складывают в корзину.

Д/и «Тонет- не тонет».

Дети достают из коробки предметы, рассматриваю их и проводят опыты

«тонет - не тонет». Те предметы, которые тонут (стеклянные, металлические)

 складывают в синюю коробку, а те, которые не тонут (деревянные,

пластмассовые, резиновые) - в красную.

Вывод: резиновые, деревянные, пластмассовые предметы не тонут, а

стеклянные, металлические тонут.