Опыт №1 «Почему вода прозрачная?»
Цель: выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать
речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком , камешки, пуговицы,
ракушки, клеёнка, баночки.
Ход: детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода).
Игра №1 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в тазик с водой.
Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней ракушками.
Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки). Как вы догадались?
(предметы видны в воде). Вода прозрачная».
Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с молоком.
Вопросы « Где камушки? Почему их не видно?» ( Потому что молоко белого цвета).
Игра №3 «Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в стакане
с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему
ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны
предметы?» (Она прозрачная).
Вывод: вода прозрачная, в ней видны все предметы.
Опыт №2 «Как вода меняет цвет?»
Цель: дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при
растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей; развивать
умение делать простейшие выводы. Воспитывать положительное
отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.
Оборудование: разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные
стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.
Ход:
Воспитатель: Ребята, давайте приготовим разноцветный сок для куклы Тани.
Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода). Какой цвет имеет вода?
(вода прозрачная). Можно окрасить воду при помощи краски?»
При помощи пипетки дети поочерёдно капают в баночки разведенную гуашь и
наблюдают, как вода меняет окраску.
Игра «Спрячем камушки»- дети бросают камушки в стаканчики с окрашенной
водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно? (камушек не видно,
потому что вода окрашена).
Вывод: вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде
предметов не видно.
Опыт №3 «Какой вкус у воды?»
Цель: дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но
может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ.
Оборудование: ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки,
стаканчики пустые, с вареньем, солью, повязка для глаз.
Ход:
Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Маша и принесла угощение.
Сначала взрослый предлагает попробовать , что налито в первом стаканчике.
Вопросы: «Чем угостила вас кукла Маша? (водой). Какой вкус у воды? (вода
безвкусная).
Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем : «Из чего делают
варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода, если мы
в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой).» Дети пробуют воду.
Аналогично проводятся действия с солью: «Что находится в баночке? (соль)
Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в неё положим соль?»
Игровое задание «Угадай угощение» -нескольким детям поочередно
завязывают глаза и они определяют вкусовые качества воды (солёная,
сладкая, обычная, безвкусная).
Вывод: Вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.
Опыт №4 «Какую форму принимает вода?»
Цель: формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает
форму того сосуда, в который её наливают.
Оборудование: ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой.
Ход:
Игры со стаканчиками. Воспитатель: «Я приготовила для нас тазик с водой.
Как вы думаете, где я ее взяла? (налила из крана). Что будет, если я
наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если
я буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться).
Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из
них воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода- жидкая, поэтому
она может литься, переливаться и выливаться».
Игры с формочками и баночками. Воспитатель: «Давайте заполним водой
все приготовленные ёмкости и поставим их на стол. Во все ли баночки
налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или
разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и
баночках одинаковая или нет?(одинаковая).Как вы думаете, имеет ли
вода форму? (вода не имеет формы).
Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Опыт №5 «Во что превращаются снег и лёд?»
Цель: показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой
воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между
температурой воздуха и состоянием воды.
Оборудование: два блюдечка, снег, лёд, белая бумага.
Ход: воспитатель с детьми рассматривают приготовленный заранее снег на
блюдечке, обследуют его и рассказывают о нём.
Вопросы: «Какого цвета снег? (белый) Какой он на ощупь? (холодный).
Откуда на блюдечке появилась вода? (снег стал таять). Почему стал таять снег?
(от теплого воздуха, его принесли в помещение). Из чего состоит снег? (из
воды)
«Какая вода в блюдечке? (грязная, с мусором). Почему вода грязная?
Откуда появился этот мусор?( снег был грязный).
Вывод: Снег и лёд в тепле тают и становятся водой. Снег нельзя есть, он
содержит
в себе частички грязи.
Опыт №6 «Как вытолкнуть воду?»
Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в
воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы,
мелкую моторику, активизировать словарь.
Оборудование: мерная ёмкость с водой, камешки, ложки, персонаж кукла Маша.
Ход: кукла Маша приносит корзинку с камешками. На столе поднос с
прозрачной широкой колбой с водой. Предлагает поиграть.
- Давайте бросать в воду камешки. Посмотрите, как красиво камешки падают
на дно. В воде они переливаются, блестят. Попробуйте и вы.
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что происходит с водой, когда вы бросаете
в нее камушки? (она поднимается и выливается). А почему поднимается?
(камешки ее выталкивают). Давайте еще раз посмотрим (берется другая емкость
с водой, в этот раз воспитатель фломастером отмечает уровень воды при
каждом бросании камешка).
Игровое упражнение «Вылови камушки»- дети вынимают камушки из банки с
помощью ложек.
Вывод: вода в емкости поднимается при погружении в не предмет
Опыт № 7 «Мой веселый, звонкий мяч»
Цель. Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут
«выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.
Оборудование: Ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка.
Ход:
Воспитатель. Поиграем с мячиком в прятки?
Первый эксперимент. Помять мячик в ладонях (он упругий, легкий,
резиновый), опустить в ванночку с водой. Что происходит с мячиком? Почему он
не тонет? (Мяч плавает: он резиновый)
Второй эксперимент. Дети погружают мячик на дно ванночки, немного
придерживают его рукой и резко отпускают. Что произошло с ним? (Мячик
выскакивает на поверхность воды.)
Вывод: резиновый мячик не тонет, он легкий; вода выталкивает легкие
предметы на поверхность.
Опыт №8 «Как собрать воду»
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными
предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Оборудование: поролоновая губка, пипетка, резиновая груша,
ванночка с водой.
Ход: возьмите поролоновую губку, резиновую грушу и пипетку.
Налейте
воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей
(чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и
покажите,
как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой
грушей и
перелейте её в другую ёмкостью. Тоже самое проделайте и с
пипеткой.
Вывод: воду можно собрать с помощью разных предметов.
Опыт №9 «Водопад»
Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
Оборудование: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины
пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.
Ход:
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют
наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по
картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы:
лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода
движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки
по-другому (направление движения воды изменится).
Вывод: вода может изменять направление.
Опыт №10 «Тонет-не тонет»
Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов,
сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у
детей «тонет - не тонет».
Оборудование: большая чаша с водой на столе, набор игрушек и предметов из
резины, пластмассы, дерева, метала, шарики и мячи из этих материалов,
«чудесная коробка
Ход. У воспитателя в руках корзина с маленькими мячами и шариками.)
Дети опускают маленькие мячики, сделанные из резины и пластмассы, а так же
деревянные шарики в воду (большая чаша с водой стоит на столе), наблюдают
за ними и приходят к выводу, что эти шарики и мячи не тонут, так как они
деревянные, пластмассовые, резиновые. Шары и мячи достают из воды,
вытирают насухо и складывают в корзину.
Д/и «Тонет- не тонет».
Дети достают из коробки предметы, рассматриваю их и проводят опыты
«тонет - не тонет». Те предметы, которые тонут (стеклянные, металлические)
складывают в синюю коробку, а те, которые не тонут (деревянные,
пластмассовые, резиновые) - в красную.
Вывод: резиновые, деревянные, пластмассовые предметы не тонут, а
стеклянные, металлические тонут.