СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ораторское искусство"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

Просмотр содержимого документа
«"Ораторское искусство"»

1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Ораторское искусство» составлена на основании:

  • Основной образовательной программы среднего образования.

  • Учебного плана МБОУ «Солнечная СОШ».

  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности.

  • Рабочей программы внеурочной деятельности «Ораторское искусство», утвержденной приказом директора № 84/1 от 31.08.2020 г.


Количество часов в неделю 1 , в год 34 ч.


Программа внеурочной деятельности «Ораторское искусство» предназначена учащихся 9 класса в условиях реализации ФГОС ООО.

Цель курса : создание условий для развития у учащихся социальных компетенций, важных для сознательного участия в жизни общества, а именно: формулирования и отстаивания собственной точки зрения, критического мышления, ведения диалога, ораторских способностей, умения находить и анализировать информацию.

Задачи дополнительной образовательной программы:

Образовательные:

-познакомить учащихся с основными формами, законами и операциями мыслительной деятельности;

-сформировать навыки создания эффективной системы доказательства и умения опровержения;

-обучить основам критического мышления, методам обработки информации;

-познакомить с основами делового этикета;

-расширить кругозор и словарный запас;

-обучить умелой, искусной, эффективной речи;

-обучить эффективным формам общения;

Развивающие:

-сформировать умение отстаивать различные идеи и убеждения;

-сформировать умение работать в команде;

-развить творческие способности: воображение, внимание, память;

-развить ораторские способности: речь, навыки публичного выступления; способность привлечь внимание слушателей интонацией, жестами, мимикой;

-развить умение четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;

Воспитательные:

-сформировать активную гражданскую позицию;

-сформировать уверенную в себе личность, способную к творчеству;

-сформировать чувство сопричастности к коллективу;

-сформировать уважительное отношение к различным взглядам, традициям и культурам;

-повысить интерес к событиям общественно-политической жизни города, страны, мира.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. В основу создания программы легли идеи: развития и саморазвития личности средствами неформального общения; коллективной деятельности как залоге успеха; ориентация подростков на вечные и абсолютные истины и ценности; воспитания личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, группой, своей страной, человечеством. Развитие лидерских качеств и творческих способностей, формирование и закрепление коммуникативных, организаторских навыков реализуется через интенсивную практическую деятельность. Программа успешно сочетает в себе теоретические знания и отработку соответствующих умений и навыков на практике благодаря современным педагогическим технологиям и методикам, которые интересны современному поколению подростков. Коллективная деятельность – является ведущей формой работы на занятиях и способствует созданию условий для становления социально-активной личности учащихся, их саморазвития в процессе лидерской подготовки.

Программа состоит из двух модулей: «Ораторское искусство»», «Деловое общение».

I модуль

«Ораторское искусство»

Пояснительная записка

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение. Ораторское искусство помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.

Актуальность модуля «Ораторское искусство» заключается в том, что изучение данного курса необходимо в жизни любого грамотного человека. Он направлен на развитие и повышение уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся.

Модуль «Ораторское искусство» создан на основе программы по риторике с учетом личного опыта и наработок на базе учебного пособия «Риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской.

Основными отличиями данной программы от стандартной является нацеленность на подготовку учащихся к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения с изучением данного курса, связь данной программы с направлениями социально-адаптационной и культурологической.

Цель: способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, обучению ораторскому искусству, искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента.

Задачи:

1.Дать учащимся наиболее общее представление о сущности ораторского искусства.

2.Заложить основы знаний построения публичного высказывания, произнесения речи.

3.Выработать умения и навыки ораторского мастерства (владение речью и ее техникой, влияния на аудиторию и т.п.).

4.Научить анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности.

5. Способствовать формированию общительности, уважения, культуры мысли и речи, норм литературного произношения.

II модуль

«Деловое общение»

Пояснительная записка

Подготовка обучающихся к жизни, развитие у подростков самостоятельности, активности, творчества предполагает, наряду с другими умениями, формирование навыка владения деловой речью, знание делового этикета.

Чтобы стать успешным человеком, необходимы знания норм и правил поведения в коллективе, о его морально-психологическом климате, об этике отношений, владение навыками культуры отношений.

Актуальность модуля «Деловое общение», направленного на развитие коммуникативной компетентности, то есть способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, очевидна и не вызывает сомнения.

«Деловое общение» - это модуль социально-педагогической направленности, который ориентирован на совершенствование, приобретение новых знаний, умений и навыков по предметной области «Деловое общение» учащимися, а также на педагогическую поддержку подростков, нуждающихся в адаптации в новых социально – культурных условиях.

Цель: дать знания об основах делового общения и сформировать профессионально-ориентированные умения в рамках деловой коммуникации.

Задачи:

1. Расширять знания учащихся в сфере межличностных отношений.

2. Развивать навыки делового общения.

3. Развивать навыки составления деловых документов.

4. Развивать навыки бесконфликтного урегулирования ситуаций межличностного общения.

5.Научить работать в коллективе, принимать коллегиальные решения.





2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

Предметные:

Учащийся должен знать:

-понятия «общение», «коммуникация», «риторика» «самопрезентация»;

-сущность ораторского искусства;

-приемы и виды активного слушания;

-правила самопрезентации;

Учащийся должен уметь:

-владеть основными операциями мыслительной деятельности (синтез, анализ);

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить логическую цепь рассуждений;

-строить доказательство и уверенно его представлять;

-критически мыслить и работать с информацией;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно формулировать проблемы;

Метапредметные:

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

-умение владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

. Результаты освоения учебного курса «Ораторское искусство»

  • овладение техниками построения устной монологической речи;

  • умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и реакцию аудитории;

  • умение управлять своим телом и голосом;

  • умение уместно использовать разные уровни энергетики, жесты, интонации, контакт глазами;

  • умение корректно вести спор, дискуссию, дебаты;

  • умение противостоять словесной агрессии;

  • овладение основными ресурсами жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная;

  • соблюдение правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;

  • умение готовиться к выступлению.

Способы определения результативности:

    • Оценка качества обучения по модулю производится различными

    • методами и средствами:

    • - индивидуальный опрос

    • - тесты

    • - тренинги

    • - результаты конкурсов, публичных выступлений

    • - личные достижения каждого учащегося

    • в деловых играх.

3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Материально-техническая база для реализации программы

Место проведения:

  • Школьный кабинет русского языка

  • Компьютер, мультимедиа

  • Доступ к библиотечным фондам.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Формы занятий:

  • групповая работа, концентрированный теоретический материал в виде интерактивных мини-лекций;

  • практические задания, выполнение индивидуальных и групповых упражнений.

  • групповые обсуждения и игры;

  • тестирование;

  • дебаты;

  • выполнение заданий по составлению деловых текстов;

  • тренинги.



Эффективность реализации программы:

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:

  • входной контроль (тесты, опрос);

  • промежуточная аттестация (тематический зачет);

  • итоговая аттестация (риторические игры, выступление, конкурсы, эссе).

Оцениваются уровень мотивации учащихся и развитие творческих способностей, акт



3. Содержание программы внеурочной деятельности «Ораторское искусство» с указанием форм и видов деятельности

п/п

Название раздела

Содержание

Формы и виды деятельности

I

модуль

«Ораторское искусство»

I

Ораторское общение.

Из истории риторики. Личность оратора. Знания, умения и навыки, необходимые оратору. Роды и виды ораторского искусства.


Лекция.

Упражнения для дыхания, дикции, голоса, интонации. Тренинг («Литературный пересказ», «Придумай рассказ», «Дополни пословицу», «Угадай пословицу»).

II

Логика в речи оратора.


Что значит говорить ясно и понятно. Будем последовательны в изложении.

Не нужно противоречить себе. Аудитория ждёт обоснования и утверждений. Требования логики к аргументам. Как построить умозаключения.

Лекция.

Тренинг («Литературный пересказ», «Придумай рассказ»). Ролевые игры («Информация»).

III

Как сделать свою речь убедительной.


Когда слова убеждают. Формулировка тезиса. Какие аргументы лучше побеждают. Уместность речи. Как сделать речь выразительной. Логические ошибки.


Лекция.

Ролевые игры. («Прорыв», «Метафора», «Точка зрения»). Тренинг. («Буриме», «Гайд-парк», «Психотренинг»). Составление памятки «Правила цитирования».

II

модуль

«Деловое общение»

I

Культура делового общения.

Специфика делового общения. Что значит владеть культурой делового общения? Речь в деловом общении. Телефонный разговор – один из видов делового общения.

Лекция.

Дискуссия. Эссе.

II

Культура ведения полемики.

Когда не надо спорить. С чего начинается полемика. Порядок ведения полемики. Особенности полемической убеждающей речи. Выступление оппонента.

Принципы ведения полемики. Правила ведения полемики. Тактика ведения полемики.

Полемические приёмы. Уловки в споре и способы защиты от них. Запрещённые приёмы ведения полемики. Как отвечать на обвинения.

Лекция.

Составление «Памятки полемиста», «Словаря полемиста», «Памятки «Как вести дискуссию». Ролевые игры. («Принятие решений», «Вопросы», «Политбой»).

Тренинг («Считалка», «Диспут», «Импровизация», «Критики», «Диалог»).


III

Восприятие и понимание партнёра по общению.

Приоритетные каналы восприятия. Особенности восприятия человека человеком. Механизмы восприятия и понимания. Можно ли предвидеть поведение партнёра.

Лекция.

Ролевая игра «Обвинители и защитники».

IV

Как «читать» партнёра по деловому разговору

Наблюдение за партнёром. О чём говорят жесты и мимика. Правила чтения жестов. Чтение по лицу. Нахождение в пространстве. Как можно влиять на партнёра. Если партнёр говорит не то, что думает. Когда принимают решение.

Деловая игра. Эссе.

V

Имидж делового человека

Внешнее впечатление. Деловые качества. Как сделать благоприятным

первое впечатление. Как прослыть остроумным?

Лекция.

Ролевая игра «Шутка». Тренинг.

VI

Барьеры в общении и их преодоление

Барьеры взаимодействия. Влияние топов личности на отношения партнёров.

Барьеры восприятия и понимания. Коммуникативные барьеры. Способы преодоления

коммуникативных барьеров.

Лекция.

Диагностическое тестирование. Решение проблемных задач. Самопрезентация.

VII

Итоговое занятие


Практическое занятие. Конференция. Деловая игра. («Детектив», «Прием на работу», «Обвинители и защитники»).









4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела

п/п

Название раздела

Количество часов

I

модуль

«Ораторское искусство»

1

Ораторское общение.

2

2

Логика в речи оратора.

4

3

Как сделать свою речь убедительной.

4

4

Подготовка к выступлению.

4

5

Секреты успешного выступления

4


Всего

18

II

модуль

«Деловое общение»


7

Культура делового общения.

2

8

Культура ведения полемики.

3

9

Восприятие и понимание партнёра по общению.

2

10

Как «читать» партнёра по деловому разговору

2

11

Имидж делового человека

1

12

Барьеры в общении и их преодоление

2

13

Итоговое занятие

4


Всего

16


ИТОГО

34























5. Календарно –тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

План

Факт

I модуль «Ораторское искусство»

1

Ораторское общение.

06.09.21


2

Ораторское общение.

13.09.21


3

Логика в речи оратора.

Что значит говорить ясно и понятно

20.09.21



4

Не нужно противоречить себе. Аудитория ждёт обоснования и утверждений

27.09.21


5

Требования логики к аргументам. Как построить умозаключения.

04.10.21


6

Практическое занятие. Логика в речи оратора

11.10.21


7

Как сделать свою речь убедительной.

Когда слова убеждают. Формулировка тезиса.

18.10.21


8

Какие аргументы лучше побеждают. Уместность речи.

25.10.21


9

Как сделать речь выразительной. Логические ошибки.

01.11.21

08.11

10

Практическое занятие

15.11.21


11

Подготовка к выступлению. Определение цели и основной идеи. Схемы речей разных видов. Проблемное изложение материала.

22.11.21



12

Как подобрать материал для выступления. Композиция выступления. Работа над текстом выступления

29.11.21


13

Как выступать без текста. Оперативная подготовка к выступлению.

06.12.21


14

Практическое занятие

13.12.21



15

Секреты успешного выступления. Контакт с аудиторией. Что это такое? Как установить контакт с аудиторией

20.12.21


16

Виды внимания аудитории. Начало выступления. Способы удержания внимания.

27.12. 21


17

О жестах и мимике оратора. Как завершить выступление

17.01. 22


18

Реакция слушателей на выступление. Как правильно отвечать на вопросы. Анализ проведённого выступления

24.01. 22



II модуль «Деловое общение»

19

Культура делового общения. Специфика делового общения. Что значит владеть культурой делового общения? Речь в деловом общении.

31.01.22


20

Телефонный разговор – один из видов делового общения. Написание эссе

07.02. 22



21

Культура ведения полемики. Когда не надо спорить. С чего начинается полемика. Порядок ведения полемики. Особенности полемической убеждающей речи.

14.02.22.


22

Выступление оппонента.

Принципы ведения полемики. Правила ведения полемики. Тактика ведения полемики.

21.02.22


23

Полемические приёмы. Уловки в споре и способы защиты от них. Запрещённые приёмы ведения полемики. Как отвечать на обвинения.

28.02.22


24

Восприятие и понимание партнёра по общению. Приоритетные каналы восприятия. Особенности восприятия человека человеком.

14.03.22


25

Механизмы восприятия и понимания. Можно ли предвидеть поведение партнёра.

Ролевая игра «Обвинители и защитники».

21.03.22


26

Как «читать» партнёра по деловому разговору. Наблюдение за партнёром. О чём говорят жесты и мимика. Правила чтения жестов. Чтение по лицу.

04.04.22


27

Нахождение в пространстве. Как можно влиять на партнёра. Если партнёр говорит не то, что думает. Когда принимают решение.

11.04.22


28

Деловая игра.


18.04.22


29

Имидж делового человека. Внешнее впечатление. Деловые качества. Как сделать благоприятным первое впечатление. Как прослыть остроумным? Тренинг. Ролевая игра «Шутка».

25.04.22


30

Барьеры в общении и их преодоление.

Барьеры взаимодействия. Влияние топов личности на отношения партнёров.

16.05.22


31

Барьеры восприятия и понимания. Коммуникативные барьеры. Способы преодоления

коммуникативных барьеров

23.05.22


32

Диагностическое тестирование.



33

Решение проблемных задач.



34

Самопрезентация. Итоговое занятие.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!