1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Ораторское искусство» составлена на основании:
Основной образовательной программы среднего образования.
Учебного плана МБОУ «Солнечная СОШ».
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности.
Рабочей программы внеурочной деятельности «Ораторское искусство», утвержденной приказом директора № 84/1 от 31.08.2020 г.
Количество часов в неделю 1 , в год 34 ч.
Программа внеурочной деятельности «Ораторское искусство» предназначена учащихся 9 класса в условиях реализации ФГОС ООО.
Цель курса : создание условий для развития у учащихся социальных компетенций, важных для сознательного участия в жизни общества, а именно: формулирования и отстаивания собственной точки зрения, критического мышления, ведения диалога, ораторских способностей, умения находить и анализировать информацию.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Образовательные:
-познакомить учащихся с основными формами, законами и операциями мыслительной деятельности;
-сформировать навыки создания эффективной системы доказательства и умения опровержения;
-обучить основам критического мышления, методам обработки информации;
-познакомить с основами делового этикета;
-расширить кругозор и словарный запас;
-обучить умелой, искусной, эффективной речи;
-обучить эффективным формам общения;
Развивающие:
-сформировать умение отстаивать различные идеи и убеждения;
-сформировать умение работать в команде;
-развить творческие способности: воображение, внимание, память;
-развить ораторские способности: речь, навыки публичного выступления; способность привлечь внимание слушателей интонацией, жестами, мимикой;
-развить умение четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
Воспитательные:
-сформировать активную гражданскую позицию;
-сформировать уверенную в себе личность, способную к творчеству;
-сформировать чувство сопричастности к коллективу;
-сформировать уважительное отношение к различным взглядам, традициям и культурам;
-повысить интерес к событиям общественно-политической жизни города, страны, мира.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. В основу создания программы легли идеи: развития и саморазвития личности средствами неформального общения; коллективной деятельности как залоге успеха; ориентация подростков на вечные и абсолютные истины и ценности; воспитания личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, группой, своей страной, человечеством. Развитие лидерских качеств и творческих способностей, формирование и закрепление коммуникативных, организаторских навыков реализуется через интенсивную практическую деятельность. Программа успешно сочетает в себе теоретические знания и отработку соответствующих умений и навыков на практике благодаря современным педагогическим технологиям и методикам, которые интересны современному поколению подростков. Коллективная деятельность – является ведущей формой работы на занятиях и способствует созданию условий для становления социально-активной личности учащихся, их саморазвития в процессе лидерской подготовки.
Программа состоит из двух модулей: «Ораторское искусство»», «Деловое общение».
I модуль
«Ораторское искусство»
Пояснительная записка
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение. Ораторское искусство помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Актуальность модуля «Ораторское искусство» заключается в том, что изучение данного курса необходимо в жизни любого грамотного человека. Он направлен на развитие и повышение уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся.
Модуль «Ораторское искусство» создан на основе программы по риторике с учетом личного опыта и наработок на базе учебного пособия «Риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской.
Основными отличиями данной программы от стандартной является нацеленность на подготовку учащихся к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения с изучением данного курса, связь данной программы с направлениями социально-адаптационной и культурологической.
Цель: способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, обучению ораторскому искусству, искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента.
Задачи:
1.Дать учащимся наиболее общее представление о сущности ораторского искусства.
2.Заложить основы знаний построения публичного высказывания, произнесения речи.
3.Выработать умения и навыки ораторского мастерства (владение речью и ее техникой, влияния на аудиторию и т.п.).
4.Научить анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности.
5. Способствовать формированию общительности, уважения, культуры мысли и речи, норм литературного произношения.
II модуль
«Деловое общение»
Пояснительная записка
Подготовка обучающихся к жизни, развитие у подростков самостоятельности, активности, творчества предполагает, наряду с другими умениями, формирование навыка владения деловой речью, знание делового этикета.
Чтобы стать успешным человеком, необходимы знания норм и правил поведения в коллективе, о его морально-психологическом климате, об этике отношений, владение навыками культуры отношений.
Актуальность модуля «Деловое общение», направленного на развитие коммуникативной компетентности, то есть способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, очевидна и не вызывает сомнения.
«Деловое общение» - это модуль социально-педагогической направленности, который ориентирован на совершенствование, приобретение новых знаний, умений и навыков по предметной области «Деловое общение» учащимися, а также на педагогическую поддержку подростков, нуждающихся в адаптации в новых социально – культурных условиях.
Цель: дать знания об основах делового общения и сформировать профессионально-ориентированные умения в рамках деловой коммуникации.
Задачи:
1. Расширять знания учащихся в сфере межличностных отношений.
2. Развивать навыки делового общения.
3. Развивать навыки составления деловых документов.
4. Развивать навыки бесконфликтного урегулирования ситуаций межличностного общения.
5.Научить работать в коллективе, принимать коллегиальные решения.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Предметные:
Учащийся должен знать:
-понятия «общение», «коммуникация», «риторика» «самопрезентация»;
-сущность ораторского искусства;
-приемы и виды активного слушания;
-правила самопрезентации;
Учащийся должен уметь:
-владеть основными операциями мыслительной деятельности (синтез, анализ);
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить логическую цепь рассуждений;
-строить доказательство и уверенно его представлять;
-критически мыслить и работать с информацией;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно формулировать проблемы;
Метапредметные:
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
-умение владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
. Результаты освоения учебного курса «Ораторское искусство»
овладение техниками построения устной монологической речи;
умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и реакцию аудитории;
умение управлять своим телом и голосом;
умение уместно использовать разные уровни энергетики, жесты, интонации, контакт глазами;
умение корректно вести спор, дискуссию, дебаты;
умение противостоять словесной агрессии;
овладение основными ресурсами жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная;
соблюдение правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;
умение готовиться к выступлению.
Способы определения результативности:
Оценка качества обучения по модулю производится различными
методами и средствами:
- индивидуальный опрос
- тесты
- тренинги
- результаты конкурсов, публичных выступлений
- личные достижения каждого учащегося
в деловых играх.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Материально-техническая база для реализации программы
Место проведения:
Школьный кабинет русского языка
Компьютер, мультимедиа
Доступ к библиотечным фондам.
Методическое обеспечение образовательной программы.
Формы занятий:
групповая работа, концентрированный теоретический материал в виде интерактивных мини-лекций;
практические задания, выполнение индивидуальных и групповых упражнений.
групповые обсуждения и игры;
тестирование;
дебаты;
выполнение заданий по составлению деловых текстов;
тренинги.
Эффективность реализации программы:
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:
входной контроль (тесты, опрос);
промежуточная аттестация (тематический зачет);
итоговая аттестация (риторические игры, выступление, конкурсы, эссе).
Оцениваются уровень мотивации учащихся и развитие творческих способностей, акт
3. Содержание программы внеурочной деятельности «Ораторское искусство» с указанием форм и видов деятельности
№ п/п | Название раздела | Содержание | Формы и виды деятельности |
I модуль | «Ораторское искусство» |
I | Ораторское общение. | Из истории риторики. Личность оратора. Знания, умения и навыки, необходимые оратору. Роды и виды ораторского искусства. | Лекция. Упражнения для дыхания, дикции, голоса, интонации. Тренинг («Литературный пересказ», «Придумай рассказ», «Дополни пословицу», «Угадай пословицу»). |
II | Логика в речи оратора. | Что значит говорить ясно и понятно. Будем последовательны в изложении. Не нужно противоречить себе. Аудитория ждёт обоснования и утверждений. Требования логики к аргументам. Как построить умозаключения. | Лекция. Тренинг («Литературный пересказ», «Придумай рассказ»). Ролевые игры («Информация»). |
III | Как сделать свою речь убедительной. | Когда слова убеждают. Формулировка тезиса. Какие аргументы лучше побеждают. Уместность речи. Как сделать речь выразительной. Логические ошибки. | Лекция. Ролевые игры. («Прорыв», «Метафора», «Точка зрения»). Тренинг. («Буриме», «Гайд-парк», «Психотренинг»). Составление памятки «Правила цитирования». |
II модуль | «Деловое общение» |
I | Культура делового общения. | Специфика делового общения. Что значит владеть культурой делового общения? Речь в деловом общении. Телефонный разговор – один из видов делового общения. | Лекция. Дискуссия. Эссе. |
II | Культура ведения полемики. | Когда не надо спорить. С чего начинается полемика. Порядок ведения полемики. Особенности полемической убеждающей речи. Выступление оппонента. Принципы ведения полемики. Правила ведения полемики. Тактика ведения полемики. Полемические приёмы. Уловки в споре и способы защиты от них. Запрещённые приёмы ведения полемики. Как отвечать на обвинения. | Лекция. Составление «Памятки полемиста», «Словаря полемиста», «Памятки «Как вести дискуссию». Ролевые игры. («Принятие решений», «Вопросы», «Политбой»). Тренинг («Считалка», «Диспут», «Импровизация», «Критики», «Диалог»). |
III | Восприятие и понимание партнёра по общению. | Приоритетные каналы восприятия. Особенности восприятия человека человеком. Механизмы восприятия и понимания. Можно ли предвидеть поведение партнёра. | Лекция. Ролевая игра «Обвинители и защитники». |
IV | Как «читать» партнёра по деловому разговору | Наблюдение за партнёром. О чём говорят жесты и мимика. Правила чтения жестов. Чтение по лицу. Нахождение в пространстве. Как можно влиять на партнёра. Если партнёр говорит не то, что думает. Когда принимают решение. | Деловая игра. Эссе. |
V | Имидж делового человека | Внешнее впечатление. Деловые качества. Как сделать благоприятным первое впечатление. Как прослыть остроумным? | Лекция. Ролевая игра «Шутка». Тренинг. |
VI | Барьеры в общении и их преодоление | Барьеры взаимодействия. Влияние топов личности на отношения партнёров. Барьеры восприятия и понимания. Коммуникативные барьеры. Способы преодоления коммуникативных барьеров. | Лекция. Диагностическое тестирование. Решение проблемных задач. Самопрезентация. |
VII | Итоговое занятие | | Практическое занятие. Конференция. Деловая игра. («Детектив», «Прием на работу», «Обвинители и защитники»). |
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
I модуль | «Ораторское искусство» |
1 | Ораторское общение. | 2 |
2 | Логика в речи оратора. | 4 |
3 | Как сделать свою речь убедительной. | 4 |
4 | Подготовка к выступлению. | 4 |
5 | Секреты успешного выступления | 4 |
| Всего | 18 |
II модуль | «Деловое общение» | |
7 | Культура делового общения. | 2 |
8 | Культура ведения полемики. | 3 |
9 | Восприятие и понимание партнёра по общению. | 2 |
10 | Как «читать» партнёра по деловому разговору | 2 |
11 | Имидж делового человека | 1 |
12 | Барьеры в общении и их преодоление | 2 |
13 | Итоговое занятие | 4 |
| Всего | 16 |
| ИТОГО | 34 |
5. Календарно –тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
План | Факт |
I модуль «Ораторское искусство» |
1 | Ораторское общение. | 06.09.21 | |
2 | Ораторское общение. | 13.09.21 | |
3 | Логика в речи оратора. Что значит говорить ясно и понятно | 20.09.21 | |
4 | Не нужно противоречить себе. Аудитория ждёт обоснования и утверждений | 27.09.21 | |
5 | Требования логики к аргументам. Как построить умозаключения. | 04.10.21 | |
6 | Практическое занятие. Логика в речи оратора | 11.10.21 | |
7 | Как сделать свою речь убедительной. Когда слова убеждают. Формулировка тезиса. | 18.10.21 | |
8 | Какие аргументы лучше побеждают. Уместность речи. | 25.10.21 | |
9 | Как сделать речь выразительной. Логические ошибки. | 01.11.21 | 08.11 |
10 | Практическое занятие | 15.11.21 | |
11 | Подготовка к выступлению. Определение цели и основной идеи. Схемы речей разных видов. Проблемное изложение материала. | 22.11.21 | |
12 | Как подобрать материал для выступления. Композиция выступления. Работа над текстом выступления | 29.11.21 | |
13 | Как выступать без текста. Оперативная подготовка к выступлению. | 06.12.21 | |
14 | Практическое занятие | 13.12.21 | |
15 | Секреты успешного выступления. Контакт с аудиторией. Что это такое? Как установить контакт с аудиторией | 20.12.21 | |
16 | Виды внимания аудитории. Начало выступления. Способы удержания внимания. | 27.12. 21 | |
17 | О жестах и мимике оратора. Как завершить выступление | 17.01. 22 | |
18 | Реакция слушателей на выступление. Как правильно отвечать на вопросы. Анализ проведённого выступления | 24.01. 22 | |
II модуль «Деловое общение» |
19 | Культура делового общения. Специфика делового общения. Что значит владеть культурой делового общения? Речь в деловом общении. | 31.01.22 | |
20 | Телефонный разговор – один из видов делового общения. Написание эссе | 07.02. 22 | |
21 | Культура ведения полемики. Когда не надо спорить. С чего начинается полемика. Порядок ведения полемики. Особенности полемической убеждающей речи. | 14.02.22. | |
22 | Выступление оппонента. Принципы ведения полемики. Правила ведения полемики. Тактика ведения полемики. | 21.02.22 | |
23 | Полемические приёмы. Уловки в споре и способы защиты от них. Запрещённые приёмы ведения полемики. Как отвечать на обвинения. | 28.02.22 | |
24 | Восприятие и понимание партнёра по общению. Приоритетные каналы восприятия. Особенности восприятия человека человеком. | 14.03.22 | |
25 | Механизмы восприятия и понимания. Можно ли предвидеть поведение партнёра. Ролевая игра «Обвинители и защитники». | 21.03.22 | |
26 | Как «читать» партнёра по деловому разговору. Наблюдение за партнёром. О чём говорят жесты и мимика. Правила чтения жестов. Чтение по лицу. | 04.04.22 | |
27 | Нахождение в пространстве. Как можно влиять на партнёра. Если партнёр говорит не то, что думает. Когда принимают решение. | 11.04.22 | |
28 | Деловая игра. | 18.04.22 | |
29 | Имидж делового человека. Внешнее впечатление. Деловые качества. Как сделать благоприятным первое впечатление. Как прослыть остроумным? Тренинг. Ролевая игра «Шутка». | 25.04.22 | |
30 | Барьеры в общении и их преодоление. Барьеры взаимодействия. Влияние топов личности на отношения партнёров. | 16.05.22 | |
31 | Барьеры восприятия и понимания. Коммуникативные барьеры. Способы преодоления коммуникативных барьеров | 23.05.22 | |
32 | Диагностическое тестирование. | | |
33 | Решение проблемных задач. | | |
34 | Самопрезентация. Итоговое занятие. | | |