МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки республики Саха (Якутия)
МО "Мирнинский район" МКУ «МРУО»
МАОУ "СОШ №23 им Г.А.Кадзова"
РАССМОТРЕНО МО классных руководителей от «30»08.2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________________ Квитко Г.Н. от «31»08.2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ____________________ М.Э.Канаткалиева Приказ №193 от «31»08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Ораторское искусство: будь уверен-говори!»
для обучающихся 8б класса
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности составлен в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования, направленными письмом Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;
планом внеурочной деятельности, утвержденным приказом МАОУ «СОШ №23 им. Г.А.Кадзова»от 31.08.2023 № 193 «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования»;
рабочей программой воспитания МАОУ «СОШ №23 им. Г.А.Кадзова»
Речь служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого. «Заговори, чтоб я тебя увидел» - эти мудрые слова принадлежат философу Сократу. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна; каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное и чтобы быть понятым, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, необходимо развивать свою речь.
Владение ораторским искусством – это не просто умение красиво говорить, это умение эффективно общаться. В наше время все чаще возникают ситуации, когда современный школьник не может сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с данной ситуацией, не владеет этическими нормами речи.
Программа курса способствует обучению школьников элементарным правилам построение публичной речи. Курс «Ораторское искусство» предназначен для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки социально-экономического профиля.
Мир XXI в. сложен и многообразен. Это мир открытых возможностей. В последнее время заметно усилился интерес к культуре речи. Искусством содержательной, доходчивой, логичной и грамматически правильной речи желают овладеть ораторы, агитаторы, информаторы. Каждый мечтает стать известным, а наикратчайший путь к известности – это «умение говорить. Именно оно выводит на авансцену общественной жизни, придает ему смелость, чувство уверенности в своих силах, становится средством для достижения жизненного успеха».
Основные цели предлагаемого курса: овладение умениями и навыками публичных выступлений, приобретение прочных навыков управления аудиторией. Овладение искусством блестящего рассказчика, умения говорить увлекательно, развитие красноречия. Выработка собственного стиля, особенной манеры общения с людьми, реализация через общение своей индивидуальности.
Задачи курса:
научить основным приемам публичного выступления как убеждающей и воспитывающей силы искусства.
создать условия для формирования, развития коммуникативных умений;
создать условия для развития творческих качеств и познавательной активности, способности самостоятельно мыслить;
создать условия для развития умения анализировать, обобщать полученные самостоятельно знания;
создать условия для развития риторических умений и навыков.
Как мы знаем, научиться плавать, стоя на берегу, невозможно. Нужно войти в воду и тренироваться. То же самое относится к навыкам выступления перед публикой и к навыкам общения. Курс внеурочной деятельности «Ораторское искусство» дает возможность развития социальной одаренности, позволяет учащимся получить не только полезные знания, но на практике отработать все приемы, способствующие развитию грамотной, красивой, смелой речи, развитию навыков выступления перед аудиторией.
Теоретические открытия мы будем воплощать в проектной деятельности, результатом которой будет документальный фильм «Один год школьной жизни», так как нашим корреспондентам понадобятся умения не только убеждать, объединять, страстно и эмоционально говорить, но и активно слушать.
Образцовая речь для человека XXI столетия – это целесообразность, смысл и добро, в триединстве выраженные в слове. Даже то немногое, что, уважаемые родители, я Вам представила, говорит об актуальности предложенного мне и моим учащимся курса.
Формы и методы и приемы работы – это лекции (ознакомление с ораторским искусством, особенностями публичной речи), беседы, встречи с интересными людьми и практика (дебаты в группе, публичные выступления перед малыми группами учащихся, участие в общешкольных мероприятиях). Анализ публичных выступлений политиков, работа с опорными схемами: «Риторические умения и навыки», «этапы подготовки публичного выступления», структура речи», работа с таблицей «Законы логики», тест «Художественно-выразительные средства языка», составление плана выступления, анализ ситуативных задач.
Планируемые результаты:
овладение техниками построения устной монологической речи;
умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и реакцию аудитории;
умение управлять своим телом и голосом;
умение уместно использовать разные уровни энергетики, жесты, интонации, контакт глазами;
умение корректно вести спор, дискуссию, дебаты;
умение противостоять словесной агрессии;
овладение основными ресурсами жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная;
соблюдение правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;
умение готовиться к выступлению.
Программа «Ораторское искусство» рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).
Тематический план
№ | Тема занятий | Количество часов | |
Теория | Практика | Всего | Дата |
1. | Вводное занятие. Особенности ораторского искусства. Самодиагностика. | 1 | | 1 | |
Раздел I. Личность оратора (1) | |
2. | Личность оратора. | 1 | | 1 | |
Раздел II. Факторы успешного выступления (16 ч.) | |
3. | Этапы подготовки публичного выступления: изобретения; нахождения; расположения; выражения; произнесения; запоминания | 1 | 1 | 2 | |
4. | Цели и виды речи (информирующая, аргументирующая, эпидейктическая). | 1 | 1 | 2 | |
5. | Подготовка речи: выбор темы, цель речи. | 1 | 1 | 2 | |
6. | Составление плана речи. Структура речи – вступление, основная часть и заключение; основные требования, приемы. Композиция речи. | 1 | 1 | 2 | |
7. | Методы изложения материала. Изобразительно-выразительные средства публичной речи (фигуры мысли и фигуры слова). | 1 | 1 | 2 | |
8. | Техника речи и постановка голоса. | 1 | 1 | 2 | |
9. | Речевое дыхание. | 1 | 1 | 2 | |
10. | Постановка на публике и контакт с аудиторией. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел III. Аргументация (6 ч.) | |
11. | Две группы аргументов: рациональные и нерациональные. Различение аргументов: исчерпывающие, главные и спорные. | 1 | 1 | 2 | |
12. | Прямое и косвенное доказательство. | 1 | 1 | 2 | |
13. | Основные требования к теории аргументации. Законы логики. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел IV. Аудитория (8 ч.) | |
14. | Особенности аудитории. Виды аудитории: по возрасту, по структуре, по тематике. Способы размещения слушателей в аудитории: аудиторное, «конференция», «подкова», V-образное расположение, «круглый стол», «кабаре». Достоинства каждого способа размещения. | 1 | 1 | 2 | |
15. | Приемы активизации внимания в аудитории: обращение с вопросами, пауза, вопросно-ответный прием, элементы юмора, создание проблемных ситуаций, гипотез и т.д. | 1 | 1 | 2 | |
16. | Основные приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания: неожиданность, провокация, гипербола, прогнозирование и т.д. | 1 | 1 | 2 | |
17. | Вербальные средства общения и их роль при выступлении: жесты, мимика, интонация. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел V. Мысль изреченная (2ч.) | |
18. | Защита подготовленных выступлений. | - | 2 | 2 | |
| | | Итого: | 34 | |
Содержание курса
Вводное занятие. Особенности ораторского искусства. Самодиагностика. (1)
Раздел I. Личность оратора (1)
Личность оратора.
Раздел II. Факторы успешного выступления (16 ч.)
Этапы подготовки публичного выступления: изобретения; нахождения; расположения; выражения; произнесения; запоминания. Цели и виды речи (информирующая, аргументирующая, эпидейктическая). Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Составление плана речи. Структура речи – вступление, основная часть и заключение; основные требования, приемы. Композиция речи. Методы изложения материала. Изобразительно-выразительные средства публичной речи (фигуры мысли и фигуры слова). Речевое дыхание. Постановка на публике и контакт с аудиторией.
Методы и приемы: анализ публичных выступлений политиков, работа с опорными схемами: «Риторические умения и навыки», «этапы подготовки публичного выступления», структура речи», работа с таблицей «Законы логики», тест «Художественно-выразительные средства языка», составление плана выступления, анализ ситуативных задач.
Раздел III. Аргументация (6 ч.)
Две группы аргументов: рациональные и нерациональные. Различение аргументов: исчерпывающие, главные и спорные. Прямое и косвенное доказательство. Основные требования к теории аргументации. Законы логики.
Методы и приемы: работа с опорной схемой «Основные виды аргументации», анализ ситуационных задач, анализ художественных текстов, создание аргументов на заданную тему.
Раздел IV. Аудитория (8 ч.)
Особенности аудитории. Виды аудитории: по возрасту, по структуре, по тематике.
Способы размещения слушателей в аудитории: аудиторное, «конференция», «подкова», V-образное расположение, «круглый стол», «кабаре». Достоинства каждого способа размещения.
Приемы активизации внимания в аудитории: обращение с вопросами, пауза, вопросно-ответный прием, элементы юмора, создание проблемных ситуаций, гипотез и т.д.
Основные приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания: неожиданность, провокация, гипербола, прогнозирование и т.д.
Вербальные средства общения и их роль при выступлении: жесты, мимика, интонация.
Методы и приемы: работа с опорной схемой «Способы размещения слушателей в аудитории», анализ ситуационных задач, работа с таблицей «Как установить и поддерживать контакты с аудиторией», использование информационных технологий, в частности презентационную поддержку занятия, тренинг «Способы борьбы со страхом и волнением».
Раздел V. Мысль изреченная (2 ч.)
Защита подготовленных выступлений.
Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема | Понятия | Умения и навыки |
| 1. | Вводное занятие. Особенности ораторского искусства. Самодиагностика. | Ораторское искусство. | Взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства. |
Раздел I. Раздел I. Личность оратора (1) |
| 2. | Личность оратора. | | Взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства. |
Раздел II. Факторы успешного выступления (16 ч.) |
| 3. | Этапы подготовки публичного выступления: изобретения; нахождения; расположения; выражения; произнесения; запоминания. Лекция. | Изобретения; нахождения; расположения; выражения; произнесения; запоминания. | Уметь планировать этапы подготовки публичного выступления. |
29.0929.09. | 4. | Этапы подготовки публичного выступления: изобретения; нахождения; расположения; выражения; произнесения; запоминания. Практическое занятие. | Изобретения; нахождения; расположения; выражения; произнесения; запоминания. | Уметь планировать этапы подготовки публичного выступления. |
| 5. | Цели и виды речи (информирующая, аргументирующая, эпидейктическая). Лекция. | Информирующая, аргументирующая, эпидейктическая речь. | Использовать информирующую, аргументирующую, эпидейктическую речь. |
| 6. | Цели и виды речи (информирующая, аргументирующая, эпидейктическая). Практическое занятие. | Информирующая, аргументирующая, эпидейктическая речь. | Использовать информирующую, аргументирующую, эпидейктическую речь. |
| 7. | Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Лекция. | Тема, цель речи. | Уметь выбрать темы, цель речи. |
| 8. | Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Практическое занятие. | Тема, цель речи. | Уметь выбрать темы, цель речи. |
| 9. | Составление плана речи. Структура речи – вступление, основная часть и заключение; основные требования, приемы. Композиция речи. Лекция. | Композиция речи. | Уметь составление плана речи. |
| 10. | Составление плана речи. Структура речи – вступление, основная часть и заключение; основные требования, приемы. Композиция речи. Практическое занятие. | Композиция речи. | Уметь составление плана речи. |
| 11. | Методы изложения материала. Изобразительно-выразительные средства публичной речи (фигуры мысли и фигуры слова). Лекция. | Фигуры мысли и фигуры слова. | Использовать методы изложения материала. |
| 12. | Методы изложения материала. Изобразительно-выразительные средства публичной речи (фигуры мысли и фигуры слова). Практическое занятие. | Фигуры мысли и фигуры слова. | Использовать методы изложения материала. |
| 13. | Техника речи и постановка голоса. Лекция. | Техника речи и постановка голоса. | Управлять звуком. |
| 14. | Техника речи и постановка голоса. Практическое занятие. | Техника речи и постановка голоса. | Управлять звуком. |
| 15. | Речевое дыхание. Лекция. | Речевое дыхание. | Управлять речевым дыханием. |
| 16. | Речевое дыхание. Практическое занятие. | Речевое дыхание. | Управлять речевым дыханием. |
| 17. | Постановка на публике и контакт с аудиторией. Лекция. | Контакт с аудиторией. | Уметь поддержать контакт с аудиторией. |
18. | 18. | Постановка на публике и контакт с аудиторией. Практическое занятие. | Контакт с аудиторией. | Уметь поддержать контакт с аудиторией. |
Раздел III. Аргументация (6 ч.) |
| 19 | Две группы аргументов: рациональные и нерациональные. Различение аргументов: исчерпывающие, главные и спорные. Лекция. | Рациональные и нерациональные аргументы. | Уметь различать аргументы: исчерпывающие, главные и спорные. |
| 20. | Две группы аргументов: рациональные и нерациональные. Различение аргументов: исчерпывающие, главные и спорные. Практическое занятие. | Рациональные и нерациональные аргументы. | Уметь различать аргументы: исчерпывающие, главные и спорные. Уметь различать аргументы: исчерпывающие, главные и спорные. |
| 21. | Прямое и косвенное доказательство. Лекция. | Прямое и косвенное доказательство. | Использовать прямое и косвенное доказательство. |
| 22. | Прямое и косвенное доказательство. Практическое занятие. | Прямое и косвенное доказательство. | Использовать прямое и косвенное доказательство. |
| 23. | Основные требования к теории аргументации. Законы логики. Лекция. | Законы логики. | Использовать законы логики. |
| 24. | Основные требования к теории аргументации. Законы логики. Практическое занятие. | Законы логики. | Использовать законы логики. |
Раздел IV. Аудитория (8 ч.) |
| 25. | Особенности аудитории. Виды аудитории: по возрасту, по структуре, по тематике. Способы размещения слушателей в аудитории: аудиторное, «конференция», «подкова», V-образное расположение, «круглый стол», «кабаре». Достоинства каждого способа размещения. Лекция. | Способы размещения слушателей в аудитории: аудиторное, «конференция», «подкова», V-образное расположение, «круглый стол», «кабаре». | Учитывать особенности аудитории. |
| 26. | Особенности аудитории. Виды аудитории: по возрасту, по структуре, по тематике. Способы размещения слушателей в аудитории: аудиторное, «конференция», «подкова», V-образное расположение, «круглый стол», «кабаре». Достоинства каждого способа размещения. Практическое занятие. | Способы размещения слушателей в аудитории: аудиторное, «конференция», «подкова», V-образное расположение, «круглый стол», «кабаре». | Учитывать особенности аудитории. |
| 27. | Приемы активизации внимания в аудитории: обращение с вопросами, пауза, вопросно-ответный прием, элементы юмора, создание проблемных ситуаций, гипотез и т.д. Лекция. | Обращение с вопросами, пауза, вопросно-ответный прием, элементы юмора, создание проблемных ситуаций, гипотез. | Использовать приемы активизации внимания в аудитории. |
| 28. | Приемы активизации внимания в аудитории: обращение с вопросами, пауза, вопросно-ответный прием, элементы юмора, создание проблемных ситуаций, гипотез и т.д. Практическое занятие. | Обращение с вопросами, пауза, вопросно-ответный прием, элементы юмора, создание проблемных ситуаций, гипотез. | Использовать приемы активизации внимания в аудитории. |
| 29. | Основные приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания: неожиданность, провокация, гипербола, прогнозирование и т.д. Лекция. | Неожиданность, провокация, гипербола, прогнозирование. | Использовать основные приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания. |
| 30. | Основные приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания: неожиданность, провокация, гипербола, прогнозирование и т.д. Практическое занятие. | Неожиданность, провокация, гипербола, прогнозирование. | Использовать основные приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания. |
| 31. | Вербальные средства общения и их роль при выступлении: жесты, мимика, интонация. Лекция. | Вербальные средства общения: жесты, мимика, интонация. | Использовать вербальные средства общения. |
| 32. | Вербальные средства общения и их роль при выступлении: жесты, мимика, интонация. Основные приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания: неожиданность, провокация, гипербола, прогнозирование и т.д. Практическое занятие. | Вербальные средства общения: жесты, мимика, интонация. | Использовать вербальные средства общения. |
Раздел V. Мысль изреченная (2ч.) |
| 33. | Защита подготовленных выступлений. Практическое занятие. | Ораторское мастерство. | Реализовать через общение свою индивидуальность. |
| 34. | Защита подготовленных выступлений. Практическое занятие. | Управление аудиторией | Соблюдать правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения |
Литература
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с.
Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет : пособие для учащихся / С. И. Львова. – М. : Дрофа, 2004. – 208 с.
Михальская, А. К. Русский язык : Риторика, 10-11 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений / А. К. Михальская. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 491 с.
Сенина Н. А., Глянцева Т. Н., Гурдаева Н. А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел» : учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11-й классы / Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева ; под ред. Н. А. Сениной. – Изд. 2-е, исправ. И доп. – Ростов н/ Д : Легион, 2014. – 272 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Шестакова Е. Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи. – СПб. : Питер. 2017. – 192 с.