МБДОУ № 152.
Оренбургское казачество –всегда на страже Родины.
Подготовила : воспитатель 1высшей квалификационной категории
Степанова Галина Борисовна
Оренбург 2017г.
В XIX — XX веках в официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию имевшее особые права и обязанности, В русском обществе слово продолжало использоваться и в других его значениях, в частности — «свободный человек», «вольнонаёмный работник», «свободный воин» Роль казаков в истории огромна: они заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов.
«Черноморский казак», рисунок Е. М. Корнеева
С. И. Васильковский « Гармаш (казак-артиллерист) времен гетмана И. Мазепы. »
« Запорожец в дозоре » , картина С. И. Васильковского .
Казаки эти набирались из вольных исключительно людей здоровых, расторопных, честных, удалых и отважных. Они со своими семьями освобождались от всяких повинностей, за службу получали денежное и хлебное жалование, а иногда и отдельные наделы земли. Вооружение же, лошадей и снаряжение имели свое собственное.
Казаки-туркмены Текинского конного полка.
Степи, подверженные частым и опустошительным набегам ордынцев, требовали постоянной обороны, почему Московские государи в XIV веке считали необходимостью иметь здесь постоянную стражу которая наблюдала бы за движениями татар и вовремя извещала обо всем пограничных воевод и даже самих государей.
Оружие их первое время состояло из копий, рогатин и сабель, но в царствование Михаила Федоровича они имели, кроме сабель и пик, еще ружья и по два пистолета. Форменной одежды установлено не было, каждый носил ту, какую имел.
Обязанность их заключалась в том, чтобы постоянно быть на службе. Обязанность казаков-станичников заключалась в следующем: ездить вглубь степей, наблюдать за движениями татар по известным степным дорогам, называемым « шляхами» («шлях» - большая проездная дорога) и « сакмами» («сакма» - след), перехватывать языки и доставлять вести воеводам и даже Государю, а в случае нечаянного набега ордынцев защищать пограничные города. Кроме разъездов в степи, они нередко обязаны были охранять известное пространство и о состоянии его подавать донесения, называвшиеся «доездными памятями», которые и оставлялись ими в известных местах, следующие же за ними казаки брали их и оставляли в свою очередь свои. Сторожевые казаки посылались далеко вглубь степей, где они устраивали наблюдательные посты, носившие названия « притонов» и « сторожей» . Для этого они пользовались курганами, горами и другими природными возвышенностями, но нередко случалось, что они устраивали также помосты на четырех высоких столбах и насыпали курганы, с которых обозревали лежащую впереди местность на несколько верст. На этих-то сторожевых постах всегда стоял на часах казак «с соколиным взором». У подножия этих пикетов стояли вооруженные с ног до головы другие его боевые товарищи по сторожевой службе.
Исетские, Уфимские и Самарские казаки положили основание Оренбургскому казачьему войску. Все эти казаки имеют свою историю, которая достаточно свидетельствует о беспредельной их преданности Царям и престолу и проливает яркий свет на их подвиги и заслуги, оказанные отечеству. Поселившись же здесь, они еще теснее сплотились между собою на пользу России, приняв одно общее название «Оренбургского казачьего войска» .
Дома казаков почти исключительно деревянные. внутри и во дворе содержались довольно опрятно, и везде видно стремление к чистоте и порядку; почти перед каждым домом красовались простые деревья и ягодные кусты.
Посуда, употребляемая семьею, как в праздничные, так и будничные дни, одна и та же: деревянные и глиняные чашки, деревянные и, очень редко, металлические ложки и вилки, и только при угощении гостей кушанья подаются на белых глиняных блюдах и тарелках, которые на этот случай сохранялись хозяйкой где-нибудь в подполье или комоде. Пища зажиточного казака, как постная, так и скоромная, хотя и незатейлива, но довольно вкусна, питательна и разнообразна, что объясняется тем, что у казака все свое. Самая любимая пища казака – постные или скоромные щи из кислой капусты и лапша, а также пельмени, приготовленные из мяса или капусты и груздей.
В праздничное время и в домашнем быту казаки предпочитали гражданскую одежду военной.
Насколько в начале образования войска обыватели его резко отличались друг от друга, настолько они потом сплотились между собой, и уже трудно было отличить казака одного отдела или станицы от казака другой местности.
Казачки славились своим мастерством . их одежда была красива и опрятна. Знаменитый ныне пуховый платок - это произведения рук казачек.
Но при всем этом казак любил свою военную одежду, доказательством чего служило то, по видимому незначительное, обстоятельство, что казак, в какой бы он одежде не находился, всегда имел на голове военную фуражку.
В исторической памяти шашка отмечена прежде всего как казачье оружие, по сей день оставаясь неотъемлемой деталью традиционной культуры российского казачества и элементом старинного казачьего костюма. Ша́шка (от адыгского/черкесского «сэшхуэ» или «са́шхо» — «большой» или «длинный нож») длинноклинковое рубяще-колющее холодное оружие. Клинок однолезвийный, слабо изогнутый, у боевого конца двулезвийный, длиной менее 1 метра (в России стояли на вооружении различные модели шашек с длиной клинка от 81 до 88 см, исконные черкесские были ещё легче и короче). Эфес обычно состоит только из рукояти с загнутой, обычно раздваивающейся головкой, без крестовины (гарды), что является характерным признаком этого вида оружия. Ножны деревянные, обтянутые кожей, с кольцами для портупеи на выгнутой стороне. Будучи первоначально заимствована у адыгов (черкесов) терскими и кубанскими казаками, в XIX веке шашка была принята на вооружение в Российской армии как уставной тип холодного оружия практически всех кавалерийских частей (к началу двадцатого века саблю оставили только гвардейским гусарским полкам), офицеров всех родов войск, а также жандармерии и полиции. В кавалерии в таком качестве шашка оставалась до середины XX века, став последним в истории холодным оружием, имевшим массовое боевое применение (конницей Красной Армии в Великой Отечественной войне).
Конь для казака всегда был верным товарищем.
Большое внимание уделяли казаки своим детям. Открывались начальные школы, которые кроме общеобразовательных целей, служили одним из главных средств к подготовке мужского населения с самого раннего возраста к казачьей службе, развивая в нем присущие казакам качества: смелость, лихость, ловкость и молодечество.
В станичных и поселковых школах преподавались следующие предметы: Закон Божий, чтение и письмо, арифметика и строевая часть. Мальчики в свободное от классных занятий время обучались кавалерийскому строю, приемам ружейным, шашкою и пикою, сборке и разборке казачьей винтовки и гимнастике. Одновременно со строевым образованием они обучаются также петь боевые песни, им рассказывались события из боевой жизни и т.п.
В 1824 году в г. Оренбурге учреждено Неплюевское военное училище , переименованное сперва в кадетский корпус, затем преобразовано в военную гимназию, а в 1884 году снова в кадетский корпус.
Сейчас восстановлен кадетский корпус, который готовит будущих защитников нашей Родины.
Девочки в это время учились разным ремеслам.
Оренбургские казаки поют не одни только военные песни, но и народные. Пение обыкновенно начинается протяжной, широкой песней, за которой тотчас следует другая, веселая и удалая, запеваемая вначале только запевалою, а потом всем хором. Такие живые песни называются «припевками». На весь мир знаменит наш прославленный казачий хор.
Православное население войска считало своей священной обязанностью по воскресеньям и праздничным дням посещать храм Божий, свято соблюдать посты, поминать родителей, подавать милостыню бедным и проч. Также развито в среде всего населения хлебосольство и гостеприимство.
В казачестве свято поддерживается связь между старшим и младшим поколением.
Казачество всегда были готовы выступить на защиту Родины.
На войну воина провожали всей семьей. Казак получал благославение своих родителей.
Первый Георгиевский кавалер Великой войны [1] донской приказный Козьма Крючков , 1914 год
Подвиги казаков навечно останутся в книге памяти защитников Отечества.
Казаки всегда честно служили в самых сложных условиях.
Казаков которых Родина наградила за их ратные подвиги были уважаемыми людьми. Не стоит и нам забывать о чести и мужестве славных сынов России.
Патриотизм, верное служение Отечеству, своеобразная культура, общинное землепользование – все это составляет лучшие традиции данного сословия. Именно на возрождение этих традиций и направлена деятельность возникающих сейчас объединений потомков казаков в самых разных регионах страны.
С историей наших славных земляков можно более полно познакомиться в музее Оренбургского казачества.