СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфоэпическая работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель обучения орфоэпии  заключается в том, чтобы прежде всего научить детей орфоэпически грамотно читать написанное или напечатанное. Поскольку достижение данной цели невозможно в отрыве от выработки у учеников умения грамотно записывать орфоэпически диктуемое, то следует говорить о становлении и развитии обоих умений. 

Просмотр содержимого документа
«Орфоэпическая работа»

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

  1. Задачи орфоэпической работы

Главная цель обучения орфоэпии в начальных классах заключается в том, чтобы прежде всего научить детей орфоэпически грамотно читать написанное или напечатанное. Поскольку достижение данной цели невозможно в отрыве от выработки у учеников умения грамотно записывать орфоэпически диктуемое, то следует говорить о становлении и развитии обоих умений.

Для успешного овладения учащимися литературным произношением необходимо становление и закрепление целого комплекса умений:

  • умение слушать звучащую речь;

  • умение слышать произносимое, находить отклонения от орфоэпических и акцентологических норм в чужой и собственной речи;

  • умение правильно воспроизводить услышанное на основе образца;

  • умение дикционно ясно артикулировать звуки, звукосочетания, слова родной речи;

  • умение соотносить слышимое и произносимое слово с видимым: определять соответствие звукового и буквенного состава, находить противоречие между литературным произношением и написанием слова;

  • умение самостоятельно употреблять орфоэпические и акцентологические образцы в собственной устной речи и при чтении.

Формирование и развитие у младших школьников перечисленных умений и определяет содержание орфоэпической работы в начальных классах, того минимума, который является обязательным для усвоения младшими школьниками русского языка. Он включает орфоэпические правила современного русского литературного языка, а также слова и грамматические формы, значимые с точки зрения литературного произношения и ударения.

  1. Основные типы орфоэпических ошибок

Вид речевых ошибок, связанных с нарушением правил произношения:

1) ошибки, допущенные под влиянием диалекта, просторечия;

2) "орфографическое" произношение при чтении;

3) нарушение акцентологической нормы под влиянием родного языка;

4) нарушение орфоэпических правил и законов фонетики. О.о. разрушают правильность речи, иногда ее точность.

Учет произносительных ошибок младших школьников дает возможность определить следующие правила литературного произношения, которые должны быть в центре внимания при обучении орфоэпии в начальных классах:

1) произношение сочетания чт в местоимении что и его производных;

2) произношение сочетания чн в отдельных словах: конечно. нарочно, скворечник, скучный, в отчествах на -ична:

3) произношение сочетания щн в существительном помощник и в словах с соответствием произношения и написания (хищный и др.); -

4) произношение слова сегодня и окончания -ого /' -его;

5) произношение сочетаний гк, гч в словах легкий, мягкий и их производных;

6) произношение заимствованных слов с фонемным сочетанием [jо] в позиции начала слова или после гласного: йод, район, майор;

7) произношение слов иноязычного происхождения с [jо] в положении после согласного: батальон, почтальон;

8) произношение твердых и мягких согласных перед е в заимствованных словах: шоссе, музей и др.;

9) произношение мягких губных согласных на конце числительных семь, восемь и в глагольных формах типа составь, составьте.

В начальных классах, уделяется особое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, однако, очень мало отводится времени нормам литературного произношения – орфоэпии русского языка.

Формирование и развитие у детей правил устной речи является содержанием произносительной работы в начальной школе, которая определяется орфоэпическим минимумом, обязательным для усвоения младшими школьниками. Такой минимум включает правила литературного произношения и ударения слов и грамматических форм современного русского языка.

Наибольшие трудности для говорящих на русском языке связаны

  • с постановкой ударения,

  • с произношением е или э после согласных в заимствованных словах,

  • с произношением е или ё после согласных под ударением,

  • с произношением ч или ш в сочетаниях чт и чн,

  • с произношением отдельных слов (использование лишних гласных и согласных или, напротив, неправомерное опущение гласного или согласного звука в слове),

  • с произношением звуков [ж] и [ж''] на месте сочетаний жж, жд, зж.

3. Орфоэпические умения, которые должны быть сформированы


4. Виды орфоэпических упражнений

1) Упражнения в произношении, соответствующем написанию.

Упражнения данного типа формируют у учащихся умение орфоэпически грамотно произносить слова, литературное произношение которых совпадает с правописанием.

Упражнения в чтении слов сочетаются со списыванием прочитанного. Чтение и запись слов на этапе знакомства с офоэпическим правилом сопровождается частичным орфоэпико-орфографическим разбором, соединяющимся с заданиями по теме урока.

Вот некоторые из упражнений.

коридор

Прочитайте слово, четко произнося звуки, обозначенные выделенными буквами. Докажите, что звуки [р'] и [ р ] – согласные. Спишите, подчеркивая все согласные буквы.

семь

Прочтите. Назовите согласный звук, которым заканчивается слово. Какая буква обозначает мягкость согласного [м]? Спишите. Подчеркните две буквы, которые обозначают этот звук

Например, при изучении состава слова выполняются следующие упражнения.

1.Прочтите строку из стихотворения Б.Заходера «Кискино горе».Спишите предложение. В последнем слове выделите корень. Устно подберите к нему родственное слово, называющее маленький коридор.

Плачет Киска в коридоре.

2.Прочтите пары слов. Запишите их. В первом сочетании назовите слово, отвечающее на вопрос какой? Разберите это слово по составу.

Овощной магазин, мощный удар.

3.Прочтите предложение. Спишите, вставив пропущенные буквы. К выделенному слову устно подберите однокоренное слово, обозначающее действие предмета.

По гла...кому асфальту н...слись м...ш...ны в ря.. ..(С.Михалков)

4.Прочтите предложение. Какой нрав(характер) у Жирафа?

Мне очень нравится Жираф-

высокий рост и кроткий нрав.(Б.Заходер)

Спишите. В однокоренных словах выделите корень.

5.Прочтите.

Ехали медведи на велосипеде.(К.Чуковский)

Выпишите подчеркнутое слово, деля его черточками на слоги для переноса. Сколько слогов в слове? Учитель сообщает, что в данном слове очень большой корень велосипед, и выделяет его. Как называют ездока на велосипеде? Какой суффикс помог образовать новое слово? Запишите это слово, выделите в нем корень и суффикс.

2) Упражнения в произношении, противоречащем написанию.

Данные упражнения формируют у учащихся умение орфоэпически грамотно произносить слова, литературное произношение которых расходится с написанием. Они направлены на освоение правил орфоэпического минимума. Спишите все слова в алфавитном порядке;

  • Определите склонение существительных;

  • Составьте вопросительное предложение, которое начиналось бы вопросительным словом что?;

  • Найдите одно проверочное слово, объясняющее написание согласной буквы г во всех данных словах;

  • Выпишите глагол, определите его спряжение;

  • Укажите, какой звук обозначается буквой г в данных словах.

Проведение орфоэпической работы в неразрывной взаимосвязи с орфографической должно стать правилом преподавания русского языка в начальных классах.

3) Работа над ударением.

Ударение – одна из первых тем подготовительного периода обучения детей грамоте. Понятие словесного ударения относится к числу фундаментальных лингвистических понятий, осваиваемых в начальной школе. В работе над ударением четко выделяются три направления:

  • Формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке;

  • Становление у детей умения находить и выделять ударный слог в слове;

  • Ознакомление младших школьников с основными свойствами русского словесного ударения – разноместностью и подвижностью.

К упражнениям семантико-акцентологического характера (одновременно формирующим акцентологические умения учащихся и развивающим их словарный запас) относятся:

  • Устные диктанты;

  • Мини кроссворды;

  • Упражнения «Доскажи словечко»;

  • Работа с таблицами «Произноси правильно»;

  • Ребусы;

  • Упражнения «Составь новое слово»;

  • Веселые стихи.

5. Работа над дикцией и ударением

Работа над ударением.

Ударение – одна из первых тем подготовительного периода обучения детей грамоте. Понятие словесного ударения относится к числу фундаментальных лингвистических понятий, осваиваемых в начальной школе. В работе над ударением четко выделяются три направления:

  • Формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке;

  • Становление у детей умения находить и выделять ударный слог в слове;

  • Ознакомление младших школьников с основными свойствами русского словесного ударения – разноместностью и подвижностью.

К упражнениям семантико-акцентологического характера (одновременно формирующим акцентологические умения учащихся и развивающим их словарный запас) относятся:

  • Устные диктанты;

  • Мини кроссворды;

  • Упражнения «Доскажи словечко»;

  • Работа с таблицами «Произноси правильно»;

  • Ребусы;

  • Упражнения «Составь новое слово»;

  • Веселые стихи.

Интерес к ударению как к своеобразному пульсу в слове, желание овладеть им, знание определенных акцентологических норм и способность следовать им в своей звучащей речи – все это рождает особую атмосферу внимания к живому слову, создает особую произносительную среду, питающую речевые умения детей. Научившись задумываться над словесным ударением как самостоятельным лингвистическим явлением, тесно связанным со всеми другими сторонами языка, школьник не сможет оставаться безучастным к тем разнообразным фактам устной и письменной речи, которые требуют знаний из области орфоэпии и акцентологии.

Составленный орфоэпический минимум усваивается в течение длительного времени и складывается в определённую систему произносительных навыков под влиянием двух взаимодействующих факторов:

– речевая среда, в которой ребёнок находится в учебной ситуации и вне школы;

– специально организованное овладение нормами культуры речи.

Конечно, в младшем школьном возрасте, когда в процессе обучения огромное значение имеет пример, показ, слушая правильное произношение, ребёнок невольно подражает ему, достаточно влияния одного фактора речевой среды. Однако необходимость специально организованной работы над формированием навыков литературного произношения вызвана тем, что многие учащиеся находятся в неблагополучной речевой среде, окружены стихией бытовой речи.


4