Просмотр содержимого документа
«Орфографическое чтение как средство развития практической грамотности»
Орфографическое чтение как средство развития практической грамотности
Митупова Инна Гуруевна, учитель русского языка и литературы
Формирование и развитие коммуникативных умений учащихся невозможно без овладения грамотной речью. Такая речь воспринимается как признак образованности и в значительной мере определяет общественную и профессиональную деятельность человека.
Сегодня не может беспокоить тот факт, что одним из слабых мест подготовки школьников является низкая орфографическая грамотность. Безусловно, причина здесь не одна: это и сокращение часов русского языка, и перенасыщенность программ, и несовершенство учебников. Поэтому одной из основных педагогических задач при обучении русскому языку является осуществление перехода приобретённых знаний, умений в орфографические навыки грамотного письма.
В погоне за скоростью чтения авторы программ и учебников ориентируют учеников на целостное восприятие слова, полагая, что таким образом ребенок быстрее овладеет навыками полноценного чтения и письма. Но наблюдения показывают, что многие ученики приходят в пятый класс, по-прежнему не умея читать и писать. Эта проблема остаётся актуальной и сегодня.
Таким образом, возникает необходимость поиска и проб каких-то новых способов повышения уровня практической грамотности учащихся или обращения к традиционной методике.
Читая целыми словами, ученик не фиксирует в памяти орфографический образ слова. А при орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и речедвигательный аппарат и слух, т.е. при орфографическом чтении запоминание орфографического облика слова осуществляется тремя видами памяти – зрительной, слуховой и речедвигательной. Ученик видит слово, слышит его и произносит так, как оно пишется.
Следовательно, вероятность запомнить правильное написание слова увеличивается втрое. Вот поэтому для формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка применяется орфографическое чтение.
Как утверждают учителя, практикующие этот вид работы, не поздно начинать орфографическое чтение и с 5 класса, и даже в старших классах можно добиться ощутимого результата.
Концептуальным положением этого метода является предупреждение ошибок, а не работа над ними.
Орфографическое чтение можно использовать на уроках русского языка при выполнении любых работ. Например, текст упражнения можно прочитать орфографически перед выполнением заданий или во время проверки работы.
При применении данного метода возникает одна сложность: при чтении по слогам каждый слог становится ударным, слово распадается, становится непонятен смысл слова. Но постепенно сам процесс надо доводить до беглого чтения с четким произношением. Таким образом, соблюдая слоговую структуру, мы от слога уходим к слову. К тому же надо обучать детей двум видам чтения – орфографическому и орфоэпическому.
Необходимо всегда помнить о следующих обязательных условиях. Прежде всего имеет значение сам текст – он должен быть доступен. По слогам читаются только трудные слова, все остальные – максимально бегло. Важный момент – орфографическое чтение должно быть регулярным и долгим, кропотливая работа с данным методом может продолжаться на протяжении всех лет обучения. Следующее неотъемлемое правило этих занятий – ограниченное время: старшеклассники читают не больше 15 минут, 5-7 классы – от 5 до 10 минут, поскольку после этого времени моторика отказывается работать.
Описываемая методика применяется и в работе с диктантами, когда текст можно прочитать орфографически 3 раза, а после написания так же читать слова и отдельные предложения с ошибками и затем записать снова.
Родителям слабых учеников можно рекомендовать чередовать с детьми чтение орфографическое и орфоэпическое. Ощутимый результат будет получен только при систематической работе.
Предложенная забытая методика может помочь учителю и родителям в работе по преодолению безграмотности современных детей.