Кудряшова Н.Г., воспитатель ГПД
Организация активного отдыха в условиях ГПД
Опираясь на системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, мы пришли к выводу, что «правильно» организованная деятельность учеников во время перемен может дать хорошие результаты и помочь решить многие проблемы.
Если в учебной деятельности и в рамках дополнительного образования создаются все условия для саморазвития ребенка, то перемены пока не располагают арсеналом средств для организации досуга и не встроены системно в образовательный процесс. Кроме того, физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья.
Данный проект позволяет решить следующие задачи:
обеспечение двигательной активности детей в соответствии с требованиями СанПиН образования и полноценного проветривания классных кабинетов во время перемены;
вовлечение детей в развивающую деятельность по интересам;
снижение количества конфликтных ситуаций и случаев нарушения правил поведения на переменах;
повышение психологической комфортности и развитие межличностных отношений среди учащихся разных классов;
формирование здорового образа жизни и обучение способам организации досуга;
расширение методической и материальной базы, необходимой для организации различных видов досуговой деятельности детей;
создание среды возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус победы.
Основная цель проекта: создание условий для развития универсальных учебных действий у младших школьников во время перемен.
Задачи:
изучить педагогический опыт по организации досуга детей во время школьных перемен;
создать систему организации деятельности детей во время перемен, направленную на развитие универсальных учебных действий и здоровый отдых;
подготовить зоны по интересам для активного развивающего отдыха детей с учетом их психологических особенностей;
сформировать у детей способы самоорганизации свободного времени в соответствии с нормами социального поведения;
организовать сотрудничество педагогов и детей, развивая среду «успешности»;
получить положительный педагогический опыт и разработать методические материалы, готовые к внедрению и использованию в других школах.
Ресурсная составляющая проекта:
Для организации перемен есть необходимые помещения в школе. Для проведения праздников – актовый зал на 300 мест, два спортивных зала, спортивная площадка на улице, помещение библиотеки, классные комнаты, рекреации в коридоре.
Медиацентр оснащен необходимым оборудованием. Это персональные компьютеры, отвечающие требованиям времени, принтеры, сканер, высокоскоростной выход в Интернет, проекционное оборудование: LCD мультимедиапроектор, ноутбук, экран.
Для организации досуговой деятельности имеются настольные познавательные игры, книги, материалы для творческой деятельности, мячи, скакалки, обручи и другой спортивный инвентарь.
Для проведения танцевальной утренней зарядки используется музыкальный центр.
Методы деятельности по проекту:
частично-поисковый, или эвристический,
исследовательский,
игра-соревнование,
подвижно-коммуникативная игра,
самостоятельная творческая работа,
коллективное творческое дело.
Инновационные моменты проекта:
1. Системно-организованная досуговая деятельность по четырем направлениям, позволяющим развивать познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные учебные действия у школьников и выбирать дело «по душе».
2. Долговременная (два месяца) игра-соревнование, позволяющая детям накапливать жетоны за победы в организованных играх и занятиях на переменах, получать за них моральное и материальное удовлетворение.
3. Создание единой коммуникативно-развивающей среды на всех параллелях 1–4-го классов.
4. Использование механизмов личной (система жетонов) и социальной мотивации (переходящий кубок) к организованной досуговой деятельности.
Формы деятельности по проекту:
Реализация проекта включает в себя организацию подвижных и социально-ролевых игр, игр-викторин и игр-соревнований, индивидуальной творческой деятельности и групповой проектной работы.
Проект предполагает широкое медийное сопровождение (сайт школы, школьная газета) для пропаганды идеи здорового образа жизни.
Ежедневно на первой перемене учащихся объединяет танцевальная зарядка. На последующих переменах дети имеют возможность участия в различных играх по своим интересам в определенной зоне отдыха, мы их назвали «Красная линия», «Зеленая линия», «Синяя линия», «Желтая линия».
При условии выполнения правил игры, победы в игре ребенок получает жетон.
У учеников есть стимул к накоплению жетонов, т. к. на новогодней ярмарке можно на заработанные жетоны приобрести сладости, канцелярские товары.
Красная линия «Быстрее, выше, сильнее» (регулятивные УУД).
Спортивные состязания по типу: забрось мяч в корзину, рыбаки и рыбки, набрасывание колец, пройди по болоту, шахматно-шашечный турнир и др. Зеленая линия «Хочу все знать» (познавательные УУД).
Интеллектуальные игры: азбука, карусель, брейн-ринг; шарады и ребусы, задачи на смекалку, настольные игры.
Синяя линия «Кладовая творчества» (личностные УУД).
Творческие задания: рисование на доске, оригами, лепка, конструирование, коллажи, мозаика, пальчиковый театр, макраме.
Желтая линия «Вместе весело играть» (коммуникативные УУД).
Развивающие и подвижные игры: узнай по голосу, фотография море волнуется.., выше ноги от земли, кошки-мышки, узнай предмет, отгадай животное.
Новогодняя ярмарка – итоговое праздничное мероприятие, на котором реализуются заработанные жетоны.
Проводится акция «Мостик в будущее» среди родителей, детей (внесение предложений по дальнейшей работе).
Ожидаемые результаты:
1) повышение уровня развития УУД;
2) снижение уровня заболеваемости, повышение психологической комфортности в классных коллективах;
3) накопление опыта творческой деятельности у всех участников проекта, совершенствование развивающей среды;
4) удовлетворенность родителей содержанием и результативностью воспитательной деятельности в образовательном учреждении;
5) накопление материала, готового к внедрению и использованию в школах;
6) сформированные зоны отдыха для детей, расширение материальной базы школы.
Перспективы развития проекта «Здоровая перемена»:
Организация деятельности детей на переменах в сформированных зонах отдыха.
Открытие новых зон отдыха, организации деятельности детей: «Почитай-ка», «Тихая зона», «Мои любимые игрушки».
Организация соревнований по настольному теннису, настольному хоккею.
Разработка нового комплекса музыкальной зарядки.
6