Выступление Бузмаковой Т.В. 27.11.2007 года
на секции «Проблемы подготовки педагогов
к решению задач гуманизации образования»
областной конференции «Гуманизация пространства детства
как актуальная проблема образования»
Организация активной жизнедеятельности детей
как средство гуманистического воспитания.
Активность ребенка - это его жизненная потребность, обязательное условие развития его способностей, дарований. Мы должны помочь ребенку в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности.
В целях создания условий для саморазвития и самореализации детей и подростков, их активной жизнедеятельности в школе и за ее пределами, нами используются различные формы и методы воспитания.
Стимулирование разнообразной активной деятельности школьников достигается через воспитательную систему школы, изложенную в Программе воспитания; систему дополнительного образования, включающую работу сети кружков и секций; работу ученического самоуправления; взаимодействие с РДДТ, отделом по делам молодежи, Домом культуры и библиотекой, общественными организациями и предприятиями.
В школе осуществляется моделирование культурно-воспитательного пространства с целью расширения культурного взаимодействия школьника с миром, совместными усилиями взрослых и детей создается комфортная культурно-пространственная среда.
С появлением школьного автобуса мы стали иметь возможность посещать театры, музеи, выставочные залы, что, безусловно, положительно влияет на личностный рост учащихся.
Школьники с неподдельным интересом включаются в формы работы, связанные с расширением информационного пространства - разрабатывают компьютерные презентации, снимают видеоклипы и сюжеты о школьной жизни. В сентябре 2007 года команда школьной киностудии «Степ» приняла участие в областном традиционном конкурсе кинолюбителей и получила диплом за успешный кинодебют. В школе идет работа над созданием интернет-сайта. Не за горами участие школьников в сетевых проектах.
Активно интересует школьников всех возрастов участие в творческих конкурсах, в интеллектуальных конкурсах и марафонах, таких как «Медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», участие в очно-заочных школах, в которых можно путем серьезных личных усилий достичь желаемого успеха, самореализоваться, самоутвердиться. Взяв на себя функции организаторов-тьютеров, педагоги школы предоставляют детям такие возможности.
Расширяя пространство детства через предоставление больших возможностей, мы поставили задачу содействия реализации естественного, природного стремления каждого ребенка к социальной активности. Одной из эффективных форм развития активности учащихся, третий год используемой нами в воспитательной работе, является социальная проектная деятельность.
Мы решили обратиться именно к проектной деятельности, так как главной ее составляющей является направленность на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить. Кроме того, метод проектов всегда ориентирован на самостоятельность, проявление активности, способностей и творчество личности.
Педагогу, работающему в классном коллективе, нужно уметь помочь найти доминирующие, социально значимые цели деятельности коллектива, организовать ценностную деятельность, направленную на духовные и практические преобразования. При этом классный руководитель, являясь координатором проектной деятельности в классе, должен планировать и выполнять работу только вместе с детьми, сотрудничая, а не руководя.
Занимаясь социальным проектированием, классные коллективы сплачиваются единой целью, атмосферой эмоционального «заражения» общей идеей.
Социальное проектирование является ключевым направлением деятельности членов детского объединения «Гардарика». В школе создан Проектный центр, включающий меров, инициативные группы городов Гардарики и классных руководителей в роли координаторов проектов.
Для того, чтобы суть проектной деятельности стала понятна и близка педагогам и школьникам, ежегодно проводятся различные теоретический семинары – учёбы меров и классных руководителей - «Теория проектной деятельности», «Виды проектов, формы презентаций проектов», «Участие в грантовых проектах, бюджет проекта».
Вот уже третий год каждый класс в начале года выбирает для решения одну из важных проблем школьной жизни или села и работает над ее реализацией. Мы познакомим вас с осуществленными в прошлом году социальными проектами классов.
Ученики 5-а класса остановили свой выбор на изготовлении игрушек для детского сада. Назвали они свой проект «Игрушечных дел мастера». Изготовление тряпичных кукол и деревянных самолетов привлекло 11-летних проектантов не только из-за социальной значимости задуманного. Им нравится шить, строгать и играть с малышами.
5-б класс реализовал проект «Тимуровское движение сегодня». Ощущать себя сильными и благородными, помогая старым людям, оказалось очень приятно.
Шестиклассники решили развить проект «Кукольный театр», принесший им славу, как артистам. Они предложили вниманию маленьких зрителей спектакль «Белоснежка и семь гномов».
Проект «Мечта прокладывает путь» семиклассники посвятили юбилею Александра Грина. Они не только сами погрузились в творчество писателя-земляка, но и привлекли к участию в викторине и просмотре фильма «Алые паруса» всех желающих.
Проект 8-а класса – «Живи, родник!» потребовал немалых усилий при строительстве подходного пути и скамейки для отдыха возле родника, стал нужным для жителей села делом.
8-б класс традиционно выбрал проект практической направленности – «Умелые руки не знают скуки». На этот раз мальчики произвели ремонт и оформление одного из уголков школы. Эти ребята умеют трудиться и добиваться реальных результатов.
Девятиклассники назвали свой проект «В труд отцов и мы мечтаем влиться». В результате, многие выпускники 9 класса склонились к мысли продолжения образования в родной школе и планируют связать свою жизнь с селом, так как появились реальные перспективы его развития.
Десятый класс начал оформление школьного музея и продолжает свое начинание в этом году. В ходе реализации проекта «История села Филиппово», собраны интересные материалы, они систематизируются, оформляются в виде презентаций для виртуальной школьной музейной экспозиции.
Одиннадцатиклассники взяли на себя инициативу выпуска школьной газеты. Сейчас «Школьный меридиан» продолжает выпускаться инициативной группой школьников и пользуется чрезвычайной популярностью среди учащихся школы и педагогов.
В настоящее время идет реализация новых социальных проектов.
Участники и координаторы проектной деятельности получают немалое моральное удовлетворение, успешно участвуя в районных и областных конкурсах социальных проектов.
Проект «Профессия моей мечты» стал одним из лучших по итогам областного конкурса «Я – гражданин России» в январе 2007 года.
В 2006 году проект «Тренажерный зал – молодежи села» Филипповской школы стал одним из победителей регионального конкурса социальных инициатив и обладателем десятитысячного гранта. Осуществляя идею создания тренажерного зала, нам удалось объединить общим делом большую группу детей из разных классов и взрослых.
Проект учащихся 8а класса «Живи, родник!» награжден дипломом 2 степени в областном конкурсе «Гимн воде», стал обладателем гранта районного конкурса социальных инициатив «Голос молодых» и скоро будет полностью осуществлен.
Мы считаем, что пройдя азбуку социального проектирования в школе, наши выпускники и в будущем будут применять умения ставить реальные цели и добиваться их осуществления, определять свои жизненные планы и в соответствии с ними выстраивать алгоритм действий, строить конструктивные взаимоотношения с окружающими.
При анкетном опросе учащихся на вопрос, какие качества их характера получили развитие в ходе осуществления проектной деятельности, 33% опрошенных ребят назвали ответственность, 27% - инициативность, 24% - трудолюбие, 18% - настойчивость, 16% - самостоятельность.
Что касается педагогов школы, освоенная ими технология социального проектирования оказала немалую помощь при внедрении метода проектов в учебный процесс. Уже в этом учебном году исследовательские проекты учащихся по математике и технологии успешно конкурировали с проектами ребят из гимназий и школ с углубленным изучением отдельных предметов на областном конкурсе исследовательских работ, организованном ВГГУ и КИПК и ПРО. Работы трех учащихся из представленных четырех заняли призовые места.
Таким образом, используя возможности социального проектирования, мы создаем условия для саморазвития и самореализации, личностного роста не только школьников, но и педагогов.
Нам очевидна важность проблемы развития личности школьника, индивидуализации образования, и мы делаем все от нас зависящее, чтобы у наших детей были разнообразные возможности для самореализации.