МБОУ «Новозаганская СОШ»
Районный конкурс учебно-опытных участков
«Лаборатория под открытым небом»
«Организация деятельности учебно-опытного участка, как значимого аспекта школьной среды»
Заведующая УОУ: Снегирёва Юлия Николаевна, учитель биологии и химии
2024г
«МУХОРШИБИРСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЗАГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
____________________________________________________________________
«Согласовано»: «Утверждаю»:
Председатель ПК: Директор школы:
______/Ревенская Е.И/ __________/Иванова Н.Н/
ПОЛОЖЕНИЕ
об учебно-опытном участке
МОУ «Новозаганская средняя общеобразовательная школа»
Мухоршибирского района Республики Бурятия
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Учебно-опытный участок (УОУ) создаётся в МОУ «Новозаганская средняя общеобразовательная школа» для проведения в 2-8 классах учебных занятий по технологии, организации общественно-полезного производительного труда, внеклассной юннатской опытнической, природоохранительной работы, уроков природоведения и биологии.
На УОУ организуются отделы: овощных культур, лекарственный отдел, цветочный, производственный, отдел начальных классов.
В состав участка входит подсобное помещение.
В отделе овощных культур выращиваются важнейшие культуры данной зоны. В цветочном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочные растения. В отделе начальных классов учащиеся 1-4 классов выращивают сельхоз/ культуры и другие растения в соответствии с программой по трудовому обучению и природоведению. В производственном отделе выращиваются овощи, картофель. Он состоит из парников, рассадников.
В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь. Для хранения семенного и посадочного материала, выращенной продукции на территории земельного участка имеется подполье.
УОУ обеспечивается сельскохозяйственным инвентарём в соответствии с типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ.
Участок обеспечивается водой для полива растений.
Сельскохозяйственная продукция, выращенная на УОУ, используется для организации питания учащихся в школьной столовой.
2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УОУ
2.1. Основными направлениями деятельности учащихся на участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием. Для работы на участке в летнее время из учащихся каждого класса формируются звенья по декадам.
2.2. Учащиеся работают на участке в процессе обучения технологии. На участке организуются: трудовая практика школьников, внеклассная юннатская, опытническая и природоохранительная работа. Режим труда учащихся на УОУ устанавливается во время летних каникул: 2-4 классы-3 дня по 1 часу, 5-6 классы-7 дней по 2 часа, 7-9 классы- 10 дней по 3 часа.
2.3. Работа учащихся на УОУ организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. В него включаются разделы:
- планировка территории УОУ ( размещение отделов, их площадь);
- содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке, тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, а в летнее время между звеньями, календарные сроки и выполнение учащимися работ, график работы учащихся в период летних каникул).
- руководство работой учащихся на участке (закрепление учителей, классных руководителей, технических служащих за отделами участка, график их работы в период летних каникул);
- материальное обеспечение работы на участке (определение потребностей в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевных и посадочных материалах).
2.4. Ежегодно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке, организуется выставка, проводится праздник урожая.
2.5. Директор школы несёт ответственность за состояние УОУ, осуществляет общее руководство на нём. Он вместе с педагогическим работником школы, ответственным за организацию общественно-полезного производительного труда, учителем технологии, обеспечивает:
- расстановку учителей, классных руководителей, тех. служащих для руководства работой учащихся;
- развитие материальной базы УОУ
2.6. Непосредственное руководство работой на участке (включая летнее время) осуществляет заведующий УОУ, назначаемый директором школы как правило, из числа учителей. Заведующий несёт ответственность за состояние участка и содержание работы на нём, за его обеспечение посевными и посадочными материалами, оборудованием и инвентарём, инструктирует учителей, технических служащих привлекаемых к работе на участке, обеспечивает на участке соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности.
Имущество и материальные ценности, необходимые для организации работы на УОУ находятся на ответственном хранении у заведующего УОУ. Он ведёт учёт этих ценностей в установленном порядке.
Учителям за заведование УОУ производится дополнительная оплата.
2.7. Директор принимает меры по своевременному обеспечению УОУ инвентарём, посевными и посадочными материалами
2.8. Учителя, привлекаемые к руководству занятиями трудом учащихся на УОУ, обучают их правильным и безопасным приёмам работы, обеспечивают соблюдение школьниками техники безопасности и санитарно–гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования.
Положение обсуждено и одобрено на педагогическом совете школы, утверждено директором Ивановой Н.Н.., согласовано с председателем профкома Ревенской Е.И.. и вступило в силу в сентябре.
Цель: формирование потребностей и умений школьников включаться в общественно - производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Профессиональное самоопределение в современных социально – экономических условиях. Повышение уровня теоретических знаний, основание трудовых навыков, развитие исследовательских, творческих способностей учащихся в сфере сельскохозяйственного производства и экологической культуры.
Основные задачи учебного трудового объединения.
1. Организация трудового обучения с целью нравственного, экономического, экологического, эстетического и физического воспитания учащихся.
2. Профессиональное самоопределение, приобщение к опытнической, исследовательской и творческой работе.
3. Практическое овладение учащимися техникой, прогрессивные технологии и организация сельскохозяйственного производства.
4. Удешевление питания учащихся в школьной столовой, для проведения общешкольных, внеклассных мероприятий и поощрения учащихся.
Основные направления деятельности УОУ:
сельскохозяйственные и опытнические работы;
практические навыки владения сельскохозяйственной техникой и технологиями производств;
владение основами экономических знаний и менеджмента;
ремонтно-строительные работы;
благоустройство школьной территории.
Актуальность учебно-опытного участка.
В МБОУ «Новозаганская СОШ» накоплен многолетний опыт по организации деятельности трудового объединения. Работа, которая проводится в школе, носит планомерный, ежегодный, систематический характер. У школьников возросла мотивация к сельскохозяйственному труду на производственном отделе и УОУ.
Энтузиазм и энергия учителей и классных руководителей, которые, не считаясь со временем, особенно в летний период, работают вместе с учащимися в поле и на участке и становятся примером для учащихся. Весной вместе с классом принимают активное участие в посадке картофеля, семян овощей, высадке капусты, а осенью на уборке овощей.
На основании приказа МО и Н РБ №440 от 2010 года школе присвоен статус республиканской экспериментальной площадки по профильному обучению агротехнологического направления на основе социального партнёрства и сетевого взаимодействия с БГСХА им. В.Р. Филиппова. На сегодняшний день с БГСХА в школе организован агрокласс, где занимаются учащиеся 6-7 классов.
Научный руководитель школы О.М.Цыбикова кандидат с/х наук, зам. декана по НИР агрономического факультета и декан агрономического факультета доктор сельскохозяйственных наук, профессор Кушнарев Анатолий Григорьевич консультируют школьников и учителей при подготовке и участие в научно-практических конференциях. Оказывают огромную помощь и консультацию при организации и работе УОУ школы. Обеспечивают сортовыми семенами картофеля, капусты, рассадой цветов для озеленения территории школы. На них проводится опытническая работа.
Школа взаимодействует с районными сельскохозяйственными местными частными сельскохозяйственными предприятиями Максимовым А.С, Климов А.В, ОО «Здоровое питание», СПК «Уула», СПК «Искра», которые помогают с семенами районированных полевых, овощных культур возделываемые в Бурятии и в их хозяйствах, а также организация экскурсий на сельхопредпрития.
На территории ТОСа «Солнечный», который находится в селе Новый Заган Мухоршибирского района МО СП «Новозаганское», главным культурным центром является МБОУ «Новозаганская СОШ» с 246 учащихся, детский сад 52 ребёнка, церковь Покрова Пресвятой Богородицы и врачебный акушерский пункт (ВАП) и вблизи проходит республиканская трасса. Учащиеся 7 – 8 класса «Новозаганской СОШ», разработали проект «Маленькие шаги к большому будущему» по благоустройству территории ТОСа «Солнечный», школы и близкое расположение других социальных объектов: церкви, Новозаганского ВАП.
Проект реализован в 2015 году на полученные деньги, закуплена современная детская игровая площадка. Игровая площадка, установлена на территории ТОСа и школы она стала местным островком детского отдыха, веселья и смеха и доступна каждому ребенку села.
Жители села Новый Заган выращивают чеснок, которым занимались с давних времен, передавали эту традицию из поколения в поколение. Наше село самое старинное Мухоршибирского района первое упоминание села Заган относится к 1767 году, который основали старообрядцы. В книге В. Болонева "Семейские" говорится: "В марте 1767 г., 25 подводах прибыла третья партия под конвоем одного унтер - офицера и трёх рядовых солдат в "Заганские деревни...". В этом же году семейские построили Заганскую деревню, состоящую из 22 домов, численностью в 140 человек.
В 2015 году исполнилось 250 лет прихода старообрядцев в Бурятию. Село Заган ассоциируется с чесноком и многие жители Бурятии считают, что каждый житель села имеет, в доме чеснок. В то время каждая семья выращивала чеснок. Его выращивали в огромных количествах, он являлся не только продуктом и лекарством, но и прибылью в семейном бюджете. Прабабушки продавали, до 7 и более мешков чеснока в один мешок входило до 300 и более головок чеснока. Рынок сбыта не ограничивался районным центром и городом Улан –Удэ (Верхнеудинск) увозили продавать в Читинскую (Петровск-Забайкальск, Чита) и Иркутскую (Слюдянка, Иркутск) области. Уезжали по нескольку человек из села для продажи чеснока и продавали месяц и более. Многие от полученных денег от продажи чеснока построили дома в селе. На сегодняшний день этот сорт считается «Местным».
3. Материально – техническое обеспечение участка
Производственная инфраструктура:
Юридически закрепленная земля, в том числе 1га пашни
Трактор (2001г), автобус (2015г)
Теплицы 3х10 м, 3х6м
Подсобное помещение для хранения овощей (моркови, свёклы, капусты) и сельскохозяйственного инвентаря, имеется подполье для хранения картофеля.
Вода на УОУ поступает по водопроводу, имеется 3 бочки по 100 л.
Сельскохозяйственный инвентарь: лопаты штыковые - 5 шт., лопаты совковые – 2 шт, носилки – 3 шт, лейки – 5 шт., ящики для рассады (цветов, помидоров, перцев, баклажан) – 25 шт., сито для просеивания почвы – 2 шт., шланг для полива капусты- 80м, совки – 10 шт, рыхлители – 10 шт, ведра – 10 шт.
Школа и УОУ ограждены металлической оградой.
4. Экологическое состояние учебно-опытного участка.
Размер УОУ составляет 0,8 га. УОУ Новозаганской средней школы находится на юго-восточной стороне от школы. Участок примыкает непосредственно к зданию школы, что дает возможность, затрачивать минимум времени на переход к участку.
Школа находится на равноудалённом расстоянии от двух сёл Новый и Старый Заган, в 200 метрах от республиканской трассы – Улан-Удэ – Бичура – Кяхта.
Участок открытый, равнинный, солнечный, преобладают северо-западные ветра.
Климат на территории участка резкоконтинентальный с частыми интенсивными засухами и сильными ветрами в весенний и осенний периоды. Вегетационный период продолжается 148 дней. Территория относится к зоне недостаточного и неустойчивого увлажнения. Более 50% осадков от годовой нормы выпадает за июль-август. Выпадение атмосферных осадков носит порой ливневый характер, что прямо влияет на процесс водной эрозии.
Почвы каштановые.
Учитывая все эти факты, мы можем сказать, что наша школа находится в благоприятной экологической обстановке. Учитывая то, что трасса не загружена автомобилями и выхлопные газы успевают разбавиться воздухом. Тяжелые металлы обнаружены у растений придорожной зоны.
Вокруг школы посажены: тополя, берёзы, акации, сирень.
5. Отделы пришкольного участка:
Отдел начальные классы – 10 кв. м.
Отдел овощной – 20 кв.м
Отдел сортоизучения – 10 кв.м.
Цветочный отдел – 10 кв.м.
Пряно-лекарственный отдел - 5 кв.м.
Производственный отдел – 40 кв. м.
Мини-огород - 5 кв.м.
2 парника: 1 парник – огурцы
2 парник – перцы
6. ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УОУ
При организации работы на УОУ важно правильно организовать интересные опыты, каждый год по 2-3 опыта, при этом учитываем:
Какой опыт и в каких классах, какая культура будет использована
На контрольной делянке и на делянке, где будет проводиться опыт должна быть одинаковая земляная смесь
Контрольная и опытническая делянка для опыта должна находиться рядом, одинаковой формы, площадью
Площадь делянки для опытов зависит от возраста учащихся, от культуры, которая взята для опыта и зависит от УОУ
Вместе с проведением опыта учащиеся ведут наблюдения. Ход наблюдений за опытом и особенностями записывают в дневник наблюдений.
Организация опытов:
В начальных классах:
Посев набухших и сухих семян гороха и влияние такого посева на урожай
2) Влияние сроков прореживания всходов моркови на урожай.
Прореживание: 1) одного настоящего листа
2) двух листков
3) трёх настоящих листочков.
В 5 классе:
1) У свеклы, моркови в 1-ый год вегетации 1) появление всходов 2) появление первой пары настоящих листьев 3) осеннее отмирание листьев
2) Изучение влияния длины дня (редис, салат).
3) Влияние закалки семян и рассады на рост, развитие и продолжительность цветения сортов астр.
В 6 классе:
1) Влияние подкормки на ускорение роста и урожайность свеклы.
2) Рассадный и безрассадный способы выращивания огурцов.
3) Влияние биоудобрения Байкал-М на сроки созревания и урожайность перцев.
В 7 классе:
Сортоизучение важнейших овощных культур отечественной и голландской селекции:
- сравнение сортов свёклы Бикорес, Клауд F 1 с отечественным сортом Бордо по урожайности
- сравнение сортов моркови голландской селекции Калгари, Самсон с отечественным сортом Королева осени, Лосиноостровская по урожайности
-сравнение сортов белокачанной капусты Надежда, Тёща, Слава с голландскими сортами Мегатон, Краутман.
2) Влияние смешанных посадок овощей лука Штутгарт Ризен и моркови Королева осени на урожай.
Основные работы на учебно-опытном участке
Дата | Вид деятельности | Исполнитель |
25 февраля | Посев семян перца и баклажан на рассаду | Учащиеся 6 кл. Агрокласса |
23 марта | Посев семян томатов на рассаду | Учащиеся 7 кл. Агрокласса |
28 марта | Посев семян репчатого лука сорта Эксибишен | Учащиеся 6 кл. Агрокласса |
30 марта | Пикировка рассады перца сорта «Подарок Молдовы», «Бабушкин секрет», «Воловье ухо», «Богатырь» | Учащиеся 6 кл. Агрокласса |
17 апреля | Пикировка рассады томатов сорта «Настена», «Алешка», «Благовест» для теплицы. Для открытого грунта «Земляк», «Клуша», «Мечта огородника», «Боец», «Санька», «Джина» | Учащиеся 7 кл. Агрокласса |
18 – 20 апреля | Посев семян цветочных культур однолетников на рассаду | Учащиеся кружка «Чистые воды» |
5 мая | Посев семян капусты на рассаду. | Учащиеся кружка «Чистые воды» |
15 мая | Вспашка и боронование овощного и производственного отделов. | Школьный трактор |
19 мая по 28 мая | Поделка гряд под овощи. Просеивание перегноя через металлические сита и внесение его на гряды. Посев семян овощей. | Учащиеся 7-9 классов на уроках технологии. Учащиеся 5-6 классов на уроках технологии. |
21 мая | Перекопка пряно - лекарственного и цветочного отделов. | Учащиеся 10 класса. |
28 мая – 1 июня | Высадка рассады репчатого лука сорта Эксибишен Посадка двулетников овощей на семена (свёкла, морковь) | Девочки 7-8 классов на уроках технологии. |
23 мая | Посадка картофеля. Работа на УОУ | Учащиеся с 5 по11 классы |
1 июня | Посев цветочных культур однолетников в открытый грунт. Посадка луковиц гладиолусов | Летняя трудовая практика |
2 июня | Формирование клумб, рабаток на цветочном отделе по проекту, посвященному Году российского кино. | Летняя трудовая практика Учащиеся 7 кл. Агрокласса |
3-5 июня | Подготовка поля к высадке рассады капусты. На резание борозд трактором | Летняя трудовая практика |
8-10 июня | Высадка рассады капусты в открытый грунт | Летняя трудовая практика Педагогический коллектив |
15 июня | Высадка рассады томатов, перцев в открытый грунт. | Летняя трудовая практика |
18 июня | Высадка рассады однолетних цветочных культур. Оформление цветочного отдела из природного материала. | Летняя трудовая практика |
В течение месяца | Полив, прополка от сорняков | Летняя трудовая практика |
30 июня | Внесение азотных удобрений. Полив овощей (томатов, перцев, капусты) раствором птичьего помёта | Летняя трудовая практика |
26 июля | Пасынкование, подвязывание и рыхление томатов. | Летняя трудовая практика |
1июля | Рыхление капусты, гряд | Летняя трудовая практика |
12 июля | Окучивание капусты | Летняя трудовая практика |
24 -26 июня 22 – 23 июля 18 – 21 августа | Прополка картофеля | Ученическая производственная бригада 8-9 классов |
14 июля | Внесение калийных удобрений под овощные культуры. | Летняя трудовая практика |
В течение июля | В течение летнего сезона проводили полив, борьбу с сорняками, рыхление | Летняя трудовая практика |
С июля по сентябрь | Уборка урожая огурцов, томатов | Летняя трудовая практика |
6 сентября | Уборка лука, моркови, свёклы, репы | Учащиеся 5 -8 классы |
10-11 сентября | Уборка картофеля | Учащиеся 5-11 классы. |
14 сентября | Выкапывание луковиц гладиолусов и корнеклубней георгинов | Учащиеся 5-11 классы |
15 сентября | Сбор семян однолетних цветов - бархатцы, анютины глазки и овощей – двулетников моркови, свёклы. | Учащиеся 5-6 классов на уроках технологии, нач. классы на уроках «Мир вокруг нас» |
1-2 октября | Уборка урожая капусты | Учащиеся 7-8 классов |
9 октября | Уборка и очистка УОУ | Субботник |
Количество учащихся 8-9 классов (производственный отдел) - 64 ученика
Размер участка в (га) - 1 га. Прополка картофеля.
Летняя трудовая практика со 2 класс по 7 класс на УОУ – 112 учеников :
Количество дней практики по классам:
Класс | Число рабочих дней | Время работы |
2 | 3 дня | 1 час |
3 | 3 дня | 1 час |
4 | 3 дня | 1 час |
5 | 7 дня | 2 час |
6 | 7 дней | 2 часа |
7 | 10 дней | 2 часа |
8 | 10 дней | 3 часа |
9 | 10 ней | 3 часа |
10 | 10 дней | 3 часа |
Ссылка на социальные сети вконтакте: https://vk.com/club223481872
Наши победы
Региональный этап Всероссийского конкурса юных аграриев «Я в агро» 1 место в номинации «Агростартапы»
Научно-практическая конференция «Аграрная наука – взгляд в будущее» 2 место
Межрегиональная научно-практическая конференция «Агрочтения 2024»
Награждение участников республиканской онлайн- викторины «Юный Тимирязевец»
Партнерские отношения с БГСХА им В.Р.Филиппова
Получение семян для закладки лекарственного отдела на УОУ от к.с-х.н, доцента Цыбиковой Оюны Матвеевны
Тесное сотрудничество МБОУ " Новозаганской СОШ" с товаропроизводителем ООО "Здоровое питание" . Вспашка картофельного поля 1 га.
Ежегодная посадка картофеля и овощных культур.
Весенние работы на учебно-опытном участке.
Летняя трудовая практика.
Прополка картофельного поля.
Всероссийский образовательный форум директоров школ и руководителей агроклассов «Развитие агроклассов в России»
Профориентационная работа ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова»
Экскурсия по сельскохозяйственным предприятиям СПА(К) «Уула» и СПК «Колхоз Искра»
Закладка плодово-ягодного участка. Посадка саженцев черной смородины
70 – летний юбилей Ресурсного эколого-биологического центра Республики Бурятия: учащиеся агрокласса приняли участие в выставке-ярмарке агроклассов Республики Бурятия.
Региональный слет-конкурс агроэкологических объединений Республики Бурятия посвященный празднованию 70-летия ГБУ ДО «Ресурсный эколого-биологический центр РБ» - 2 общекомандное место
Индивидуальный конкурс «Я - профессионал»
Летняя практика на УОУ