Организация деятельности учителя музыки
в условиях реализации ФГОС
Цель обучение ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя (Элберт Хаббард).
Информационное общество XXI века формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.
В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности. В условиях глобализации, информационной цивилизации и рыночной экономики приоритетной педагогической задачей общества является претворение в системе образования и его структуре общечеловеческих задач по формированию и сохранению компонентов духовной культуры.
Исходя из целей и задач нашей школы, выполняя требования нового стандарта образования, в своей педагогической деятельности я выделяю следующую цель: формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования. Музыкальное образование должно развивать общие способности обучающихся, а также помогать образному и ассоциативному мышлению, фантазированию, проявлению творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства.
Для достижения цели решаются задачи:
- применение в обучении и воспитании современных образовательных технологий;
- организация деятельностного характера обучения;
- развитие познавательного интереса к предмету через организацию внеклассной работы и повышение мотивации к учению;
- выстраивание индивидуальной траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка;
- формирование предметных, метапредметных, личностных результатов;
- создание условий для проявления и роста музыкально одарённых детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает системно - деятельностный подход в обучении, целью которого является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом значит быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для меня, как учителя музыки принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность учителя и учащихся, основанная на сотрудничестве и взаимопонимании. В сложившихся условиях учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действиям. Именно поэтому важное место в своей работе отвожу развитию самостоятельности школьников. На уроках стараюсь не предоставлять знания в готовом виде, а делаю так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии.
В процессе обучения обращаю внимание на разнообразие видов деятельности, межпредметной интеграции (музыка – история, музыка – литература, музыка – ИЗО)
Для развития творческого мышления учащихся, как основы для самореализации, саморазвития, самовоспитания, использую разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность. Много внимания уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке через применение заданий познавательного и творческого характера. На своих уроках стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации, драматизации, которые направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка.
Например: ритмические «Музыкальные разговоры», в начальной школе связаны с определёнными образами, в форме вопроса и ответа. Ритмические разговоры включаются в игровые ситуации: в первом классе «Музыкальный разговор» между мамой и сыном, между «дедушкой» играющим на гармошке и джазистом. Во втором классе включён разговор между лисой и вороной, собачкой и обезьянкой. В 5 -7 классах идут многоголосные ритмические импровизации. Очень важно на уроках музыки сочинительство, «Мелодические импровизации» на тексты стихотворений. Если в первом классе несложные мелодии, такие как «Дождик», «Колокольчики», то уже в среднем звене импровизируем на сочинение мелодии на картинку без текста. Уже во 2-м классе учащиеся не столько запоминают, сколько размышляют, оказываются в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений. Они работают в парах, малых учебных группах, что ведет к коллективному самообучению.
Готовясь к таким занятиям, я провожу большую подготовительную работу: подбираю и размножаю необходимые тексты, листы с датами и терминами; готовлю и систематизирую различные виды заданий. Такое обучение способствует повышению мотивации к познавательной деятельности учащихся.
В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности учащихся, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся.
На уроках использую следующие образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии
Одним из важнейших направлений в проведении урока музыки, являются здоровьесберегающие технологии. Планируя урок музыки, учитываю не только возрастные, психологические особенности детей, но и стараюсь разнообразить виды деятельности на уроке, сделать занятие занимательным, интересным и не утомительным.
В начальных классах, прежде всего, делаю акцент на взаимодействие музыки и движения, природной музыкальности детей, их эмоционального отклика на музыку. Как любой из видов музыкальной деятельности детей пластически ритмическое воспроизведение музыки начинается с вслушивания в неё. Предлагаю детям самостоятельно находить выразительности пластического движения, жеста, для лаконичной передачи выбранного образа, чтобы ребята развивали способности трансформировать жизненные наблюдения и переживания в музыкальные образы.
Я не жду усидчивости от первоклассника, а предлагаю двигательную активность на уроке музыки. Например,1 класс: слушание музыки П.И. Чайковского «Вальс снежинок» - дети слушают произведение, придумывают название к музыке, движения. При прохождении раздела «Три кита в музыке. Песня, танец, марш», учащиеся под музыку показывают движения, соответствующие музыке. Навыки, знания и умения приобретаются в процессе разносторонней деятельности к видам которой можно отнести следующее:
- пение и движение под музыку;
- речевая декламация и ритмические упражнения;
- освоение теории музыки в исполнительской практике;
- слушание музыки с постепенной выработкой ценностного отношения.
Предлагаю детям речевые игры «Имена», «Мышки», «Фокус-Покус» и др. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития: развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Исполняя песни, вокальные упражнения ученики изображают мелодию дирижёрским жестом, показывая мелодию графически, выделяя кульминацию песни. На уроках музыки дети исполняют несложные танцы, танцевальные движения такие как: «Танец утят», «Хоровод», «Каравай»,
Но не только движения, ритмика, правильное дыхание, пение имеют оздоравливающее значение. Одна из главнейших особенностей уроков музыки в здоровьесбережении – это особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребёнка.
ИКТ - технологии
Модернизация образования невозможна без широкого использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса и в первую очередь обучении. Использование ИКТ на уроке музыки имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами, главная из которых мультимедиа. Она позволяет отправиться в путешествие по разным странам, различным эпохам просматривать видеофильмы, анимацию, слушать музыку и все это в сочетании с легким управлением. Любая наглядность должна не только иллюстрировать, но и «работать» вместе с учителем, помогая ученикам в усвоении учебного материала. Сегодня на уроках музыки я использую музыкальные игры, занимательные упражнения, интерактивные тесты, презентации, Интернет – ресурсы.
Использование на уроках ИКТ-технологий приводит к целому ряду положительных эффектов: • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
• психологически облегчает процесс усвоения;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке.
Для повышения уровня самообразования, предлагаю учащимся 6 – 7 классов самим создавать презентации.
Проектные технологии
Проектная технология ценна тем, что в ходе ее применения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.
В своей практике я использую следующие виды проектов:
1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.
2.Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера».
3.Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты и т.д.
5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.
В результате использования данной технологии обучающиеся больше и глубже изучают тему, значительно расширяется их общий кругозор, учатся общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал.
Методы активизации учащихся
Для активизации познавательной творческой деятельности учащихся использую следующие методы и приемы обучения:
- пение;
- импровизация;
- голосовые игры, речевые упражнения;
- словесное высказывание о музыке;
- интересный подбор репертуара;
- создание рисунков и раскрашивание;
- инсценирование;
- учебно-игровая деятельность;
- использование дискуссионного метода ведения урока;
- сочинения, рассказы, сказки, как преподавателя, так и учащихся.
Например, при изучении темы «Изобразительность в музыке» - использую рисование под музыку.
Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, необходимо вовлекать детей в различные творческие конкурсы: конкурсы сочинений, песен, проекты, интеллектуальные и творческие игры, вокальные конкурсы, исполнителей песен. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Применение развивающих технологий позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся. Мои дети участвуют в различных конкурсах, где занимают призовые места. Творческие и исследовательские работы обучающихся, качественно оформлены и являются частью учебно-методического комплекса кабинета музыки, искусства, служат в качестве раздаточного материала на уроках, продуктивно используются мною в целях воспитания и развития личности обучающихся на уроках и во внеклассной работе.
Образовательные результаты моих учеников
Анализ учебных достижений учащихся за последние годы показывает положительную динамику. Наблюдается стабильность и повышение качества знаний, среднего балла по всем классам. Этому способствует программа в младшем звене, которая реализует целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание и импровизирование музыки. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность. Также программа для среднего звена, способствует развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Положительная динамика была достигнута благодаря формам, которые формируют коммуникативные умения. Сформированные умения являются приоритетными, необходимыми и достаточными для успешного обучения школьников. Анализируя свою деятельность, ставлю перед собой задачу дальнейшего повышения качества знаний, развития творческих способностей учащихся, создавая ситуации успеха, повышая самооценку.
Внеурочная деятельность
Особое внимание в своей работе уделяю дополнительному образованию. Для меня как учителя музыки, важным продолжением урока является внеурочная деятельность.
Цель: приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей. Наряду с формированием устойчивого интереса к пению, певческим навыкам, мои ученики приобщаются к традиционной культуре . В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.