4
Организация деятельности в школе по профилактике наркомании
«Люди победили чуму, малярию, тиф... Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем
обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну пришлось
заглянуть»
Ч. Айтматов
Человек стоит на горе. Эта гора – символическое изображение его жизни. Человек не падает с этой горы, он стоит на ней устойчиво. От падения вниз человека удерживает множество жизненных связей (верёвок)…Друзья, семья, творчество, работа, любовь. Человеку на помощь сразу приходит канат вредных привычек. Человек считает, что если он ухватится за этот канат, то вредные привычки помогут ему расслабиться, забыть про проблемы, стать более сильным и уверенным в этой жизни. Человек первый раз берётся за висящий перед ним «канат» - вредные привычки. Он постепенно всё больше и больше употребляет эти привычки и хватается за второй «канат», т.к. одного «каната» ему уже не хватает. Тогда возникает зависимость. Все связи, при помощи которых он держался на этой горе, оборваны. Человек теперь никого не любит. Он потерял друзей, работу, перестал всем интересоваться в этой жизни.
Человек стал МАРИОНЕТКОЙ.
Им теперь управляют только вредные привычки. Они его держат при помощи «канатов».
Из красивого человека, которым он был раньше, человек становится безобразным.
Человек стоит на горе. Он никому не нужен. Только семья готова помочь ему.
Причину наркороста мы видим в ухудшающемся положении семей. Семье принадлежит особое место в профилактике наркомании детей и подростков, поскольку одной из главных функций семьи является функция воспитания и социализации подрастающего поколения. Поэтому семья может способствовать приобщению детей к наркотическим и другим психоактивным веществам, а может и противостоять.
Было бы ошибочно считать, что наркомания – удел детей из неблагополучных семей. Результаты исследований по России показывают, что не менее 10-15% наркоманов – выходцы из весьма благополучных семей со средним и высоким достатком.
Проблема наркомании давно превратилась в глобальную проблему, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Перед опасностью вовлечения в употребление табака, алкоголя, наркотиков ребенка отходят на второй план многие другие педагогические заботы. Если смысл современной школы - создание образовательной среды, способствующей развитию ребенка, то табакокурение, алкоголизм и наркотизация пространства школьной жизнедеятельности ребенка гарантированно разрушает все другие педагогические усилия.
Даже самая счастливая и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение этих средств, в среде молодежи, подростков и даже младших школьников все более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от «моды» на никотин, алкоголь, наркотики, но научить их сознательно отказываться от всего можно и нужно.
Цель работы нашей школы - создание в школьной среде условий, препятствующих распространению табакокурения, алкоголизма и наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к табакокурению, алкоголю и наркотикам у всех учащихся школы.
Конечная цель - воспитание у обучающихся культуры здорового образа жизни, а именно:
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;
-формирование потребности вести здоровый образ жизни;
-развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами.
- создание условий для всестороннего развития личности и организация досуга
Обсудив причины, которые приводят к употреблению наркотиков, дети старших классов на уроке ОБЖ пришли к выводу, что это происходит:
из-за неумения справиться с неприятностями и скукой;
из-за боязни сказать "нет" тем, кто обещает "райское наслаждение";
потому что это модно - убивать себя понемногу;
Перед каждым школьником ставился вопрос "Что я могу сделать, чтобы наркоманов стало меньше?", на которой были даны следующие ответы:
не пробовать наркотики и алкоголь, даже если это кажется интересным;
постараться понять друга или приятеля. Если он не устоял перед соблазном, предложить помощь;
объединиться с теми, кто хочет сделать свой класс, свою школу свободной от наркотиков.
Ребята старших классов распространяют информацию в виде памяток для ребят: "Поскольку невозможно уничтожить все наркотики и вылечить всех наркоманов, каждый из нас имеет право и обязан знать, что это такое и предупредить других об опасности". Ребята 10 классов принимали участия в конкурсе презентаций «Мы за здоровый образ жизни», они создавали свои личные презентации и даже попробовали снять фильм. К участию в фильме привлекались ребята из других классов, может быть фильм получился не совсем удачен, но эта сьемка шла с горящими глазами у ребят. «Болезнь под названием «спайс» охватывает планету и ученые пытаются спасти людей» Работу по воспитанию детей проводит Совет по перемирию, который возглавляет ученица 11 класса Щенникова Софья, в Совет входят ученики 10 класса.
Ученики 9 классов прошли анонимное тестирование. В школе было проведено анкетирование учащихся 9-11 классов с целью выявления основных проблем, мешающих школьникам вести здоровый образ жизни. В ходе анкетирования мы выявили, употребляли ли подростки спиртные напитки, при какой ситуации; выявила отношение учащихся школы к распространению наркотиков среди школьников и молодежи.
Высказывание детей: Что такое здоровье?
"Это самое лучшее в жизни. Здоровье для человека - самое дорогое".
"Здоровье никто не подарит, как какую-нибудь вещь или игрушку. Здоровье ты должен себе сделать сам".
"Здоровье - это не значит только питаться фруктами и делать зарядку. Ещё надо быть добрым. Если ты злой, то это отражается на твоём организме и на других людях".
"Чтобы быть здоровым, нужно не поддаваться стрессам, жить в гармонии с близкими, учиться понимать других, и тогда другие будут понимать тебя".
В МОУ не замечены случаи употребления наркотических средств в семьях, но мы проводим первичную профилактику со всеми категориями семей: здоровой, конфликтной, асоциальной, распавшейся. Следует подчеркнуть, что современная семья испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни. Поэтому она нуждается в получении квалифицированной помощи со стороны специалистов и педагогов образовательного учреждения.
Например, родителям надо знать, какую позицию в этом вопросе занимает государство, как с помощью законов регламентируется процесс воспитания и образования ребенка. На родительских собраниях мы знакомим родителей с законами Ульяновской области « Об ответственности родителей за воспитание детей, Концепцией профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, Семейным кодексом РФ, другими нормативными документами. На уровне непосредственного взаимодействия с семьей по профилактике наркомании применяются такие виды работ как: семейное консультирование, коррекция семейных отношений, просвещение родителей. Большую помощь оказывают нам и приглашенные лица, как духовный наставник отец Виктор, члены общешкольного родительского комитета, инспектора, работники медицинского учреждения. Агитпоезд с представителями наркоконтроля, с профессиональными психологами оказывают помощь в профилактике наркомании. Общешкольный родительский комитет организовал работу родительского патруля в выходные дни, где посещаются неблагополучные семьи, проверяются дискотеки, магазины, кафе, или просто улицы.
Профилактическая работа с учащимися проводится через преподавание предметов учебного плана. Так, например, содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, литературы, ОБЖ, географии и других предметов дает богатый материал для антинаркотического воспитания учащихся. Профилактика наркомании в школе обязательна. Она осуществляется в доступной детям форме. Профилактика должна вызывать отклик у подростков и формировать у них однозначную позицию отказа от наркотиков. Успешная профилактика наркомании представляется в виде лекций, плакатов, бесед с подростками, круглых столов.
Работа по профилактике употребления психоактивных веществ в МОУ Криушинская СОШ проводится во всем ученическом коллективе с 1 по 11 класс. Важной особенностью является «скрытая профилактика», когда детям не говорится о вреде тех или иных видов негативных веществ, а активно пропагандируется здоровый образ жизни. Работа в данном направлении проводится в каждом возрастном звене, используются разнообразные формы и методы работы. Например, в начальных классах, работая над проблемой воспитания потребности в здоровом образе жизни, учителя учитывая их возрастные и психологические особенности, чаще всего используют сказочных героев, игровые ситуации, различные путешествия.
Ежедневно проводится работа с учащимися, пропускающими занятия, ведется строгий учет пропусков уроков, по результатам проводится индивидуальная работа с детьми (совет профилактики, учком, педсовет, общешкольный родительский комитет), раз в четверть на Совете профилактики присутствует инспектор ПДН Алешина А.М. Дальше документы, информационные письма передаются в соцзащиту, отдел образования, инспекцию. Постоянно идет связь с вышестоящими инстанциями.
Школа старается заинтересовать учащихся, с пользой организовать их досуг.
В школе постоянно организовывается работа по здоровому образу жизни. На занятия спортом направлена вся деятельность школы начиная с самого первого прихода ребенка в школу, каждый ученик включается массово в утреннюю зарядку. В плане школы стоят разнообразные спортивные и досуговые мероприятия. В рамках акций и каждую субботу в школе проходят спортивные соревнования « Веселые старты», «Спортивный паровоз», «Олимпийские игры» шашечный и шахматный турниры, бадминтон, теннис, спортивные стрельбы, баскетбол, хоккей, подвижные игры на свежем воздухе, кикбоксинг. Работает кабинет здоровья, даже для детей с ДЦП и другими заболеваниями. С учащимися 7 класса было подготовлено выступление агитбригады ДЮП «Апельсин» « В здоровом теле - здоровый дух». Школа открыта до позднего вечера, досуг ребят разнообразен. Учащиеся могут заниматься в кукольном театре, в музеях (5 музеев), хореографией, музыкой, пением, чтением стихов и т.д
Свое выступление хочу закончить, цитируя слова Макаренко А.С
“Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
Социальный педагог: Корчакина Ж.В