СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация дифференцированной работы в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение, по выражению Ш.А. Амонашвили, должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям  школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода является дифференциация обучения. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Просмотр содержимого документа
«Организация дифференцированной работы в начальной школе.»

Подготовил  учитель начальных классов МКОУ «Шварцевская СОШ» Петрова Ольга Вячеславовна 2018 год

Подготовил

учитель начальных классов

МКОУ «Шварцевская СОШ»

Петрова Ольга Вячеславовна

2018 год

Дифференцированное обучение – это технология обучения, ставящая своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучаемых.

Дифференцированное обучение – это технология обучения, ставящая своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучаемых.

Цель дифференцированного обучения:   организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. .

Цель дифференцированного обучения:

организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. .

 Основная задача:   у видеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Основная задача:

у видеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Этапы построения дифференцированного обучения:  1 .  Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических ( здоровья), и психологических, и личностных. 2. Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:  - различным уровнем усвоения материала на данный момент;  -уровнем работоспособности и темпом работы;  -особенностями восприятия, памяти, мышления;  -уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

Этапы построения дифференцированного обучения:

1 . Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических ( здоровья), и психологических, и личностных.

2. Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.   4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

  4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

 Формы дифференцированного обучения I   Внешняя дифференциация Она предполагает создание особых типов школ или классов, в которые зачисляются учащиеся с определёнными индивидуальными особенностями (ККО – классы компенсирующего обучения, КРО – классы коррекционно-развивающего обучения). II   Внутренняя дифференциация Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Внутреннюю дифференциацию большинство исследователей считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

Формы дифференцированного обучения

  • I   Внешняя дифференциация

Она предполагает создание особых типов школ или классов, в которые зачисляются учащиеся с определёнными индивидуальными особенностями (ККО – классы компенсирующего обучения, КРО – классы коррекционно-развивающего обучения).

  • II   Внутренняя дифференциация

Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Внутреннюю дифференциацию большинство исследователей считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

Для успешной работы по программе я выделяю, по крайней мере, три группы учащихся:  1-я группа   – ученики с высокими учебными способностями. Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач  2-я   группа  – учащиеся со средними способностями.  Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.  3-я   группа  – учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке.

Для успешной работы по программе я выделяю, по крайней мере, три группы учащихся: 1-я группа   – ученики с высокими учебными способностями. Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач 2-я   группа  – учащиеся со средними способностями. Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися. 3-я   группа  – учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). На уроках использую различные виды продуктивных заданий, например: преобразование задания с недостающими или лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения; самостоятельное составление заданий.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

На уроках использую различные виды продуктивных заданий, например:

преобразование

задания с недостающими или лишними данными;

выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

самостоятельное составление заданий.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности. Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся: - усложнения материала; - использование условных символов

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

- усложнения материала;

- использование условных символов

Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Такой способ, предусматривает организацию фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске)

Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ, предусматривает организацию фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:

а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске)

Дифференцированная работа по форме учебных действий. Различные способы дифференциации обычно используются в сочетании друг с другом. Наиболее целесообразной я считаю следующую организацию работы. Дети со средним уровнем обучаемости выполняют тренировочные упражнения из учебника самостоятельно. Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же упражнение под руководством учителя или самостоятельно с использованием карточек – помощниц. Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника

Дифференцированная работа по форме учебных действий.

Различные способы дифференциации обычно используются в сочетании друг с другом. Наиболее целесообразной я считаю следующую организацию работы.

Дети со средним уровнем обучаемости выполняют тренировочные упражнения из учебника самостоятельно.

Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же упражнение под руководством учителя или самостоятельно с использованием карточек – помощниц.

Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника

Дифференцированные задания по объему учебного материала Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1-й и 2-й группы выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек.

Дифференцированные задания по объему учебного материала

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1-й и 2-й группы выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек.

Домашние задания  на уроках также можно дифференцировать.  Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников.   Первая группа заданий  – традиционные задания,  в частности, работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполняться всеми учащимися.   Вторая часть заданий  – обязательная для группы «сильных» учащихся. Им даются конкретные дополнительные задания, выполнение которых обязательно. Например, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответы на дополнительные вопросы, продумать дополнительные доказательства.   Третья группа заданий  – задания для желающих их выполнить, для учащихся, которые имеют особый интерес к изучению предмета.

Домашние задания  на уроках также можно дифференцировать.

Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников.

  Первая группа заданий традиционные задания,  в частности, работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполняться всеми учащимися.

  Вторая часть заданий  – обязательная для группы «сильных» учащихся. Им даются конкретные дополнительные задания, выполнение которых обязательно. Например, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответы на дополнительные вопросы, продумать дополнительные доказательства. 

Третья группа заданий  – задания для желающих их выполнить, для учащихся, которые имеют особый интерес к изучению предмета.

Задания по теме  «Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова». 1группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши .       В…лна, в..сна, д..мишко,  л..сной, с..оновый, в..дичка. Волнистый, волноваться, волны, вёсла, домище, весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода,  сосенки, водный.

Задания по теме «Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова».

  • 1группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши .

    

В…лна, в..сна, д..мишко,  л..сной, с..оновый, в..дичка.

Волнистый, волноваться,

волны, вёсла, домище,

весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода,  сосенки, водный.

2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.            Алгоритм.   1. Прочитай слово.   2. Поставь ударение.   3. Выдели корень.   4. Измени слово или подбери однокоренные, найди проверочные слова.   5. Напиши слово, вставь букву.   6. Обозначь орфограмму. б-гун -  х-дить- сл-ды- в-да -   б-да  -  в-лна  -

2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.

           Алгоритм.

  1. Прочитай слово.

  2. Поставь ударение.

  3. Выдели корень.

  4. Измени слово или подбери однокоренные, найди проверочные слова.

  5. Напиши слово, вставь букву.

  6. Обозначь орфограмму.

б-гун - 

х-дить-

сл-ды-

в-да - 

б-да  -

в-лна  -

   3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова. прол-тать- д-ждливый- в-сенний- гр-зовой- тр-винка- стр-ла- прол-тать- д-ждливый- в-сенний- гр-зовой- тр-винка- стр-ла- прол-тать- д-ждливый- в-сенний- гр-зовой- тр-винка- стр-ла-

   3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

прол-тать-

д-ждливый-

в-сенний-

гр-зовой-

тр-винка-

стр-ла-

  • прол-тать- д-ждливый- в-сенний- гр-зовой- тр-винка- стр-ла-
  • прол-тать- д-ждливый- в-сенний- гр-зовой- тр-винка- стр-ла-
Вывод: Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание . Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то  он обязательно будет осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход в обучении.

Вывод:

  • Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание .
  • Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то  он обязательно будет осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход в обучении.
   Методисты. Профессиональное сообщество педагогов  http://metodisty.ru/           Сетевое образовательное сообщество

  Методисты. Профессиональное сообщество педагогов  http://metodisty.ru/

          Сетевое образовательное сообщество "Открытый класс"  http://www.openclass.ru/

          Школьный портал "Про Школу ру"  http://www.proshkolu.ru/

          Образовательная галактика Intel  http://edugalaxy.intel.ru/

          Учительский портал  http://www.uchportal.ru/

          Материалы для учителя  http://www.uroki.net/doc.htm

          Образовательный проект  http://letopisi.ru/

          Интернет-государство учителей  http://www.intergu.ru/

          Виртуальный "Педсовет по средам"  http://school-sector.relarn.ru/wps/?page_id=115

          Занимательная педагогика  http://www.zanimatika.ru/

          "Методист" профессиональное сообщество педагов  http://metodisty.ru/

          Архив учебных программ и презентаций  http://www.rusedu.ru/

          Сообщество взаимопомощи учителей  http://pedsovet.su/

          Российское образование. Федеральный портал  http://www.edu.ru/

          Каталог учебников, оборудование и электронных ресурсов  http://ndce.edu.ru/

          Образовательный портал (презентации к урокам)  http://youedu.ru/