«
ОРГАНИЗАЦИЯ ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Консультация для воспитателей дошкольного учреждения
В системе массовых мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и формирование здорового образа жизни, важная роль принадлежит Дням здоровья. Согласно обновленного варианта учебной программы дошкольного образования, проводятся Дни здоровья один раз в квартал в течение года для детей среднего и старшего дошкольного возрастов. Эти дни должны отличаться разнообразной и интересной двигательной деятельностью, насыщенной вариативностью стимулирующих и активирующих форм и приёмов, способствующих формированию двигательного опыта детей, укреплению здоровья, закаливанию организма. Благодаря проведению Дней здоровья, дети приобретают опыт активного отдыха.
Структура Дня здоровья представлена вариативностью содержания, реализуемого в разные режимные моменты с детьми и родителями. В Дни здоровья режим дня насыщается активной деятельностью детей с учётом особенностей климатических условий. Так в холодное время пребывание на воздухе, по возможности, должно быть увеличено, а в тёплое – вся двигательно-игровая деятельность дошкольников выносится на открытый воздух. Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий активного отдыха детей, в связи, с чем отменяются все занятия.
В планировании, организации и проведении Дня здоровья принимает активное участие не только инструктор по физическому воспитанию, но и воспитатели дошкольного отделения, медицинский работник и другие «узкие» специалисты учреждения дошкольного образования.
Дни здоровья должны иметь тематику, которая конкретизируется в каждой возрастной группе:
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
«Быть здоровыми хотим – помогает нам режим»;
«Гигиена, чистота – нам здоровье, красота»;
«
Здоровое питание»;
«Спорт – здоровье», «Движение-здоровье»;
«Нет» - вредным привычкам»;
«Народные игры – удальцам раздолье и забава»;
«Веселье и смех – нам здоровье и успех»;
«Природа и здоровье» и т.д.
Начинается День здоровья утренним приёмом детей, который может вести определённый игровой персонаж в процессе интересного и занимательного взаимодействия. Можно предложить детям и родителям (в утренние или вечерние часы) различные задания в серьёзной и юмористической форме: беседы-диалоги, ситуации-провокации, игры, полосы препятствий, загадки, оздоровительные минутки, позволяющие создать положительный эмоциональный настрой и повысить активность детей и взрослых.
Утренняя гимнастика проводится в нетрадиционной форме по теме дня. Это может быть:
З
арядка бодрости,
Эмоционально-стимулирующая гимнастика,
Аэробика,
Гимнастика «Маленьких волшебников» с элементами массажа, самомассажа биологически активных точек кожи и психогимнастики.
На такой гимнастике обычно появляются сказочные персонажи, приглашаются родители, работники дошкольного отделения.
Дальнейшая программа Дня включает разнообразные формы работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников:
сюжетно-ролевые игры;
подвижные игры и упражнения на воздухе;
путешествия-прогулки;
простейшие туристические походы;
уроки здоровья;
динамические и оздоровительные паузы;
спортивные праздники;
пешие походы;
с
портивные конкурсы и викторины;
забавы и развлечения;
физкультурные досуги;
решение проблемных ситуаций по вопросам здоровья;
народные и спортивные игры;
упражнения на дорожках здоровья и закаливания;
солнечные и воздушные ванны;
эстафеты и др.
Двигательная нагрузка регулируется педагогами в соответствии с возрастом, физической подготовленностью и состоянием здоровья детей. Во избежание переутомления дошкольников, интенсивные формы необходимо чередовать с малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию детей непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению. Наиболее эффективны для дошкольников физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера (для старших дошкольников), всевозможные викторины и детские концерты (для детей младшего возраста).
Вторая половина Дня здоровья предусматривает активное участие родителей в совместных мероприятиях с детьми: спортивных праздниках, конкурсах и викторинах, шоу, оздоровительных часах, праздников на воздухе, вечерах – развлечениях, КВН и др.
В плане педагогов в разделе «Сотрудничество с семьёй» должны быть отражены разнообразные формы работы в рамках обозначенной темы Дня здоровья:
оригинальная информация в родительских уголках,
памятки,
консультации,
домашние задания и т.д.
Все это помогает педагогическим работникам активизировать родителей для участия в Днях здоровья, повысить их потенциал в семье и уровень педагогической культуры по проблемам оздоровления своих детей. Успешное проведение Дней здоровья является результатом слаженной и организованной работы всего коллектива дошкольного учреждения и семьи, объединяющей взрослых и детей общими целями.
Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию удовлетворяет естественную потребность детей в движении и способствует своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формирует положительную самооценку к себе и деятельности сверстников. Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для их эмоционально - психологического благополучия. Она оказывает большое влияние на интеллектуальное развитие детей, воспитание у них характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению.