СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация домашней учебной работы младших школьников с учётом требований федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация домашней учебной работы младших школьников с учётом требований федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования»

Водневская Полина Сергеевна
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького», студент 3-го курса, отделения ПНК
Руководитель: к.пед.н., преподаватель, Кондрашов А. М.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: если задуматься над тем, как организовать учебную работу учащихся дома, то можно заметить, что эта задача двоякая. Если посмотреть с одной стороны, то ребенку необходимо найти и установить правильный режим работы, выделить место для занятий, также определить, какой порядок приготовления домашних заданий будет удобен. А с другой стороны, необходимо воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, не отвлекаться и работать в хорошем темпе.

Ключевые слова: домашняя работа, домашнее задание, режим дня.

Современное состояние образования характеризуется тенденцией роста объема информации, которая требует успешного и надежного усвоения. Одной из возможностей для успеха такого усвоения является домашняя учебная работа учащихся.

Домашняя работа имеет важное значение для образования навыков умственного труда, чувства ответственности за возложенное дело, за итог своего труда.

Продолжением работы в классе является домашняя самостоятельная работа учащихся, которая очень важна в процессе обучения школьников.

Из разговора с учителем, можно сказать, что иногда задания на дом даются наспех. Так же задавание домашних заданий не выделяется учителем как отдельный этап урока. Я считаю, что учителю необходимо помнить о том, что домашнюю работу можно задавать на любом этапе урока, не только в конце, но в начале, в середине и в течение урока.

В ходе практики, мною было замечено, что учителя задают однотипные, однообразные виды домашних заданий такие как: выучи определение, выполни письменные упражнения из учебника, реши задачу и тому подобные. Учителю необходимо организовать деятельность младших школьников так, чтобы у учеников возникала потребность в выполнении домашней учебной работы.

Важно помнить, что главной и одой из основных целей обучения является развитие личности школьников. Целью домашних заданий является – личностное развитие ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Таким образом, методика задавания уроков на дом имеет большое значение. Учителю необходимо тщательно продумывать каждое домашние задания для учеников.

Также свои недостатки имеет не только методика задавания домашних заданий, но и их выполнение школьниками. Учащиеся не осуществляют самоконтроль за тем, что они читают, и понимают ли они прочитанное. Из своих наблюдений я сделала вывод, что, выполняя домашние задания по учебнику, школьники не понимают текст, так как ученики сбиваются на полумеханическое чтение. Часто ученики не умеют расчленять материал на отдельные смысловые части. Из этого и вытекает проблема – школьники не могут качественно выполнить задание по прочитанному материалу.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Проведённый мною опрос среди родителей и детей начальных классов, показал, что у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, они его придерживаются. Так же школьники признались, что, когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм и прогулкам. А вот, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного времени для занятий. Также недочетом во время выполнения домашней работы является неумение школьника организовать свое рабочее время и рабочее пространство.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что причиной некачественного выполнения домашней работы школьниками является неправильная организация домашней работы как в школе, так и дома.

Успешное выполнение домашнего задания зависит от того, на каком этапе урока и в какой форме оно было задано, какого вида и был ли проведен подробный инструктаж. Поэтому учителю необходимо заранее продумывать не только урок, но и то, что он задаст школьникам для самостоятельного выполнения, и в какой форме он это сделает.

Следует выбирать задания, которые направлены на применение того материала, который не в полной мере отработан на уроке. Но не стоит забывать, что закрепление пройденного на уроке материала - не единственная функция домашних заданий.

Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения. Ведь важно помнить и об объеме домашних заданий. У учащихся начальных классов это 1/3 часть выполненной работы на уроке.

Примерный объем домашних заданий по математике для учащихся 2 — 4 классов [5, с.3]

Учебный предмет

2 класс

3 класс

4 класс

Математика

Задача или

2 столбика примеров

Задача или 3
столбика примеров, но не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

• до 1 часа – в первом классе;

• до 1, 5 часов – во втором;

• до 2 часов – в третьем и четвертом классах [4.].

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Родители и дети должны чётко знать и соблюдать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий.

Во время организации домашних заданий перед учителем встают два наиболее сложных и важных вопроса – «Как проверить домашнюю работу?» и «Как её оценить?»

Для того чтобы понять, как нужно проверить работу школьников, нужно понять суть проверки. Она заключается в проверке нескольких параметров: правильность; качество; степень самостоятельность школьника.

Н.Н.Поспелов считает, что необходимость проверки домашних работ, учащихся диктуется основными задачами урока. Для младшего школьника проверка имеет огромное воспитательное и психологическое значение, так как домашняя работа является одной из его обязанностей, которую он должен регулярно выполнять с первых дней обучения в школе. Нельзя откладывать проверку домашнего задания, ведь лучше проверить сразу и вернуть проверенное учащимся, когда они еще помнят испытываемые трудности и заинтересованы в оценке своих усилий [3].

Возникает вопрос, как же правильно проверять домашнюю работу обучающихся. Для этого в ходе практики мы пронаблюдали за работой учителем, который в своей работе использовал такие способы проверки как: самопроверка, фронтальная, взаимопроверка и выборочный контроль. Если регулярно не проверять домашнюю работу школьников, она теряет смысл. У детей не будет такого ярого желания выполнять ее, поскольку никакого награждения или похвалы не будет.

Во время проверки задания не стоит забывать, что в первую очередь мы оцениваем качество выполненной работы. Проверка работы всегда предполагает отметку.

По моему мнению, введение домашних заданий положительно влияет на обучение и воспитание учащихся. Выполнение домашних заданий помогает глубже понять учебный материал, способствует закреплению знаний, умений и навыков благодаря тому, что учащийся самостоятельно воспроизводит изученный на уроке материал и ему становится более ясно, что он знает, а чего не понимает. Так же домашняя работа активизирует мыслительную деятельность ученика, т.к. ему приходится самому искать пути, средства и приёмы рассуждений и доказательств. Домашняя работа приучает ребёнка к самоконтролю, потому что рядом нет ни учителя, ни товарищей, которые могли бы помочь разъяснениями. [2].



Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: «Просвещение», 2010 г.

  2. Дрелов Х.М. Домашние задания: книга для учителя / Х.М. Дрелов, Х.Век, Д.Хесс. – М.: Просвещение, 1989. – 80с.

  3. Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий / Н.Н. Поспелов – М.: Просвещение, 1993. – 547с.

  4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29.12.2010 № 189 (ред.от 24.11.2015). – М.: Просвещение, 2015. – 29с.

  5. Шихова Н.Н. Положение о домашнем задании: Локальные акты / Н.Н. Шихова – М.: Знание, 2012. – 8с.