СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация досуговой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзивной образовательной среды

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОРГАНИЗАЦИЯ  ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Просмотр содержимого документа
«Организация досуговой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзивной образовательной среды»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Глазкова Е.А., магистрант 2 курса

Россия, Курск, Курский государственный университет

Досуг является очень важной частью социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Он дает возможность устранить различия и содействует социальной интеграции. Досуг столь же важен, как и обучение.

Сфера досуга имеет особое значение для овладения жизненными компетенциями, влияет на удовлетворенность жизнью, создает позитивное отношение к себе и окружающим (Воловик, 1998). Досуг не является принуждающим, выполняющим под давлением действием, он основывается на добровольной основе, индивидуальном решении.

Дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в особых образовательных и социальных условиях. Помимо когнитивных нарушений у большинства детей имеются сопутствующие речевые, эмоциональные, поведенческие нарушения, нарушения ОДА. Следовательно, досуг детей с интеллектуальными нарушениями должен быть ориентирован на индивидуальный характер, индивидуальные потребности, склонности, уровень развития ребенка, на наличие у него сопутствующих нарушений.

Вследствие недостаточного умственного, духовного и психического развития детей с умственной отсталостью, у них наблюдается отсутствие активности в организации досуговой деятельности.

Дети с интеллектуальными нарушениями, имея свободное время, зачастую проводят его пассивно, выполняя стереотипные действия, ограничиваясь монотонными, повторяющимися действиями (Назарова, 2000). Отсутствие новых впечатлений приводит к оскудению их личности и возрастающей социальной дезадаптиции.

Умственно отсталые дети не должны быть изолированы от своих нормально развивающихся сверстников. Общаясь с ними, они расширяют свой социальный опыт, у них появляется чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательность (Алехина, 2012). Общение с нормально развивающимися детьми — это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Необходимо это всячески поощрять, за исключением общения с детьми с асоциальным поведением.

Следует заметить, что для нормально развивающихся детей общение с умственно отсталым ребенком не принесет вреда. Напротив, оно будет способствовать формированию доброго отношения, желания помочь товарищу.

Одним из векторов модернизации системы образования является развитие теории, нормативной основы и практики инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными нарушениями.

На сегодняшний день организация досуговой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами инклюзии сопряжено с некоторыми трудностями. В первую очередь, отметим, что инклюзия в образовании предъявляет повышенные требования ко всем участникам образовательного процесса. От детей с интеллектуальными нарушениями оно требует психологической мобилизации, от детей с «нормой» – толерантности, понимания, готовности оказывать помощь.

Существует ряд проблем на пути к организации досуговой деятельности школьников с умственной отсталостью в условиях инклюзивной образовательной среды: неготовность образовательных организаций, досуговых учреждений принять школьников с интеллектуальными нарушениями, психологические барьеры самих детей с интеллектуальными нарушениями.

Особенность школы-интерната заключается в том, что вся деятельность обучающихся проходит в стенах интерната и подчинена определенному режиму. И особенно важно организовать деятельность воспитанников во второй половине дня.

Нами проанализирован опыт организации досуговой деятельности в условиях инклюзивной образовательной среды на примере Областном казенном общеобразовательном учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г. Курска.

Организация досуговой деятельности воспитанников входит в программу воспитательной работы, которую реализует учреждение. Определенные педагогами направления работы способствуют всестороннему развитию личности, соответствуют возрастным особенностям обучающихся, являются интересными и содержательными по формам проведения, доступны всем группам детей по здоровью.

В целом содержание досуговой деятельности соответствует потребностям воспитанников школы-интерната и обеспечивает их всестороннее развитие.

Для реализации инклюзивного подхода в организации досуговой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями в учреждении разработана программа сетевого взаимодействия с учреждениями г. Курска.

Программа включает в себя 2 раздела: психолого-педагогическое сопровождение досуговой деятельности, реализация мероприятий программы на базе учреждений г. Курска.

В реализации первого раздела принимают участие педагог-психолог, воспитатель школы-интерната. Роль педагога-психолога – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей.

Суть психологической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

В своей работе педагог-психолог использует следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения.

Педагогу (воспитателю) на данном этапе необходимо выявить основные интересы, потребности и возможности обучающегося с интеллектуальными нарушениями в досуговой деятельности. Формирует устойчивые знания в выбранном виде досуговой деятельности.

В реализации второго раздела программы принимают участие учреждения и организации города Курска. Данные организации можно классифицировать по направлению деятельности и по формам организации досуговой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями. Все они представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Направление деятельности организации

Наименование организации

Формы организации досуговой деятельности

Учреждения дополнительного образования

Областное бюджетное учреждение дополнительного образования «Курский областной детский эколого-биологический центр»

Организация экскурсий, мероприятий на экологическую тему, квестов

Областное бюджетное учреждение дополнительного образования «Курский областной центр туризма»

Организация совместных походов, экскурсий

Областное казенное учреждение культуры "Курская областная библиотека для детей и юношества"

Организация совместных мероприятий

Общеобразовательные учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Косиновская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области

Проведение совместных спортивных мероприятий, а так же мероприятий военно-патриотической направленности, туристических походов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области

Общественные организации

Курская региональная общественная организация социальной поддержки и защиты граждан «Смородина»


Организация работы в летний период Слёта неравнодушных.

Благотворительный фонд «Регион-Курск»

Организация и проведение досуговых мероприятий совместно с нормально развивающимися детьми


Учреждения здравоохранения

Автономное учреждение здравоохранения Курской области «Курский областной санаторий «Соловьиные зори»

Организация оздоровления обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной детский санаторий»

Важную роль в реализации всех мероприятий на данном этапе играет правильно организованное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Все мероприятия согласовываются с педагогом, воспитателем, с учетом интересов и возможностей самих обучающихся. Роль психолога на данном этапе – поддержать ребенка, помочь ему адаптироваться к новым условиям, снять напряжение.

Для оценки эффективности реализации программы психологом проводилось исследование удовлетворенности школьной жизнью обучающихся до начала реализации программы (сентябрь) и по завершению (апрель). Исследования показали, что степень удовлетворенности школьной жизнью увеличилась на 25 % по сравнению с начальными показателями.

Проанализировав опыт организации досуговой деятельности в условиях инклюзивной образовательной среды ОКОУ «Школы-интерната №3» г. Курска можно сделать вывод, что обучающимся с интеллектуальными нарушениями необходимо и целесообразно организовывать совместную деятельность с нормально развивающимися сверстниками. Это поможет создать условия для социальной адаптации детей с умственной отсталостью, способствовать развитию эмоциональной сферы.

Литература

  1. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. М., 2012.

  2. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга. М., 1998.

  3. Герасимов П. Как эффективно использовать досуговую деятельность в современной школе // Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе. М., 2013.

  4. Назарова Н.М. Специальная педагогика. М., 2000.