ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Глазкова Е.А., магистрант 2 курса
Россия, Курск, Курский государственный университет
Досуг является очень важной частью социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Он дает возможность устранить различия и содействует социальной интеграции. Досуг столь же важен, как и обучение.
Сфера досуга имеет особое значение для овладения жизненными компетенциями, влияет на удовлетворенность жизнью, создает позитивное отношение к себе и окружающим (Воловик, 1998). Досуг не является принуждающим, выполняющим под давлением действием, он основывается на добровольной основе, индивидуальном решении.
Дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в особых образовательных и социальных условиях. Помимо когнитивных нарушений у большинства детей имеются сопутствующие речевые, эмоциональные, поведенческие нарушения, нарушения ОДА. Следовательно, досуг детей с интеллектуальными нарушениями должен быть ориентирован на индивидуальный характер, индивидуальные потребности, склонности, уровень развития ребенка, на наличие у него сопутствующих нарушений.
Вследствие недостаточного умственного, духовного и психического развития детей с умственной отсталостью, у них наблюдается отсутствие активности в организации досуговой деятельности.
Дети с интеллектуальными нарушениями, имея свободное время, зачастую проводят его пассивно, выполняя стереотипные действия, ограничиваясь монотонными, повторяющимися действиями (Назарова, 2000). Отсутствие новых впечатлений приводит к оскудению их личности и возрастающей социальной дезадаптиции.
Умственно отсталые дети не должны быть изолированы от своих нормально развивающихся сверстников. Общаясь с ними, они расширяют свой социальный опыт, у них появляется чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательность (Алехина, 2012). Общение с нормально развивающимися детьми — это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Необходимо это всячески поощрять, за исключением общения с детьми с асоциальным поведением.
Следует заметить, что для нормально развивающихся детей общение с умственно отсталым ребенком не принесет вреда. Напротив, оно будет способствовать формированию доброго отношения, желания помочь товарищу.
Одним из векторов модернизации системы образования является развитие теории, нормативной основы и практики инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными нарушениями.
На сегодняшний день организация досуговой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами инклюзии сопряжено с некоторыми трудностями. В первую очередь, отметим, что инклюзия в образовании предъявляет повышенные требования ко всем участникам образовательного процесса. От детей с интеллектуальными нарушениями оно требует психологической мобилизации, от детей с «нормой» – толерантности, понимания, готовности оказывать помощь.
Существует ряд проблем на пути к организации досуговой деятельности школьников с умственной отсталостью в условиях инклюзивной образовательной среды: неготовность образовательных организаций, досуговых учреждений принять школьников с интеллектуальными нарушениями, психологические барьеры самих детей с интеллектуальными нарушениями.
Особенность школы-интерната заключается в том, что вся деятельность обучающихся проходит в стенах интерната и подчинена определенному режиму. И особенно важно организовать деятельность воспитанников во второй половине дня.
Нами проанализирован опыт организации досуговой деятельности в условиях инклюзивной образовательной среды на примере Областном казенном общеобразовательном учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г. Курска.
Организация досуговой деятельности воспитанников входит в программу воспитательной работы, которую реализует учреждение. Определенные педагогами направления работы способствуют всестороннему развитию личности, соответствуют возрастным особенностям обучающихся, являются интересными и содержательными по формам проведения, доступны всем группам детей по здоровью.
В целом содержание досуговой деятельности соответствует потребностям воспитанников школы-интерната и обеспечивает их всестороннее развитие.
Для реализации инклюзивного подхода в организации досуговой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями в учреждении разработана программа сетевого взаимодействия с учреждениями г. Курска.
Программа включает в себя 2 раздела: психолого-педагогическое сопровождение досуговой деятельности, реализация мероприятий программы на базе учреждений г. Курска.
В реализации первого раздела принимают участие педагог-психолог, воспитатель школы-интерната. Роль педагога-психолога – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей.
Суть психологической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
В своей работе педагог-психолог использует следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения.
Педагогу (воспитателю) на данном этапе необходимо выявить основные интересы, потребности и возможности обучающегося с интеллектуальными нарушениями в досуговой деятельности. Формирует устойчивые знания в выбранном виде досуговой деятельности.
В реализации второго раздела программы принимают участие учреждения и организации города Курска. Данные организации можно классифицировать по направлению деятельности и по формам организации досуговой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями. Все они представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Направление деятельности организации | Наименование организации | Формы организации досуговой деятельности |
Учреждения дополнительного образования | Областное бюджетное учреждение дополнительного образования «Курский областной детский эколого-биологический центр» | Организация экскурсий, мероприятий на экологическую тему, квестов |
Областное бюджетное учреждение дополнительного образования «Курский областной центр туризма» | Организация совместных походов, экскурсий |
Областное казенное учреждение культуры "Курская областная библиотека для детей и юношества" | Организация совместных мероприятий |
Общеобразовательные учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Косиновская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области | Проведение совместных спортивных мероприятий, а так же мероприятий военно-патриотической направленности, туристических походов |
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области |
Общественные организации | Курская региональная общественная организация социальной поддержки и защиты граждан «Смородина» | Организация работы в летний период Слёта неравнодушных. |
Благотворительный фонд «Регион-Курск» | Организация и проведение досуговых мероприятий совместно с нормально развивающимися детьми |
Учреждения здравоохранения | Автономное учреждение здравоохранения Курской области «Курский областной санаторий «Соловьиные зори» | Организация оздоровления обучающихся с интеллектуальными нарушениями |
Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной детский санаторий» |
Важную роль в реализации всех мероприятий на данном этапе играет правильно организованное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Все мероприятия согласовываются с педагогом, воспитателем, с учетом интересов и возможностей самих обучающихся. Роль психолога на данном этапе – поддержать ребенка, помочь ему адаптироваться к новым условиям, снять напряжение.
Для оценки эффективности реализации программы психологом проводилось исследование удовлетворенности школьной жизнью обучающихся до начала реализации программы (сентябрь) и по завершению (апрель). Исследования показали, что степень удовлетворенности школьной жизнью увеличилась на 25 % по сравнению с начальными показателями.
Проанализировав опыт организации досуговой деятельности в условиях инклюзивной образовательной среды ОКОУ «Школы-интерната №3» г. Курска можно сделать вывод, что обучающимся с интеллектуальными нарушениями необходимо и целесообразно организовывать совместную деятельность с нормально развивающимися сверстниками. Это поможет создать условия для социальной адаптации детей с умственной отсталостью, способствовать развитию эмоциональной сферы.
Литература
Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. М., 2012.
Воловик, А. Ф. Педагогика досуга. М., 1998.
Герасимов П. Как эффективно использовать досуговую деятельность в современной школе // Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе. М., 2013.
Назарова Н.М. Специальная педагогика. М., 2000.