Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Липецка
«Организация двигательной активности детей на прогулке в ДОУ»
Воспитатель: Стегачева И.А.
2019г
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка. Растущий организм ребёнка нуждается в движении, и удовлетворении этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития. Двигательная активность дошкольника часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности.
При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребёнка в физической активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала его двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям организма.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Утренняя прогулка — наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и продолжительность различны в течение недели.
Так, в дни проведения организованной двигательной деятельности в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение.
Содержание игр и физических упражнений на прогулке должно предусматривать:
1) использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, а также упражнений, требующих высокой координации движений.
2) соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
3) применение разных способов организации дошкольников;
4) рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
5) создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;
6) активизацию детской самостоятельности;
7) стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка. Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам. В них рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения, а для поддержания интереса усложнять содержание, правила, двигательные задания (перелезание через препятствия, подлезание под дугой, прыжки с разбега, ходьба по дорожкам и т. д.).
Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений. Как эффективное средство повышения двигательной активности и воспитания выносливости предлагается бег с различной скоростью. При распределении упражнений в основных видах движений значительное место надо отводить прыжкам и подскокам. Это действенное средство для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств, выносливости. На прогулке на участках можно создать условия для использования разных видов прыжков. Старшим дошкольникам можно предлагать прыжки на двух ногах на месте (с постепенным увеличением их количества от 25 до 40) и с изменением положений ног (ноги скрестить — ноги врозь, одна нога вперед — другая назад; попеременно на правой и левой ноге; с поворотом и т. д.); многообразные прыжковые упражнения: спрыгивание с высоты в обруч, впрыгивание на невысокие препятствия (на скамейку, санки, снежный холм), перепрыгивание через предметы; прыжки в длину с места и с разбега, в высоту с разбега; прыжки с короткой скакалкой разными способами. Наряду с упражнениями в беге и прыжках широко используются упражнения в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, бадминтон, теннис). В содержание прогулки могут быть включены различные движения с мячом (резиновым и теннисным): прокатывание по земле, узкой дорожке; подбрасывание и ловля; ведение мяча; удары о стену; закатывание мяча в обруч с помощью дощечки; метание в цель и на дальность.
Выполнение упражнений на полосе препятствий не должно вызывать особых затруднений у детей — ведь они предварительно осваиваются на занятиях. На прогулке значительное место следует отводить спортивным упражнениям, которые способствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств.
Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года (зимой — катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной и летом — катание на велосипеде и самокате). Вызывают у детей интерес игровые упражнения «Гонки санок», «Успей первым», «На санки!», «Быстрые упряжки» и др. Старшим дошкольникам во время скольжения по ледяным дорожкам (длина 4–8 м, ширина 40–60 см) даются разные задания: повернуться кругом, присесть и снова выпрямиться, скользить после разбега лицом вперед, поставив ноги параллельно или на одной ноге, поймать брошенный снежок. Можно предложить детям разбежаться и скользить по коротким ледяным дорожкам (2–3 м), расположенным одна за другой на расстоянии 3–5 шагов. Ходьба на лыжах проводится два раза в неделю, первый раз на организованной двигательной деятельности второй — во время организованных подвижных игр и упражнений. Лыжня прокладывается на территории детского сада. Желательно иметь два круга: маленький (дистанция 100 м) и большой (дистанция 200 м). В малом кругу дети выполняют различные двигательные задания, а в большом закрепляют навыки передвижения на лыжах. Здесь же организуются игры и эстафеты («Шире шаг», «Кто быстрее?», «Встречная эстафета» и др.). Особого внимания требует строительство горки для лыж (уклон не более 15–20 градусов).
Старшие дошкольники с удовольствием катаются на велосипеде и самокате. Если в младшем возрасте они научились пользоваться трехколесным велосипедом, то теперь легко овладевают ездой на двухколесном. В дальнейшем необходимо давать разнообразные задания с постепенным усложнением: езда по прямой, по кругу, друг за другом; с поворотом вправо или влево; езда по прямой с разной скоростью, по извилистой дорожке. При катании на самокатах важно следить, чтобы дети попеременно сменяли ноги — отталкивались то правой, то левой.
На участке детского сада к летнему сезону запланировано оборудовать место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков. Наряду со спортивными упражнениями детям предлагают игры с элементами спорта. В старшей группе знакомят с элементами игры в хоккей, в подготовительной группе увеличивается количество упражнений на закрепление полученных навыков. Старших дошкольников учат играть в настольный теннис и бадминтон по упрощенным правилам. Дети овладевают различными навыками: правильно держать ракетку, бросать и ловить маленький мяч (волан), ориентироваться в пространстве. Для их закрепления предлагаются игры с теннисным мячом: «Задержи мяч», «Мяч с горки», «Докати до стены» и др. Упражнения с элементами игры в баскетбол даются с постепенным усложнением: ведение мяча правой и левой рукой на месте, вокруг себя, с продвижением вперед, с изменением направления передвижения, передача мяча друг другу с продвижением по площадке парами, ведение мяча бегом парами и т. д. После усвоения отдельных элементов игры в баскетбол дети разучивают игры с мячом: «Займи свободный круг», «Мотоциклисты», «Мяч — водящему» и др.
При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо так сочетать основные виды движений, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое — новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.
Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке
Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребенка появляется возможность играть, двигаться по своему собственному желанию. Однако и здесь его действия во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно в значительной степени повлиять на разнообразие их игр, движений, не подавляя инициативы. Одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями. Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение ее разнообразными движениями. Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Очень подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая будет способствовать снижению их двигательной активности и формированию внимания. В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользовании пособием, например, прокатить мяч по узкой доске в ворота; попасть мешочком с песком в цель и т. д. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним; прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.
Список литературы
Ковалева И. В., Пушкова Н. А., Ушакова Т. А. Организация двигательной активности детей на прогулке [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 128-132. — URL
3