СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация гражданско-патриотического воспитания.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация гражданско-патриотического воспитания.»

Особенности организации  гражданско-патриотического  воспитания  в  современной  школе Дмитрий Владимирович Кузин –  заведующий кафедрой методики  обучения истории  и обществознанию,  к.пед.н, доцент

Особенности организации гражданско-патриотического воспитания в современной школе

Дмитрий Владимирович Кузин заведующий кафедрой методики обучения истории и

обществознанию, к.пед.н,

доцент

Требования ФГОС по отношению к гражданско-патриотическому воспитанию

  • формирование российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения;
  • сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального на рода Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации;
  • формирование у обучающихся системных знаний о месте Российской Федерации в мире, ее исторической роли , территориальной целостности, культурном и технологическом развитии , вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России, устремленной в будущее
Требования  к  программе  воспитания организацию  личностно  значимой  дея т е л ьно с ти   д л я  фо р миро в а н и я и  общественно  у   о б уча ющи х ся приемле м ой р о ссийс к ой гражданской  идентичности ,  осознания  сопричастности  социально позитивным   духовным   ценностям  и  э тниче с к о й  и  (или)  с оци о к у л ь т у р н ой т р адициям   с в о е й  с е мь и , г р уппы,  р о дн о г о   кра я, уважения  к  ценностям  других  культур;

Требования к программе воспитания

  • организацию личностно значимой дея т е л ьно с ти д л я фо р миро в а н и я

и общественно у о б уча ющи х ся

приемле м ой р о ссийс к ой

гражданской идентичности , осознания сопричастности социально

позитивным духовным ценностям и э тниче с к о й и (или) с оци о к у л ь т у р н ой

т р адициям с в о е й с е мь и , г р уппы, р о дн о г о кра я,

уважения к ценностям других культур;

ФГОС  ООО -  требования  к  результатам  освоения  программы  : осознание  российской гражданской  идентичности; готовность  к  выполнению  обязанностей  гражданина  и  реализации  его  прав,  уважение  прав,  свобод  и  законных  интересов  других  людей; активное  участие  в  жизни  семьи,  Организации,  местного  сообщества,  родного  края,  страны;  неприятие  любых  форм  экстремизма,  дискриминации; 42.1.1. Гражданское  воспитание понимание  роли  различных  социальных институтов  в  жизни  человека; представление  об  основных  правах,  свободах  и  обязанностях  гражданина,  социальных  нормах  и  правилах  межличностных  отношений  в  поликультурном  и  многоконфессиональном  обществе; представление  о  способах  противодействия  коррупции;

ФГОС ООО - требования к результатам освоения программы :

осознание российской гражданской идентичности;

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

42.1.1. Гражданское воспитание

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

представление о способах противодействия коррупции;

ФГОС  ООО -  требования  к  результатам  освоения  программы  : осознание  российской  гражданской  идентичности; готовность к  разнообразной  совместной  деятельности, стремление  к  взаимопониманию и взаимопомощи, активное  участие  в  школьном  самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь  людям,  нуждающимся  в  ней). 42.1.1.  Гражданское  воспитание

ФГОС ООО - требования к результатам освоения программы :

осознание российской гражданской идентичности;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

42.1.1. Гражданское воспитание

ФГОС  ООО -  требования  к  результатам  освоения  программы  : осознание  российской  гражданской  идентичности 42.1.2. Патриотическое  воспитание в  поликультурном  и  многоконфессиональном  обществе,  проявление  интереса  к  познанию родного  языка,  истории,  культуры  Российской  Федерации,  своего  края,  народов  России; ценностное  отношение  к  достижениям  своей  Родины  -  России,  к  науке,  искусству,  спорту,  технологиям,  боевым  подвигам  и  трудовым  достижениям  народа; уважение  к  символам  России,  государственным праздникам,  историческому  и  природному  наследию  и  памятникам,  традициям  разных  народов,  проживающих  в  родной  стране.

ФГОС ООО - требования к результатам освоения программы :

  • осознание российской гражданской идентичности

42.1.2. Патриотическое воспитание

в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию

родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

  • ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • уважение к символам России, государственным

праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

ФГОС  ООО -  требования  к  результатам  освоения  программы  : ориентация  на  моральные  ценности  и  нормы в ситуациях нравственного выбора;  готовность  оценивать свое  поведение  и 42.1.3. Духовно-  нравственное  воспитание поступки,  поведение  и  поступки  других  людей  с  позиции  нравственных  и  правовых  норм  с  учетом  осознания  последствий поступков;  активное  неприятие  асоциальных поступков,  свобода и ответственность личности в  условиях  индивидуального  и  общественного пространства

ФГОС ООО - требования к результатам освоения программы :

ориентация на моральные ценности и нормы в

ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и

42.1.3. Духовно- нравственное воспитание

поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства

ФГОС  ООО -  требования  к  результатам  освоения  программы  : восприимчивость  к  разным видам  искусства, традициям  и  творчеству своего  и  других народов, понимание  эмоционального  воздействия искусства; осознание важности  художественной  культуры  как  средства  коммуникации и самовыражения;  понимание ценности отечественного  и  мирового искусства,  роли  этнических 42.1.4. Эстетическое  воспитание культурных традиций и народного творчества;  стремление к самовыражению в разных видах  искусства.

ФГОС ООО - требования к результатам освоения программы :

восприимчивость к разным видам искусства,

традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических

42.1.4. Эстетическое воспитание

культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

ФГОС  ООО -  требования  к  результатам  освоения  программы  : ориентация  на  применение  знаний  из  социальных  и 42.1.7.  Экологическое  воспитание естественных  наук  для  решения  задач  в  области  окружающей  среды,  планирования  поступков  и  оценки  их  возможных  последствий  для  окружающей  среды; повышение  уровня  экологической  культуры,  осознание глобального  характера  экологических  проблем  и  путей  их  решения; активное  неприятие  действий,  приносящих  вред  окружающей  среде; осознание  своей  роли  как  гражданина  и  потребителя  в  условиях  взаимосвязи  природной,  технологической  и  социальной  сред; готовность  к  участию  в  практической  деятельности  экологической  направленности.

ФГОС ООО - требования к результатам освоения программы :

  • ориентация на применение знаний из социальных и

42.1.7. Экологическое воспитание

естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

  • повышение уровня экологической культуры, осознание

глобального характера экологических проблем и путей их решения;

  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
ФГОС СОО российскую  гражданскую  идентичность,  патриотизм,  уважение  к  своему  народу,  чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и  настоящее  многонационального народа  России,  уважение  государственных  символов  (герб,  флаг,  гимн); гражданскую  позицию  как  активного  и ответственного  члена  российского  общества,  осознающего  свои  конституционные  права  и  обязанности,  уважающего  закон  и  правопорядок, обладающего чувством  собственного  достоинства,  осознанно  принимающего  традиционные национальные  и  общечеловеческие гуманистические  и  демократические  ценности; готовность  к  служению  Отечеству,  его  защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития  науки  и  общественной  практики,  основанного  на  диалоге  культур,  а  также  различных  форм  общественного  сознания,  осознание  своего  места  в  поликультурном  мире;

ФГОС СОО

  • российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
ФГОС  СОО 6)  толерантное  сознание  и  поведение  в  поликультурном  мире,  готовность  и  способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,  находить  общие  цели  и  сотрудничать  для  их  достижения,  способность противостоять  идеологии  экстремизма,  национализма, ксенофобии, дискриминации  по  социальным,  религиозным,  расовым,  национальным признакам  и  другим  негативным  социальным  явлениям; 10)  эстетическое  отношение  к  миру,  включая  эстетику  быта,  научного  и технического  творчества,  спорта,  общественных  отношений; сформированность  экологического  мышления,  понимания  влияния  социально-экономических  процессов  на  состояние  природной  и социальной  среды;  приобретение  опыта  эколого-направленной  деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия  ценностей  семейной  жизни

ФГОС СОО

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность

противостоять идеологии экстремизма, национализма,

ксенофобии,

дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным

признакам и другим негативным социальным явлениям;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и

технического творчества, спорта, общественных отношений;

  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни

Предметные результаты

История Обществознание

5-9 классы

14) приобретение опыта взаимодействия с

людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного

2) умение характеризовать традиционные российские духовно-

10- 11 класс

российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и

нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный институт;

не прослеживается

взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.

16) приобретение опыта осуществления совместной деятельности,

включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России

ФГОС  делает  упор  на  развитие  гражданской  идентичности Формулировки стандарта носят обобщенный характер – нет  понимания,  как  эти  положения  должны  быть  развёрнуты  в  программах  и соответственно  на уровне проведения занятий  (мероприятий) Нет  преемственности  между  уровнями  образования  ни  по  содержанию,  ни  по  уровням  достижения  целевых  установок.
  • ФГОС делает упор на развитие гражданской идентичности
  • Формулировки стандарта носят обобщенный характер – нет понимания, как эти положения должны быть развёрнуты в программах и соответственно на уровне проведения занятий (мероприятий)
  • Нет преемственности между уровнями образования ни по содержанию, ни по уровням достижения целевых установок.
Понятийное поле гражданско  -  патриотического  воспитания  (ГПВ) Патриотизм  Идентичность Нация  Гражданин

Понятийное поле гражданско - патриотического воспитания (ГПВ)

Патриотизм Идентичность Нация Гражданин

Патриотизм о с о знанна я  люб о в ь  к  р о д ине,  с в ое м у  на р о д у ,  е г о традициям  (Большая  российская  энциклопедия) Патриотизм – это чувство, он охватывает не только знания,  но и эмоциональное отношение человека  к  миру. П а т ри о тизм  м о ж е т  бы т ь  р а зн ый,  о н  ис т оричес к и изменчив

Патриотизм

о с о знанна я люб о в ь к р о д ине, с в ое м у на р о д у , е г о

традициям (Большая российская энциклопедия)

  • Патриотизм – это чувство, он охватывает не только знания, но и эмоциональное отношение человека к миру.
  • П а т ри о тизм м о ж е т бы т ь р а зн ый, о н ис т оричес к и изменчив
Патриотизм М е с тн ы й  –  при в язан н ос т ь  к  опр е д е л е нн о м у  мес т у  (п а т р и о тизм колокольни),  городу Р е с п у б л и к а н ский  –  при в язан н ос т ь  к  оп р е д е л е н н о м у общественному  устройству Монархический  –  преданность  монарху,  как  выразителю  интересов  тех,  кто  живет  в  данном  государстве. Р е в о лю ц ион ный  –  проя в ля е т ся  в  г о р до с ти  за  с т р а ну переустраивающую  мир

Патриотизм

  • М е с тн ы й – при в язан н ос т ь к опр е д е л е нн о м у мес т у (п а т р и о тизм колокольни), городу
  • Р е с п у б л и к а н ский – при в язан н ос т ь к оп р е д е л е н н о м у общественному устройству
  • Монархический – преданность монарху, как выразителю интересов тех, кто живет в данном государстве.
  • Р е в о лю ц ион ный – проя в ля е т ся в г о р до с ти за с т р а ну переустраивающую мир
Идентичность у с т о й чи в о е  пр е дс т а в ле н ие  ин д ивиду у ма  о  п рин а д л е жн о с т и  к определенной социальной  (  культурной),  национальной,  реальной или  воображаемой)  общности,  которое определяет  систему  ценностей, социокультурные ориентиры и предпочтения, мотивацию  поведения  и  представления  о  «чужих»  и  «своих» Человек  -  осознано самоопределятся.  Присваивает  какие-либо образцы поведения,  социальные  роли.  Причем  он  как  бы  отграничатся  от  других.  Есть  Я,  а  есть  Он,  Она,  Они.

Идентичность

у с т о й чи в о е пр е дс т а в ле н ие ин д ивиду у ма о п рин а д л е жн о с т и к

определенной

социальной ( культурной), национальной, реальной

или воображаемой) общности, которое определяет систему ценностей, социокультурные ориентиры и предпочтения, мотивацию поведения и представления о «чужих» и «своих»

  • Человек - осознано самоопределятся. Присваивает какие-либо образцы поведения, социальные роли. Причем он как бы отграничатся от других. Есть Я, а есть Он, Она, Они.
Виды  идентичности  : Естественные  –  пол,  возраст,  раса,  кровное  родство Искусственные  –  национальные,  профессиональные,  политические,  культурные,  цивилизационные,  социальные,  экономические Идентичность  может  быть  – внешней (та  которая  присваивается  извне, например, стереотипы)  и  внутренние  (вырабатываются  человеком  самостоятельно) Идентичность  может  быть  индивидуальной, а  может  быть  групповой. Нет  единой  идентичности  их  много,  они  перекрещиваются

Виды идентичности :

  • Естественные – пол, возраст, раса, кровное родство
  • Искусственные – национальные, профессиональные, политические, культурные, цивилизационные, социальные, экономические

Идентичность может быть – внешней (та которая присваивается извне, например, стереотипы) и внутренние (вырабатываются человеком самостоятельно)

  • Идентичность может быть индивидуальной, а может быть групповой.
  • Нет единой идентичности их много, они перекрещиваются
Нация Многозначное  и  сложное  понятие. Нация  =  народ  (используются  как  слова  синонимы) Может  употребляться  как  синоним  этническом  значении Нация - это сообщество, которое связано общей культурой ( формируется  по мере развития образования), традициями, определенной общностью  происхождения  (но  в  нацию  могут  входить  разные  этносы) и  даже  эмоциональными  переживаниями. Важен политический аспект – самостоятельное, суверенное государство.  Нация  во  многом  политическое  сообщество.

Нация

  • Многозначное и сложное понятие.
  • Нация = народ (используются как слова синонимы)
  • Может употребляться как синоним этническом значении
  • Нация - это сообщество, которое связано общей культурой ( формируется по мере развития образования), традициями, определенной общностью происхождения (но в нацию могут входить разные этносы) и даже эмоциональными переживаниями.
  • Важен политический аспект – самостоятельное, суверенное государство. Нация во многом политическое сообщество.
Гражданин лицо  принадлежащее  к  определённому  государству  и  наделенное  правами  и  обязанностями. Все  рассмотренные  понятия  тесно  взаимозависимости.  Патриотические  чувства  нельзя  пережить  не  идентифицируя  себя  с  каким-либо  обществом,  государством,  нацией.

Гражданин

лицо принадлежащее к определённому государству и наделенное правами и обязанностями.

Все рассмотренные понятия тесно взаимозависимости. Патриотические чувства нельзя пережить не идентифицируя себя с каким-либо обществом, государством, нацией.

Содержание гражданско-патриотического  воспитания Слова Идеи  (Ценности)  Традиции  (мифы) Символы  и  иные  знаки  Персоналии  (их  деятельность  и  поступки) Памятники  культуры (все  объекты  в  которых  может  заключаться  память)

Содержание гражданско-патриотического воспитания

Слова

Идеи (Ценности) Традиции (мифы)

Символы и иные знаки Персоналии (их деятельность и поступки)

Памятники культуры

(все объекты в которых может заключаться память)

Патри о ти з м Патриотизм – это чувство, эмоция. Одним из главных и наиболее доступных  способов  выражения  эмоций  – слова.  Словоупотребление,  его  контекст  –  важнейший  индикатор  проявления  чувств. Создание условий и ситуаций для разговора на уроках и во внеурочное время  для проговаривания  чувств, ощущений, оценочных суждений(важное условие  для осознания) Важное условие – комфортная среда и обстановка. Школьнику должно быть  удобно  говорить  (писать  на  эти  темы) Средства:  эссе,  сочинения,  конкурсы  ораторов.

Патри о ти з м

  • Патриотизм – это чувство, эмоция. Одним из главных и наиболее доступных способов выражения эмоций – слова. Словоупотребление, его контекст – важнейший индикатор проявления чувств.
  • Создание условий и ситуаций для разговора на уроках и во внеурочное время для проговаривания чувств, ощущений, оценочных суждений(важное условие для осознания)
  • Важное условие – комфортная среда и обстановка. Школьнику должно быть удобно говорить (писать на эти темы)
  • Средства: эссе, сочинения, конкурсы ораторов.
Идеи  (ценности) П а три о т и зм объектом. –  осознанное  чувство.  Эмоции  связаны  с  каким-либо Идеи  (ценности)  – не  прописаны  четко  в  школьных  программах  по  истории.  Упор  в  них  сделан  на  изложении  фактов. Пример идеи :  освоение  огромной  территории  страны  в  течении  многих  веков  (Например,  труд крестьян  и  других  сословий):  идея  сохранения  памятников старины – они представляю ценность. Памятники не только  хранят память о прошлом. Они часто уникальны, неповторимы. В этом их  ценность. Набор  ценностей  и  идей,  на  сегодняшний  день  –  задача  учителей (УМО)

Идеи (ценности)

  • П а три о т и зм объектом.

– осознанное чувство. Эмоции связаны с каким-либо

  • Идеи (ценности) – не прописаны четко в школьных программах по истории. Упор в них сделан на изложении фактов.
  • Пример идеи : освоение огромной территории страны в течении многих веков (Например, труд крестьян и других сословий): идея сохранения памятников старины – они представляю ценность. Памятники не только хранят память о прошлом. Они часто уникальны, неповторимы. В этом их ценность.
  • Набор ценностей и идей, на сегодняшний день – задача учителей (УМО)
Т ра д и ц ия межпоколенческая  передача  культурных  норм,  стандартизированных  образцов поведения, идей и ценностей, которым должны следовать все  члены  некоего  сообщества.  Традиция  является  предписанием,  которое  предыдущие поколения оставляют своим потомкам, и в этом качестве она  определяет  легитимность  действий  членов  сообщества в  тех  или иных ситуациях  (Эмиль  Паин). Н е  выд е л е н ы  в  с о д е р ж ани и  пр е дм е т а.  Не  к онкр е т и з и ро в ан о  их содержание По я в л е н и е полк»! новых  традиций  –  георгиевские  ленточки,  «Бессмертный

Т ра д и ц ия

  • межпоколенческая передача культурных норм, стандартизированных образцов поведения, идей и ценностей, которым должны следовать все члены некоего сообщества. Традиция является предписанием, которое предыдущие поколения оставляют своим потомкам, и в этом качестве она определяет легитимность действий членов сообщества в тех или иных ситуациях (Эмиль Паин).
  • Н е выд е л е н ы в с о д е р ж ани и пр е дм е т а. Не к онкр е т и з и ро в ан о их

содержание

  • По я в л е н и е полк»!

новых традиций – георгиевские ленточки, «Бессмертный

4. Символы. В программах и учебниках не акцентированы. Не  прослежена  их  эволюция  во  времени 5.  Персоналии  – самый  традиционный  способ  обучения  –  обучение  на  примерах.  Особенность  – брать  не  только  примеры  известных  героев.  А  людей  менее  известных  или  даже  не  известных. 6 .  Памя т н и к и  –  к о н ц е н т р и р ую  ог р о м н ый  п о т е н ц и а л  д л я развития Последние  десятилетия  изменилось  отношение  к  истории. Особое  внимание  уделяется  исторической  памяти.
  • 4. Символы. В программах и учебниках не акцентированы. Не прослежена их эволюция во времени
  • 5. Персоналии – самый традиционный способ обучения – обучение на примерах. Особенность – брать не только примеры известных героев. А людей менее известных или даже не известных.
  • 6 . Памя т н и к и – к о н ц е н т р и р ую ог р о м н ый п о т е н ц и а л д л я

развития

  • Последние десятилетия изменилось отношение к истории.

Особое внимание уделяется исторической памяти.

Историческая  память  не  совпадает  с  исторической  наукой  и  образованием. Это  некий  комплекс  представлений  о  прошлом,  который циркулирует  в  обществе.  Он  может  формировать  стихийно  –  воспоминания,  средства  массовой  информации  и  др. Важное  методическое  условие:  регулярный  мониторинг исторических  представлений  учеников. Люди  стремятся  сохранить  память  о  прошлом.  В  исторической  науке  есть  целый  направления  занимающейся  исторической  памятью  и  исторической  политикой
  • Историческая память не совпадает с исторической наукой и образованием.
  • Это некий комплекс представлений о прошлом, который циркулирует в обществе. Он может формировать стихийно – воспоминания, средства массовой информации и др.
  • Важное методическое условие: регулярный мониторинг

исторических представлений учеников.

  • Люди стремятся сохранить память о прошлом. В исторической науке есть целый направления занимающейся исторической памятью и исторической политикой
Например, во Франции  под руководством историка Пьера Нора был запушен  целый  проект  «Места  памяти»  (8  томов),  были  исследованы  многочисленные  объекты,  в  которых  заключена  память  о  прошлом. Они  очень  разнообразны:  Трикулер,  Республиканский  календарь,  Марсельеза,  Надгоробные памятники, Книги для детей, Юбилейный даты истории ( например,  столетие  Вольтера  и  Руссо),  Вандея  (область  память),  Стена  коммунаров, М о н асты р и .  Б о льшие  францу з с к ие  х ро н и к и ,  П е й з а ж и,  И с т орическ и е Границы  государства,  Музеи  (хранение  наследия)  и  др. Традиции  –  земля,  колокольня,  собор,  гербы,  профессии  и  т.д. т р у ды,
  • Например, во Франции под руководством историка Пьера Нора был запушен целый проект «Места памяти» (8 томов), были исследованы многочисленные объекты, в которых заключена память о прошлом.
  • Они очень разнообразны: Трикулер, Республиканский календарь, Марсельеза, Надгоробные памятники, Книги для детей, Юбилейный даты истории ( например, столетие Вольтера и Руссо), Вандея (область память), Стена коммунаров,

М о н асты р и . Б о льшие францу з с к ие х ро н и к и , П е й з а ж и, И с т орическ и е Границы государства, Музеи (хранение наследия) и др.

  • Традиции – земля, колокольня, собор, гербы, профессии и т.д.

т р у ды,

С  содержание и с т о ри че с к о г о  об р а з о в а ния  т е с н о  с вязан  в опр ос различных  интерпретациях  истории Наличие  различных в е р сий  ис т о рически х  с об ы т и й  э т о  с в ойст в о исторического  познания,  его  особенность. Учени к  м о ж е т  с т ал к и в а т ься  с  р а з л и ч н ыми  в е р сия м и  и интерпретациями  событий. Не сформирована единая концепция истории нашей страны. Есть более  или  менее  общепринятая версия,  включающая  основные  исторические  факты
  • С содержание

и с т о ри че с к о г о об р а з о в а ния т е с н о с вязан в опр ос

различных интерпретациях истории

  • Наличие различных

в е р сий ис т о рически х с об ы т и й э т о с в ойст в о

исторического познания, его особенность.

  • Учени к м о ж е т с т ал к и в а т ься с р а з л и ч н ыми в е р сия м и и

интерпретациями событий.

  • Не сформирована единая концепция истории нашей страны. Есть более или менее общепринятая версия, включающая основные исторические факты
М о ж е т  в о зни к нут ь  с и т у а ци я,  в  к о т ор о й  уч е ни к у  н у ж н о  п р е д о с т авить возможность  разобраться  в  различных  версиях. Вопросы для  изучения В  чем  заключается  суть  версии? Почему  она  могла  возникнуть  и  с  какой  целью  (политической, научной)? Какие  источники  лежат  в  основе  этой  версии,  есть  ли  они? Какие  аргументы  автор  приводит  в  поддержку  своей  версии? Можно  ли  привести  другие  аргументы  или  другие  версии  событий? На  уроках  времени  на  это  ,как  правило,  не  хватает.  Поэтому  возможны  формы  внеурочной  работы.  Например,  исторические  кружки.
  • М о ж е т в о зни к нут ь с и т у а ци я, в к о т ор о й уч е ни к у н у ж н о п р е д о с т авить возможность разобраться в различных версиях.
  • Вопросы для изучения
  • В чем заключается суть версии?
  • Почему она могла возникнуть и с какой целью (политической, научной)?
  • Какие источники лежат в основе этой версии, есть ли они?
  • Какие аргументы автор приводит в поддержку своей версии?
  • Можно ли привести другие аргументы или другие версии событий?

На уроках времени на это ,как правило, не хватает. Поэтому возможны формы внеурочной работы. Например, исторические кружки.

Особенности  методики  гражданско-  патриотического  воспитания Когнитивный  –  знания.  Нельзя  любить  то,  чего  не  знаешь. Оценочно-эмоциональный  – знания  пропускаются  через  эмоции,  через  оценочные  суждения. Практический -  действия  – часто  они  уже  внеурочные  (проект,  волонтёрское  движение,  конкурсы,  создание  музейных  экспозиций,  проведение  экскурсий.

Особенности методики гражданско- патриотического воспитания

  • Когнитивный – знания. Нельзя любить то, чего не знаешь.
  • Оценочно-эмоциональный – знания пропускаются через эмоции, через оценочные суждения.
  • Практический - действия – часто они уже внеурочные (проект, волонтёрское движение, конкурсы, создание музейных экспозиций, проведение экскурсий.
Гражданско-патриотическое воспитание  эффективно,  если : 1.  При  интеграции  соответствующего  воспитательного  потенциала  школьных  предметов Установлении  межпредметных  связей.  Они  часто  не  прописаны  в  программах. Возможно  интеграцию  следует проводить  не  по  направлениям  ГПВ,  а  по  крупным объектам метапредметного характера. Например, природа- общество-  человек. 2.В  моделировании  ситуаций.  которые п о з в о л ит  у в и д е ть  к а к о й-ли б о  о б ъе к т с вяза н ны й  с  ГПВ  к а к  б ы  и з нутр и .  Пос т а н ов к а   с е б я  н а  мес т о  нап р им ер, исторического  персонажа  (кейсы,  технология  погружения  в  прошлое). 3.Научно-исследовательская  деятельность  школьников.  Проектная  деятельность.

Гражданско-патриотическое воспитание эффективно, если :

1. При интеграции соответствующего воспитательного потенциала школьных предметов

  • Установлении межпредметных связей. Они часто не прописаны в программах.
  • Возможно интеграцию следует проводить не по направлениям ГПВ, а по крупным объектам метапредметного характера. Например, природа- общество- человек.

2.В моделировании ситуаций. которые

п о з в о л ит у в и д е ть к а к о й-ли б о о б ъе к т с вяза н ны й с ГПВ к а к б ы и з нутр и . Пос т а н ов к а с е б я н а мес т о нап р им ер,

исторического персонажа (кейсы, технология погружения в прошлое).

3.Научно-исследовательская деятельность школьников. Проектная деятельность.

Диагностика  результатов  воспитания Личностные  результаты  по  стандарту  не  оцениваются.  Тем  не  менее  каким-то  образом  мониторить  ситуацию  нужно.  Так  или  иначе процесс  ГПВ  имеет  свои  внешние результаты. По их анализу можно получить более или менее достоверную  картину  результатов. Тестирование  не  подходит  -  проверяет  только  когнитивный  компонент. Неискренность  ответов  и  постоянное  изменение  ситуации. Моделирование  ситуаций  – конкурс  рисунков.  Герменевтика  результатов.  Что  нарисовал школьник?  Почему он так  себе это представляет? Какие  средства для  этого  использовал? Могут  привлекаться  эксперты  для  объективизации  оценочных  суждений? Наблюдение,  письменные работы ( эссе,  сочинения),  игры  (например,  дискуссии,  дебаты)

Диагностика результатов воспитания

  • Личностные результаты по стандарту не оцениваются. Тем не менее каким-то образом мониторить ситуацию нужно. Так или иначе процесс ГПВ имеет свои внешние результаты. По их анализу можно получить более или менее достоверную картину результатов.
  • Тестирование не подходит - проверяет только когнитивный компонент.

Неискренность ответов и постоянное изменение ситуации.

  • Моделирование ситуаций – конкурс рисунков. Герменевтика результатов. Что нарисовал школьник? Почему он так себе это представляет? Какие средства для этого использовал? Могут привлекаться эксперты для объективизации оценочных суждений?
  • Наблюдение, письменные работы ( эссе, сочинения), игры (например, дискуссии, дебаты)
Педагогические  риски  при  реализации  ГПВ 1.Излишний  пафос  2.Формализм Отсутствие  комфортной  среды  для  проявления  чувств,  разговоров  на  темы  ГПВ. М а с с о в ост ь  мер о п р иятий  (в  м а ссе  с л о жено переживать  эмоции) 5.  Работа  только  с  активом.  одни  и  те  же  люди. В  мероприятиях  участвуют

Педагогические риски при реализации ГПВ

1.Излишний пафос 2.Формализм

  • Отсутствие комфортной среды для проявления чувств, разговоров на темы ГПВ.
  • М а с с о в ост ь мер о п р иятий (в м а ссе с л о жено

переживать эмоции)

5. Работа только с активом. одни и те же люди.

В мероприятиях участвуют