СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация групповой работы на уроках русского языка как средства развития коммуникативных умений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлен опыт работы по организации групповой работы

Просмотр содержимого документа
«Организация групповой работы на уроках русского языка как средства развития коммуникативных умений»

Апросина О.А., учитель русского языка

.Организация групповой работы на уроках русского языка как средства развития коммуникативных умений

В настоящее время в современной школе в рамках классно-урочной системы обучения применяются разнообразные формы организации педагогического процесса, направленные не только на получение новых знаний, но и на развитие познавательной активности обучающихся. Одной из таких форм является технология групповой деятельности [10].

Технология групповой деятельности – это такая организация учебного процесса, при которой педагог имеет возможность подобрать и сформировать динамическую группу учащихся, объединенных общими интересами, особенностями развития, потребностями и возможностями в обучении.

Одним из главных преимуществ технологии групповой деятельности является то, что она способствует не только усвоению новых знаний, но и направлена на формирование межличностных отношений и развитие коммуникативных способностей учащихся. Эффективности групповой работы зависит от соответствия поставленной цели обучения и количества обучающихся в группе. В том случае, если в группе слишком много или слишком мало участников, то достижение желаемого результата будет невозможно. Педагогу важно уметь правильно и точно подбирать оптимальное количество участников группы.

Технология групповой деятельности рождает групповой эффект, который является очень важной прибавкой к возможностям каждого участника группы. Возникновению группового эффекта способствует возникающая в группе кооперация или конкуренция (соперничество). Принято выделять пять уровней деятельности учащихся в рамках технологии групповой деятельности: фронтальная работа педагога с классом в процессе учебного занятия, направлена на достижение общей образовательной цели. Работа педагога со статичными парами, либо самостоятельная работа внутри данной пары между ее участниками. Групповая работа – работа педагога с группой, либо самостоятельная работа внутри группы. Межгрупповая работа– для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько заданий, каждая группа имеет свое задание, решение всех заданий приводит к достижению общей цели. Фронтально-коллективная деятельность– осуществляется одновременно со всеми учащимися, каждый из которых принимает активное участие в учебном процессе. Непосредственно групповой деятельностью в «чистом» виде являются только третий и четвертый ид работы педагога с классом. Технология групповой деятельности требует от педагога умения разделить класс на группы, организовать работу в каждой группе, заинтересовать учащихся в выполнении заданий, каждое из которых это часть работы по достижению поставленной цели учебного занятия [10].

Технологии групповой деятельности предполагают осуществление взаимного обогащения обучающихся в группе. Такую организацию совместных действий, которая ведет к развитию и активизации учебных и познавательных процессов. Создание эффективной системы заданий, в результате которой происходит распределение задач между группами. Создание условий для комфортного общения и развития коммуникативных навыков у учащихся. Педагогу важно заранее запланировать учебные действия, адекватные поставленной учебной задаче и подобрать эффективные методы взаимодействия между учащимися. Осуществление обмена опытом и действий между учащимися в процессе решения поставленной учебной задачи или проблемы. Организация атмосферы, основанной на взаимном понимании и взаимном доверии. Проведение совместной рефлексии проведенного учебного занятия, необходимой для установления отношения участников к собственным действиям и действиям других.

Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Именно поэтому, выделяют определённые виды групп (см. Таблица 1).

Таблица 1 – Виды организации групповой работы

Вид группы

Описание

Группа по желанию

Учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т.е. объединяются по взаимному выбору.

Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах:

- разделитесь на группы по … человек в каждой;

- разделитесь на одинаковые группы

«Случайная» группа

Группа, формируемая по принципу случайности.

Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений и так далее

Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром)

Формирование группы лидером:

Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так:

а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске;

б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы).

Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования)

Группа, сформированная

учителем в соответствии

с поставленными целями

В такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью»

По теме работы

Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы

По уровню сложности задания

Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант


Организовывая групповую работу, учитель должен соблюдать ряд правил:

1.Нельзя заставлять работать учеников в группе, которые не только хотят вместе работать, но и не находят общего языка.

2.Следует дать возможность отсесть в другое место обучающему, который хочет работать один, чтобы другие ему не мешали.

3.Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, потому что дети должны, прежде всего, обменяться мнениями, прежде чем представить свой «продукт» совместного труда. Пускай в классе будет существовать условный сигнал, который будит говорить им о превышении допустимого уровня шума

Таким образом, при групповой работе учащихся, функции учителя заключаются в следующем:

-объяснение цели работы группы в целом;

-формирование групп (учитывая мнения обучающих);

-объяснение к заданиям для групп;

-контроль над ходом работы;

-периодическое участие в работе групп, без навязывания своей точки зрения, а побуждая к активному поиску своего мнения, но и понимание мнения, и учитывавшие его;

-после отчета групп учитель делает выводы о законченной работе группы, просит обратить внимание на ошибке сделанные в ходе работы группы, дает оценку проделанной работы обучающим [12].

В то же время, учащиеся, работающие в группах, должны:

-решать и составлять задачи;

-искать преимущественно рациональный способ решения;

-составлять план выполнения;

-готовить объединенный пересказ;

-писать продолжение рассказа и т.д. [12].

На уроках русского языка целесообразно использовать следующие приемы групповой работы, обобщенно (см. Таблица 2).

Таблица 2 – Приемы групповой работы на уроках русского языка

Название приёма

Суть приёма

Преимущества приёма

«Мозговой штурм»

Используется для генерации идей; распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря); после выработки коллективного решения внутри группы делаются сообщения от разных групп

Способствует развитию нестандартного мышления, активизации познавательного интереса, развитию аналитических способностей, приобретению навыков коллективной работы

«Продолжи»

Каждая группа должна составить связный текст на заданную тему. Текст создается по цепочке: каждый участник составляет одно предложение

Развивается логическое мышление и речь учащихся

«Снежный ком»

Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы

решения данного задания, из которых выбирается лучшее; далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них; в конце работы все учащиеся попадают в одну группу - делают доклады о своей работе

Развиваются память, внимание, способность сосредоточиться, умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия нормам языка. Естественно, развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами

«Пила»

Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты; затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов»

Позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого промежутка времени, этот прием служит способом решения сложной проблемы, требующей определённых знаний

«Лови ошибку»

Учитель дает каждой группе несколько грамматических (синтаксических или других) правил. Одно или несколько из них – неверны. Нужно найти и доказать ошибочность; группа выполняет задание вместе, спикер группы представляет решение на весь класс; выслушав спикера каждой группы, класс выбирает верное решение

Формирует умение анализировать информацию, умение применять знания в нестандартной ситуации, умение критически

критически оценивать полученную информацию

«Эксперты»

Используется при изучении нового материала; каждая группа получает дидактический материал, в результате работы над которым делают теоретические выводы. Группа становится экспертом в данном вопросе; представитель от группы знакомит с теорией все группу

Развивает чувство ответственности, способствует инициативе учащихся, дает возможность высказывать свое мнение

«Водоворот»

Используется при закреплении материала; каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые, передают на проверку другой группе; группа, получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку; таким образом, каждая группа знакомится со всеми выполненными заданиями; учитель озвучивает правильное решение для каждой карточки. Выставляются оценки каждой группе

Учащиеся учатся проверять и оценивать работы своих одноклассников

«Карусель»

Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить листы А4 с написанными на них вопросами. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос.

В конце занятия, выработанные каждой группой, решения обсуждаются всем классом

Учащиеся учатся совместно находить ответ на вопрос, договариваться, планировать свои действия


Рефлексия (для культивирования которой и строится сотрудничество детей) возникает, вспыхивает в разрывах взаимодействия. Поэтому для накопления рефлексивного потенциала группу обязательно надо проводить через разрывы, конфликты. Конструктивный конфликт развертывается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует и обнаружению оптимальных стратегий решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания, а к учителю не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе.

Комплекс упражнений включает в себя разнообразные приёмы организации групповой работы, направленные на формирование следующих умений: умения, направленные на учёт позиции собеседника; умения, направленные на кооперацию и сотрудничество; умения по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (см. Таблица 3).

Таблица 3 – Комплекс приёмов групповой работы по развитию коммуникативных умений

Тема урока

Приёмы

Упражнения

Развиваемые коммуникативные умения

1

2

3

4

«Части речи»

Мозговой штурм

Сформулируй правила, которые надо запрограммировать заново, если компьютер сделал запись: «Медведь с валился въяму»

Планирование учебного сотрудничества; выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

«Части речи»

«Продолжи»

Прочитай слова первого столбика. Запиши слова, изменив их по образцу. гуси – гусь журавли – … голуби – … лебеди – … снегири – … караси – …

– Какая пара слов лишняя? Почему? (Караси – карась)

Владение монологической и диалогической формами речи

«Мягкий знак после шипящих женского рода»

«Карусель»


Когда употребляется в словах женского рода мягкий знак после шипящих? Для чего нужен ь?

Прочитайте вывод в учебнике

Постановка вопросов; планирование учебного сотрудничества

«Личные местоимения»

«Водоворот»

Прочитай. Ставь подходящие по смыслу местоимения в нужную форму. Определи, каким членом предложения являются местоимения


Решение конфликтов; управление поведением партнёра; выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

«Учимся писать сочинение»

«Эксперты»

Прочитай. Представь, что текст, который ты прочитал – это сочинение, которое забыли озаглавить. Подбери свои заголовки к тексту. Как ты думаешь, для чего авторы начали свой текст с вопросительного и восклицательного предложений?

Планирование учебного

сотрудничества; владение монологической и диалогической формами речи

«Изложение с элементами сочинения»

«Снежный ком»

Обсуди со своими товарищами. Закончи рассказ: почему дровосек остался ни с чем. Почему голос несколько раз напоминает дровосеку о самом дорогом? Что же самое дорогое?

Решение конфликтов; планирование учебного сотрудничества; выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

«Имя существительное»

«Лови ошибку»

Прочитай текст и исправь в нем ошибки. Запиши в тетрадь. «В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма»

Постановка вопросов; владение монологической и диалогической формам речи; управление поведением партёра

«Текст»

«Пила»

Определите тему текста. Докажите, что предложения связаны между собой по смыслу. Составьте план текста. Определите основную мысль. Придумайте название текста.

Постановка вопросов; планирование учебного сотрудничества; владение монологической и диалогической формами речи; выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Из вышесказанного следует, что групповая форма организация предполагает, что все участники группы активно участвуют в работе, «слабые не прячутся за спины более сильных», а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого участника группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при организации групповой работы на уроках русского языка, каждый учитель должен уметь правильно объединить учащихся, опираясь на видовую классификацию групп, а также, применяя разнообразные приёмы групповой работы. Только в таком случае, групповая работа даст максимально положительный эффект.