СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и проведение интегрированных занятий в области искусств.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

создание у обучающихся целостной картины мира невозможно без интеграции предметов, то есть объудинение их в единое целое.

Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение интегрированных занятий в области искусств.»

Доклад

Файл № 1

Организация и проведение интегрированных занятий в области

искусств.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, культурной, интеллектуально - развитой личности.

Создание у обучающихся целостной картины мира сегодня невозможно без интеграции предметов, то есть объединения их в единое целое.

В данном случае, меня заинтересовала организация и проведение интегрированных занятий в области искусств.

        Интегрированное воздействие искусств на учащихся является основой развития художественно-творческих способностей, которые являются основой для творческой самореализации личности.

Форма проведения интегрированных уроков интересна:

снимается утомляемость за счет переключения на разнообразные виды деятельности,

повышается познавательный интерес.

Такой подход к уроку предполагает привлечение музыкальной информации и различных видов искусств, благодаря которым у учащихся складывается целостное представление о рассматриваемом объекте (композиторе, эпохе, стиле).

Связь различных видов искусства – музыки, поэзии и прозы, живописи, архитектуры известна с древних времен и до сей поры остается самым востребованным видом интеграции. Музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, архитектура – пространственные, а их сочетание создает целостную картину бытия.

Микалоюс Чюрленис – литовский музыкант, художник, поэт, писал: «Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру», и всю жизнь воплощал идею синтеза искусств.

Огромную помощь в творческом развитии учащихся и интеграции различных видов искусств, оказывают новые технологии.


Например,

Файл № 2

Проект на тему “Зимняя природа в творчестве композиторов, художников, поэтов» разработан для учащихся общеобразовательной школы, который проходил в районной библиотеке №7 в рамках программы «Мир цвета радуги» в качестве просветительской деятельности.

Мероприятие проводилось совместно: отделением изобразительного искусства и отделением музыкального исполнительства.

Это дало возможность раскрыть новые грани взаимодействия:

музыки,

изобразительного искусства

литературы:

  1. Расширяет кругозор учащихся;

  2. Развивает способность высказывать свои мысли;

  3. Способствует развитию воображения учащихся, умения сравнивать и обобщать.

Файл №3

На фоне изобразительного ряда живописных полотен художников-передвижников (Шишкина, Юона, Левитана), стихотворений А.С. Пушкина, Василия Андреевича Жуковского, Виктора Лунина - звучали фрагменты произведений

«Зима» А. Вивальди», симфонии «Зимние грезы», «Зимнее утро», «Декабрь», «Январь» П.И. Чайковского, «Ария Снегурочки» Н.А. Римского - Корсакова.

Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера.

Файл № 4, № 5-музыка

звучит фрагмент П. Чайковского «Январь» из цикла «Времена года»


Файл №6

Проект «Взаимосвязь образов художника Василия Кандинского и Файл №7

композитора С.С. Прокофьева в фортепианных пьесах «Мимолетности», проведенный выпускницей фортепианного отделения в областной открытой олимпиаде по музыкальной литературе.

Файл № 8(стих.)

Познакомившись со стихотворением Константина Бальмонта, композитор увлёкся идеей изменчивости, мгновенности и решил взять название для своего сочинения « Мимолётности».

Мимолётности объединили в себе живописные и литературные впечатления композитора.

Файл №9

Пьесы Прокофьева, на мой взгляд, перекликаются с творчеством русского художника 20 в. Василия Кандинского, создателя абстракционизма. Мимолетности созвучны абстрактной акварели, живописи и графики. Суть абстракционизма состоит в синтезе музыке и живописи.

Файл № 10

Картины художника часто строятся на соотношении цветных пятен, линий, штрихов («желто-красное»).

В «Мимолётностях» запечатлены смены настроений: лиризма, шутки, погружение в неземное, мечтательное, сказочное.

«Вокруг круга»

Файл №11(музыка)

Звучит фрагмент мимолетности №10

Экспрессивный, динамичный, драматический характер порожден эмоциями беспокойства, тревоги, конфликтности .

Композитор и художник в картине «Казаки» передали зарисовку взволнованной толпы на улицах Петрограда в дни Февральской революции 1917 года.

Файл № 12

звучит фрагмент Мимолетности №19

Файл № 13

Проект «Образы природы в творчестве норвежского композитора

Файл №14

Э. Грига, художников и поэтов» представлен также на областной теоретической олимпиаде по музыкальной литературе учащейся вокального отделения. Фортепианные миниатюры из

«Весенней сюиты» («Весной», «Ручеек» «Бабочка», «Птичка»)

Э. Грига созвучны современным художникам-живописцам:

Сергею Потапову, Алексею Желонкину, Александру Реми, а также Алексею Саврасову.

Прекрасные стихи: Афанасия Фета, Иосифа Уткина, Федора Сологуба, Ивана Бунина - очень мелодичны, яркообразны, удачно дополняют программные произведения, названные

«Лирические пьесы».

Файл №15

В картине русского пейзажиста Алексея Саврасова

«Ранняя весна» видим светлую солнечную поляну, голубое небо, проталины. Все дышит радостью обновления.

(включить музыку на фоне стих.)

Иван Бунин и Э. Григ «Весной»

Весна, весна!

И все ей радо

Как в забытьи каком стоишь.

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

Файл №16

Пейзаж «Цветочная поляна» Алексея Желонкина

красочный, живописный, в котором ощущается беспечная жизнь бабочки

Афанасий Фет и Э. Григ(музыка «бабочки»)
БАБОЧКА
 
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

 

Файл №17

Проект на тему « Музыка как вид искусства» знакомит учащихся

1 класса отделения изобразительного искусства с основными сферами развития музыки: народное творчество, профессиональное академическое искусство, современная популярная музыка. Что такое средства музыкальной выразительности. Основные направления, стили в музыке. Учащиеся имели возможность прослушать фрагменты произведений:

С. Рахманинова концерт № 2, элегия; В. Моцарт Рондо, симфония № 40; И. Бах инвенция фа мажор;

Равель «Болеро»; А. Лядов « Волшебное озеро»; П. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик», «Марш преображенского полка», Гершвин « Рапсодия в стиле блюз».

Знакомясь, с симфоническим оркестром, учащиеся слушали фрагмент классической симфонии Моцарта №40

Файл №18 (музыка)


Стала традицией в нашей школе проводить

Файл №19

Проект «Музыкальная гостиная»

Это дает возможность выступать лучшим учащимся перед сверстниками, делиться знаниями, полученными на основе интеграции различных видов искусств.

Замечательно, что проведение интегрированных занятий, ведут нас по пути познания жизни, духовно обогащая внутренний мир человека.

 Для каждого народа одной из главных задач является сохранение культурных традиций и передача их от старшего поколения к младшему.

«Все три искусства являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной сфере художественного освоения человеческого мира», - говорит известный педагог М. Каган. Закончить свое выступление мне хочется цитатой великого итальянского художника Леонардо да Винчи:

«Живопись - это поэзия, которую видят, но не слышат,

Поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят,

Музыкаэто поэзия и живопись, слиты воедино».