Государственное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №141 Городского Округа Донецк»
Донецкой Народной Республики
«ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила: воспитатель
Миронова Анна Ивановна
Донецк 2020
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к духовно-нравственным ценностям.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В Типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность» определена «направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей», указывается на необходимость «воспитания уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование бережного отношения к окружающей среде; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру».
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнение целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
Если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне в большей или меньшей мере находит выражение в общении и под его влиянием формируются привычки культурного общения с окружающими людьми, которые отражают его нравственное отношение к людям.
Успех воспитания культуры речевого общения зависит от ряда факторов: окружающей речевой среды, особенностей обучения, условий воспитания в дошкольном учреждении и семье.
Высокий уровень культуры общения и духовно-нравственное воспитание является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Таким образом, актуальным является приобщение детей к духовно-нравственным ценностям и формирование устойчиво высокого уровня речевой культуры.
Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста создают благоприятные возможности для нравственного воспитания. Дети этого возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, ее способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды.
Дети усваивают моральные знания «что такое хорошо, а что такое плохо». У них складываются первоначальные моральные суждения, представления и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственных норм. Дошкольники могут объяснить, кого можно назвать лживым, трусливым, жадным, вежливым и т.д. Они понимают, почему надо уважать старших, помогать младшим, нельзя мешать другим, когда они чем-то заняты.
В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям, т.е. формируются нравственные чувства. К ним относятся сочувствие и сопереживание другому человеку, его бедам и радостям, чувство стыда и вины при нарушении нормы поведения и деятельности.
Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе педагогов и родителей о поддержке авторитета взрослых в глазах детей. Очень важна организация содержательной жизни детей дома и в детском саду, наполненная разнообразной деятельностью.
Исходя из этого, процесс духовно-нравственного воспитания необходимо организовывать систематически, с учетом объективных закономерностей развития личности, постепенно приобщать ребенка к моральным ценностям человечества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, усваивает способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Доброта»
Актуальность методической разработки обусловлена необходимостью акцентировать внимание педагогов и родителей на проблеме духовно-нравственного становления личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых нравственных ценностей, освоение системы общечеловеческих и культурных, духовных и нравственных ценностей.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников направлены на реализацию задач по формированию нравственного портрета воспитанного гражданина. Это человек:
1. Любящий свой край и свою Родину.
2. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве, мире и природе.
3. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы поведения.
4. Проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению.
5. Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, эмоционально отзывчивый.
6. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми, и сверстниками.
9. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и старшими.
110. Творящий и оберегающий красоту мира, природы.
12. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.
На основе этого портрета мной была сформулирована цель методической разработки по духовно-нравственному развитию и воспитанию «Доброта» — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, культурного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики.
Предполагаемый результат:
1. Сформировать гармоничную духовную личность и здорового дошкольника.
2. Развить навыки межличностного общения детей со взрослыми и сверстниками с позиции уважения, взаимопонимания, толерантности.
3. Воспитать чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла.
4. Сформировать потребность и готовность проявлять сострадание.
5. Приобщать к знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.
Задачи духовно-нравственного воспитания и развития:
1. Обогащать духовный мир ребенка знаниями о мире, о людях, о родном крае, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины.
2. Формировать представления о семье, о семейных и родственных отношениях, о семейных традициях, о формах проявления заботы о близких, о необходимости выполнения посильных трудовых обязанностей в семье.
3. Развивать способность быть заботливым, отзывчивым по отношению к сверстникам, проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.
4. Осознание принадлежности к своему народу, Республике, воспитывать любовь и уважение к родному городу, истории, людям труда, уважение к защитникам Родины.
5. Создавать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию.
6. Воспитывать уважение к нравственным нормам и духовным ценностям, учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
7. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
8. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учебной, трудовой деятельности, к жизни.
Принципы разработки и реализации:
1. Развивающий характер обучения.
2.Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного развития в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
3. Учёт региональных условий в популяризации патриотических идей, характеризующих любовь к семье, дошкольному учреждению, родному городу, краю, в котором живешь.
4. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
5. Принцип нравственного примера педагога – нравственность воспитателя, его отношение к своей трудовой деятельности, к детям, коллегам.
6.Педагогический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого ребенка.
7. Культурологический: учёт традиций родного края с возможностями восприятия дошкольника.
8. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в ДОУ и семье на основе сотрудничества.
Содержание методической разработки «Доброта»
Разработка по духовно- нравственному воспитанию дошкольников направлена на приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогического воздействия.
Данная разработка состоит из 7 смысловых блоков. В каждом блоке определены задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников, содержание и формы работы.
Формы работы с детьми по реализации программы:
- организованная образовательная деятельность;
- рассказы воспитателя, беседы;
- прогулки, наблюдения;
- игры, праздники;
- чтение художественной литературы;
- показ презентаций;
- театрализованная деятельность;
- разучивание стихотворений, песен;
- педагогические проекты;
- продуктивная деятельность, выставки рисунков и поделок.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- дни открытых дверей;
- групповые и индивидуальные консультации;
- выставки, ярмарки, смотры;
- праздники;
Блок 1. «Я в этом мире»
Задачи: помочь ребёнку понять сущность человека, знать свои особенности, осознать свою неповторимость.
Содержание работы:
культура общения, моральные нормы и духовные ценности;
основы взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным трудностям других людей, сочувствие к человеку в трудной ситуации;
способность реагировать на негативные проявления в детском коллективе, анализировать нравственную сторону своих поступков;
уважительное отношение к родным и близким, заботливое отношение к младшим;
знание и уважение традиций своей семьи и образовательного учреждения;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Темы занятий: «Кто я?», «Какой я?», «Я и моё имя». «Ты и я – как похожи мы, друзья», «Моя семья», «Волшебное зеркальце».
Блок 2. «Моя семья - мой мир»
Задачи: ознакомление детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье, воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, понимание своего места в семье, деятельного участия в домашних делах.
Темы занятий: «Дом, в котором я живу», «Моя дружная семья», «Моя родословная».
Деятельность вне детского сада: посильное участие в оказании помощи другим людям: подготовка праздников, концертов для родных.
Блок 3. «Дорогами добра»
Задачи: воспитывать уважение, доброжелательное отношение к близким и окружающим людям; воспитывать желание совершать хорошие поступки.
Содержание работы:
дома, на улице, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами;
умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
Темы занятий: «Цветок доброты», «Путешествие в страну вежливости», «Дружим с добрыми словами», «Подари другому радость», «Добрым жить на белом свете веселей», «Чего в других не любишь, того не делай сам», «День добрых дел».
Игровой тренинг: «Давайте говорить друг другу комплименты», «Конфликты. Как избегать конфликтов», «Учимся справляться с чувством обиды», «Передай добро по кругу!», «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души».
Копилка добрых дел: создание видеописем для отсутствующих детей «Мы скучаем без тебя», проведение тематических праздников «День матери», «День пожилого человека», создание стенгазет.
Блок 4. «В здоровом теле – здоровый дух»
Задачи: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек.
Содержание работы
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Темы занятий: «Поезд здоровья», «Если хочешь быть здоров!", «Как сохранить хорошее зрение».
Игра-путешествие «Дорога к доброму здоровью».
«Путешествие на остров здорового образа жизни».
Спортивные праздники, подвижные игры: Веселые старты «Ловкие, веселые, умелые».
Дни здоровья: «Путешествие на планету здоровья». «Без режима, друзья, нам и дня прожить нельзя!».
Демонстрация слайдов: «Полезные привычки», создание стенгазеты «Мы здоровыми растем!»
Блок 5. «Я гражданин земли Донецкой»
Задачи: расширять представления о родном крае. Формировать у детей понятие о принадлежности к своему городу, сознание себя как личности-гражданина своей «малой» родины.
Содержание работы:
представления о Родине, воспитывать чувство гордости за ее достижения;
знания о флаге, гербе и гимне Донецкой Народной Республики;
представления о Донецке — главном городе, столице Донецкой Народной Республике.
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина;
уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного города;
любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу;
Темы занятий: «Природа Донбасса». «Достопримечательности нашего края», «Обойди весь свет, краше Родины нет!», «Наши земляки», «Достопримечательности нашего района», «Мир вокруг нас», «Мы маленькие дети на большой планете», «Тепло родного дома».
Проведение виртуальной экскурсии, презентации, - рассматривание альбомов, карт, репродукций, создание фотоальбомов о Донбассе «Путешествие по городу», стенгазета «Мой город»
Блок 6. «Как прекрасен этот мир»
Задачи: формировать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе, элементарный опыт природоохранительной деятельности.
Беседы: «Береги все живое», «Бесценная и всем необходимая вода», «Берегите природу», «Природа родного края», «Солнце, воздух и вода». «Не навреди».
Игры: Викторина «Знатоки природы»; Экологическая игра «Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу».
Игра: «Что ты знаешь о природе и её обитателях?»
Посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц, беседы о бездомных животных, «Наши питомцы»; выставки рисунков, составление рассказов о природе, решение проблемных ситуаций.
Блок 7. «Труд и порядок»
Задачи: воспитание ценностного отношения к труду, человеку труда, трудолюбия.
Содержание работы:
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;
элементарные представления о различных профессиях;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде, небережливому отношению к результатам труда людей.
Темы занятий: «Что летом родится – зимой пригодится», «Хлеб всему голова», «Дело мастера боится». «В труде человек хорошеет».
Участие в субботниках.
Создание фотоальбома «Профессия моих родителей».
Создание предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевых игр.
Проведение презентаций «Труд наших родных».
Апробацию методическая разработка проходила в подготовительной группе «Родничок» в процессе организованной образовательной деятельности, в играх (приложение Б), в процессе организации режимных моментов. В приложении А представлены «Правила почитания и уважения старших», которые внедрялись в практику повседневного общения детей в детском саду и в семье. Мы их обсуждали в группе как на занятиях, так и в свободном общении.
Опыт работы показал большие возможности для реализации разработки во второй половине дня в работе малых групп. Таким образом, работу дополнили беседы с детьми на духовно-нравственные темы: «Как помочь пожилому человеку», «Как мы дружим с малышами», «Мое настроение, настроение людей», «Как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами семьи», «Путешествие по маршруту добрых дел».
Наряду с коллективной и групповой формами работы проводились специально разработанные индивидуальные беседы на темы: «Кто и зачем придумал правила поведения», «Как можно пожалеть?», «Как и чем можно порадовать близких?», «Что ты знаешь о своем друге?», «Опиши семью», «Знаешь ли ты себя?», «Давайте расскажем о себе».
Внедрение разработки показало, что духовно-нравственное воспитание дошкольников будет более результативным в условиях применения разнообразных форм работы, с применением различных методов и приемов, выбор которых зависит во многом от поставленных целей, возраста воспитуемого, от уровня общего развития.
Проводимая работа вызвала живой интерес детей, в нашу работу активно включились родители по подготовке и проведению трудовых и природоохранных акций, участие в организации выставок, проведение и участие в праздниках.
Активно включились родители и в создание фотоальбома «Путешествие по городу». Они приносили не только фотографии современного г.Донецка, но и открытки, иллюстрации прошлых лет, и дети увлеченно сравнивали знакомые им места, находили отличия и говорили: «Наш город красивый», «Наш город лучше всех!».
Практика моей работы позволила сформулировать рекомендации по реализации задач духовно-нравственного воспитания дошкольников при выборе методов обязательно нужно руководствоваться важными правилами:
каждый метод должен быть гуманным, ни в коем случае не унижающим ребенка;
метод должен быть реален, иметь логичное начало и окончание, выводы;
для эффективности любого метода должны быть заранее созданы оптимальные условия;
важно предвидеть ожидаемые результаты;
Применение методов и форм требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней.
Проведенная мной опытно-экспериментальная работа показала, что методическая разработка по духовно-нравственному воспитания детей дошкольного возраста «Доброта» способствовала повышению уровня нравственного развития детей. Анализ полученных данных позволил констатировать положительную динамику, а проведение наблюдений что у детей улучшилось отношение к сверстникам и взрослым, произошли позитивные изменения в поведении и эмоциональных проявлениях детей, изменилось отношение к здоровью и здоровому образу жизни, возрос интерес к истории и событиям родного города.
В данный момент работа продолжается уже с детьми второй младшей группы.
Считаю необходимым подчеркнуть, что в воспитании детей 4-го года жизни решаются, по существу, аналогичные задачи, что и со старшими детьми, нет резких различий и в методах их осуществления. Отличие лишь в том, что у детей 5-7 лет достаточно высокий уровень самостоятельности, развитие самосознания, возникающая способность к систематическому участию в трудовой деятельности – вот те психологические особенности, которые отличают детей 5-7 лет от детей 3-4 года жизни, хотя на каждой последующей ступени дошкольного возраста происходит процесс совершенствования нравственных качеств ребенка.
В целом же, воспитание духовно-нравственных ценностей должно начинаться с момента рождения человека и длиться на протяжении всей жизни. Решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы с дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева. – Москва: Сфера, 2003. – 125 с.
Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / составитель Т. М. Аникина., Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. – Москва: УЦ «Перспектива», 2012. – 248 с.
Жукова, Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет [Текст] / Г. Н. Жукова. – Москва, 2002. – 162 с.
Лаврентьева, Г. П. Культура общения дошкольников [Текст] / Г. П. Лаврентьева. – Киев: Рад. школа, 1988. – 126 с.
Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина [и др.] ; под ред. Н. А. Ветлугиной. – Москва: Просвещение, 2009. – 209 с.
Нравственно-духовное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Р. С. Буре. – Москва, 2010. – 209 с.
Общение детей в детском саду и в семье [Текст] / под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стерхиной. – Москва: Педагогика, 1990. — 178 с.
Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника [Текст] / Л. Ф. Островская. – Москва: Просвещение, 2010. – 109 с.
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» [Текст] / авт.-сост. Л. Н. Арутюнян [и др.]; ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
Формирование нравственного здоровья дошкольников [Текст] / под ред. Л. В. Кузнецовой, Л. М. Панфиловой. – Москва: Сфера, 2003. – 68 с.
Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва, 1978.-312 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Правила почитания и уважения старших
Нельзя:
-огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;
-смеяться над старостью и старыми людьми; в болезни, печали, скорби близких необходимо спешить приходить на помощь, утешать, помогать;
- вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;
- оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;
- обижать девочку, девушку, маму.
Правила дружбы
- Не хвались и не гордись своими успехами, красивыми вещами, играми, игрушками и т. д. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.
- Всегда оказывай помощь другу, если он попал в беду.
- Не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам, учись уступать, прощать обиды.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом, не обвиняя и не осуждая его.
- Не завидуй друзьям, а радуйся их успехам. Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться, попросить прощения и исправиться.
- Не наушничай, не доноси на товарища.
- Умей принять помощь и советы от других ребят.
Правила любящего сердца
Любящее сердце:
- милосердствует, никогда никому не причиняет зла;
- не превозносится над другими, не гордится;
- не гневается, не раздражается, не мыслит зла;
- не завидует, не ищет своего;
- не радуется неправде, а порадуется истине;
- не требует ничего взамен: ни платы, ни одобрения, ни других наград;
Правила воспитания щедрости
- Учим себя отдавать, делиться сначала с другом, который тебе нравится, с родными и близкими, а затем с незнакомым человеком.
- Никогда никому не говорим о том, что поделились с кем-нибудь. Учимся молчать о сделанном добре.
- Жадность все любит считать. А если будем считать, сколько отдали, никогда от нее не избавимся.
Правила добрых дел
- Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.
- Не твори добра напоказ.
- Не утаивай в сердце злобу, неприязнь.
- Старайся искоренять плохие привычки.
- Не позволяй себе обманывать других. Избегай пустой болтовни и клеветы.
- Не нарушай обещания. Если дал слово – постарайся его исполнить.
- Не бери, не присваивай чужие, найденные вещи, деньги, игрушки. Не прячь и не утаивай. Постарайся найти, отдать потерявшему.
- Без разрешения ничего не бери.
- Помогай бедному, голодному. Не проходи равнодушно мимо человеческой беды, горя, отчаяния.
- Примиряй ссорящихся.
- Утешай в печали, скорби, болезнях.
- Никогда не произноси плохих, злых слов, оскверняющих душу человека.
- Не будь жадным, негостеприимным.
- Говори то, что думаешь и чувствуешь (не лицемерь).
- Не уходи от ответственности за свои поступки (малодушие).
- Старайся не строить свои радости на чужом горе (предательство).
Правила вежливости
- Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.
- Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
- Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу.
- Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.
- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.
Приложение Б
Игры по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Что такое хорошо и что такое плохо?».
Игра-ассоциация
Цели:
1.Знакомить детей с правилами поведения людей в обществе, учить различать положительные и отрицательные поступки.
2.Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства.
3.Развивать способность понимать действия, изображённые на картинке, и соотносить их с действительностью, способствовать развитию эмпатии.
Вариант 1. На поверхности стола лежат карточки лицевой стороной вверх. Собрать карточки по следующим признакам:
-положительные поступки;
-отрицательные поступки;
Вариант 2. Отобрать три элемента игры так, чтобы два из них составляли общую пару. Соединить подходящие элементы в одну карточку, при этом проговаривая ситуацию, изображённую на карточке. Самостоятельно собрать остальные элементы в карточки.