СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация игровой деятельности в свете требований ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация игровой деятельности в свете требований ФГОС ДО»

Конспект № 1 «Организация игровой деятельности в свете требований ФГОС ДО»

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Это утверждение основано на работах основоположников отечественной дошкольной педагогики и специалистов в области психологии детской игры Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и считается общепринятыми в российской психологии.

Игра – деятельность, развитие которой обуславливает главные изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития А.Н.Леонтьев.

В игре происходит формирование произвольности поведения ребёнка, его социализация, формирование способностей и становление личности в целом (Л.С. Выготский)

За последние десятилетия специалисты провели ряд исследований с целью изучения особенностей ролевой игры современных дошкольников.

В экспериментах было выявлено, что в свободное время (40%) дети вообще не играют. Достижение высшего уровня игры для современных дошкольников является исключением. Также были выявлены особенности ролевой игры, которые представлены ниже:

  • 60% - низкий уровень (однообразные действия с игрушками);

  • 35% - средний уровень (принимает роль и намечает сюжет).

А уже высокий уровень был выявлен у двух детей из ста.

Как правило, низкий уровень характерен неразвитой произвольностью, самоорганизацией и мотивационной сферы личности, показателями произвольного поведения. Нарушение нормального пути психического развития ребёнка. Это отрицательно сказывается на готовности к обучению в школе.

Выделяют следующие проблемы:

  • ситуативность поведения;

  • зависимость от взрослого;

  • невозможность самоорганизации;

  • дефицит воображения;

  • недоразвития воли и произвольности;

  • неразвитость мотивационно - смысловой сферы.

Прежде всего, игра способствует:

  • Формированию и развитию психических процессов.

  • Формированию общей культуры личности, создаются условия для его позитивной социализации.

  • Проявлению инициативности, творческой активности и самостоятельности.

Как правило, выделяют следующие понятия «игры».

Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные взаимоотношения между людьми (Д.Б. Эльконин).

Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуются самоуправление поведением (Г.К.Селевко).

Игра (понятие широкое):

  • мир – ребёнок;

  • взрослый – ребёнок;

  • ребёнок – сверстник.

Игра (понятие узкое) – деятельность по моделированию мира (Е.Кравцова).

ФГОС ДО: образовательная область «социально – коммуникативное развитие» - усвоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Риск – превращение спонтанной игры в специфическую форму занятий.

Игра выступает в трёх формах:

1. форма организации образовательного процесса;

2. форма организации жизнедеятельности;

3. как деятельность, побуждаемая игровым мотивом, специфика которого состоит в том, что мотив заключается в ней самой.

Классификация детских игр по принципу «по чьей инициативе возникает игра»:

1 класс: игры, возникающие по инициативе детей:

1 вид – игра с экспериментирования (с природными объектами, общение с людьми, со специалистами, со специальными игрушками);

2 вид – сюжетно-самодеятельные игры: сюжетно – отобразительные; сюжетно – ролевые; режиссерские; театрализованные.

2 класс: игры, возникающие по инициативе взрослых:

1 вид - обучающие: дидактические; настольно – печатные; подвижные; музыкальные; сюжетно – дидактические; учебно – предметные.

2 вид – досуговые: игры – забавы; игры – развлечения; празднично-карнавальные; театрально – постановочные.

3 класс: игры, идущие от исторических традиций этноса: народные.

Условия возвращения игры:

  • образовательная программа дошкольного образования должна обеспечить достаточное количество времени для игровой деятельности и возможность свободного общения с детьми (не менее 3-4 часов);

  • организация развивающей предметно- пространственной среды. Опора на личностно-ориентированную модель воспитания.

Принципы:

  • дистанции, позиции при взаимодействии;

  • активности, самостоятельности, творчества;

  • стабильности – динамичности;

  • комплексирования и гибкого зонирования;

  • эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности;

  • эмоциональное благополучие каждого ребёнка и взрослого;

  • сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

  • открытости-закрытости;

  • учёт половых и возрастных различий детей.

ФГОС ДО выделяет требования к РППС. РППС должна обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, уединения.

Принципы РППС по ФГОС ДО:

  • содержательно – насыщенная;

  • трансформируемая;

  • полифункциональная;

  • вариативная;

  • доступная;

  • безопасная.

Игровая компетентность – способность педагога приобщать детей к игре (креативность, развитое воображение, умение придумать сюжет и пр.)

Структура сюжетно-ролевой игры:

Игровой сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность;

Игровая роль – это образ, который принимает на сея добровольно или по договоренности с другими играющими.

Игровые действия – действия игрового замещения.

Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре (по Усовой А.П.):

  • уровень неорганизованного поведения;

  • уровень одиночных игр;

  • уровень игр рядом;

  • уровень кратковременного общения;

  • уровень длительного общения;

  • уровень постоянного общения.

Генезис развития сюжетно – ролевой игры:

Первый этап: содержанием игры является действия с предметами;

Второй этап: содержание игры – действия с предметами, которые развертываются более полно в соответствии с ролью.

Третий этап: игры – действия с предметами, которые дополняются действиями, направленные на установление разнообразных контактов с партнерами по игре.

Четвёртый этап: отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.

Динамика развития сюжетно-ролевой игры:

2 группа раненого возраста – овладение игровыми действиями;

Младшая, средняя группа – ролевое поведение.

Старшие группы - сюжетосложение.


Требования, обязательные при реализации программы

К условиям реализации программы, включающим требования:

  • к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям;

  • к предметно-пространственной среде;

  • к структуре программы;

  • к результатам освоения программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Требования к результатам освоения программы

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики развития ребёнка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования.

К завершению дошкольного образования (7-8 годам) ребёнок овладевает основным культурным способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др., а также способен выбирать себе род занятий, партнеров по совместной деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

1. ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

2. ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

3. активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в т.ч чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

4. ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего а игре: ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Требования к результатам освоения конфликт

  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам другим, адеватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;

  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамоты;

  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;




5