Портфолио по дисциплине
«Организация игровой деятельности
младших школьников»
2022
содержание
1. Дидактические игры……………………………………………………………3
2. Сюжетно-ролевые игры………………………………………………………..7
3. Подвижные игры……………………………………………………………...13
4. Физкультминутки……………………………………………………………..20
5. Упражнения для пальчиковой гимнастики………………………………….25
6. Упражнений для дыхательной гимнастики…………………………………28
7. Приемы разделения играющих на группы…………………………………..30
Список информационных ресурсов (использованной литературы)….. ..……31
Дидактические игры
По обучению грамоте
1.«Найди картинке ее домик»
Цель: активизировать знания детей о гласных и согласных звуках.
Для этой игры-соревнования потребуется два картонных домика с кармашками для картинок: один – с красным кружком – символом на крыше, другой – с синим и набор предметных картинок.
Детям предлагается, подходя по очереди к столу педагога, взять одну из картинок, назвать изображенный на ней предмет и, выделив в его названии первый звук, определить, гласный он или согласный. В зависимости от этого картинка помещается в один или другой домик. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.
2.«Найди лишнюю букву»
Цель: закрепить знания детей об изученных буквах, учить классифицировать их проводя анализ внешнего вида буквы.
Игра интересна тем, что позволяет детям по предложению педагога проводить классификацию букв по самостоятельно найденному основанию. Но для этого дети должны провести тщательный анализ внешнего вида букв и определить, чем похожи две от них и чем отличается третья буква. Победителем игры может стать тот, кто предложит большее число адекватных вариантов выделения «лишней» буквы.
МНК
ОСЮ
ЙКП
МИШ
ТПХ и т.д.
3.«Правильно – неправильно»
Цель: учить узнавать буквы, анализируя их внешний вид.
Для игры потребуется комплект карточек-букв выполненных печатным шрифтом в правильном и неправильном (перевернутом или зеркальном) исполнении.
Между участниками игры может быть устроено командное или индивидуальное первенство, в ходе которого определяется, кто же правильнее и быстрее всех разделит карточки на группы – с правильно и неправильно написанными буквами.
По Русскому языку
4.«Родственные слова»
Цель: закрепить знания о родственных словах.
Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.
Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.
5.«Приставка»
Цель: закрепить полученные знания о приставках.
На доске записаны слова:
Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез. Вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.
При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.
6.«Найдите слог с нужной гласной».
Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.
Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндари-ны — мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5—10 слов).
Кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.
7.«Орфографическое лото»
Цель: повторить словарные слова.
Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.
Примеры карточек: К_пуста, л_пата, в_рона, р_бота, т_традь, с_рока, д_ревня, за_ц.
По математике
8.«Назови соседей»
Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа.
Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.
После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.
9.«Быстро занять места!»
Цель: закрепление представления о порядковом значении числа.
Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные).
10.«Парная игра»
Цель: развивать умение соотносить плоскостные геометрические фигуры и их контуры.
Ученикам раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная должна соединиться с контурной). [3]
Сюжетно-ролевые игры
1.«Ловишка, бери ленту!»
В процессе игры у детей развивается ловкость, воспитывается честность, справедливость при оценке поведения в игре.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Все играющие закладывают за пояс сзади ленточки. По сигналу воспитателя «Беги!» разбегаются по площадке, а ловишка бегает за ними, стараясь вытянуть больше ленточек. По сигналу «Раз, два, три — в круг быстрей беги!» дети строятся в круг. Подсчитывается число взятых лент, после чего они возвращаются детям. Игра повторяется с новым ловишкой.
ПРАВИЛА
Бежать можно только по сигналу «Беги!». Лента должна свободно прикрепляться на поясе ребенка. Ловишка не имеет права забирать ленту у игрока, успевшего стать в круг. Лишившийся ленточки временно выходит из игры.
ОБОРУДОВАНИЕ
Разноцветные ленточки из бумаги или ткани по числу детей.
2.«Охотник(и) и звери»
В процессе игры нужно учить детей быстро и далеко убегать от водящего, метать мяч в подвижную цель. Игра развивает ловкость, силу.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Дети, изображая разных зверей, ходят, бегают, прыгают по площадке. По сигналу воспитателя «Охотники!» звери разбегаются по площадке, залезают на скамейки, лестницы. Охотники стараются попасть в них мячом (снежком), бегая 4—5 раз.
ПРАВИЛА
Разбегаться и залезать на снаряды можно только по сигналу. Охотники должны бросать мяч в ноги убегающих (не сходя с места). Играющие могут менять положение (переходить на новое место), когда охотник берет новый мяч.
ОБОРУДОВАНИЕ
Гимнастические скамейки, лестница, мячи, шапочки зверей (медведь, зайчик, лиса, волк, дикий кабан и др.)
3.«Два мороза»
В игре дети упражняются в беге, развивают пространственную ориентировку, быстроту, ловкость.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Играющие располагаются в «домике» на одной стороне площадки. Двое водящих — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос обращаются к детям:
Мы два брата молодые, два Мороза удалые: Я — Мороз Красный нос, Я — Мороз Синий нос. Кто из вас, друзья, решится в путь-дороженьку пуститься?
Дети хором отвечают:
Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз.
И по сигналу «Мороз!» перебегают в «домик» напротив. Оба Мороза стараются их заморозить — коснуться рукой.
ПРАВИЛА
Перебегать в дом можно лини, после окончания слов текста. «Морозить» игроков за чертой дома нельзя.
4.«Рыбак и рыбки»
Игра упражняет детей в беге с увертыванием, развивает быструю двигательную реакцию. ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Все дети (рыбки) плавают в реке (бегают), минуя преграды (камешки, ямки) и стараясь увертываться от рыбака. Рыбак (с завязанными глазами) старается поймать рыбок. По сигналу «Глубоко!» рыбак обходит преграды; если дети произносят слово «Мелко», значит, река чистая.
Поймав рыбку, рыбак должен назвать ее имя (имя игрока). Если назвал правильно, пойманный становится рыбаком; а если ошибся, дети кричат: «Лягушку поймал!», и рыбак отпускает игрока.
ПРАВИЛА
По сигналу «Глубоко!» все рыбки должны убегать в домики, куда рыбак не имеет права заходить. В домике может находиться только одна рыбка. Пойманную рыбку (игрока) необходимо узнать, назвать но имени, не снимая повязки.
ВАРИАНТ
Рыбок можно ловить сетью. По сигналу ведущего «Лови!» старший рыбак бросает конец веревки второму рыбаку, окружая сетью рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место. Закинув 3—4 раза сеть, производят подсчет пойманных рыбок. Игра повторяется. ПРАВИЛА
Пойманные рыбки выбывают из игры и возвращаются после смены рыбака.
ОБОРУДОВАНИЕ
Мел, кубики, косынка, веревка.
5.«Совушка»
В процессе игры дети упражняются в беге, лазании, воспитывается выдержка, организованность.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По сигналу ведущего «День» дети, изображающие жучков, бабочек, лягушек, двигаются по площадке, залезают на гимнастическую стенку, прыгают и т. п. По сигналу «Ночь наступила» ребята останавливаются («засыпают»), а совушка вылетает на охоту. Заметив пошевельнувшегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в свое гнездо.
ПРАВИЛА
Совушка может вылетать из гнезда только по сигналу «Ночь». Она не имеет права подолгу наблюдать та одним игроком. При повторении игры каждый игрок должен принимать новую позу.
ОБОРУДОВАНИЕ
Гимнастическая стенка, лестница, скамейка, доски, большие кубы, шапочки совы и других птичек, жучков, бабочек, лягушек.
6. «Перелет птиц»
В процессе игры дети упражняются в беге, лазании, прыжках; развивают ориентировку в пространстве, ловкость.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
По сигналу воспитателя «Солнышко!» дети, изображая птиц, бегают по залу. По сигналу «Ветер, буря!» — поднимаются на гимнастическую стенку, наклонные лестницы, доски. ПРАВИЛА
Птицы должны вылетать из своего дома только по сигналу и летать по всей площадке: при подъеме на лестницу и спуске не пропускать перекладин, спрыгивать с нижней ступеньки. Но сигналу ведущего («Раз два-три!». хлопок в ладоши) птицы, не успевшие залететь в дом, выбывают из игры.
ОБОРУДОВАНИЕ
Гимнастическая стенка, лестница, наклонные доски, шапочки птиц.
7.«Карусель»
В процессе игры совершенствуются умения детей ходить и бегать в умеренном и быстром темпе, с поворотом кругом, не останавливаясь, вырабатывается правильная осанка, дети приучаются действовать организованно.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Дети идут по кругу, взявшись за шнур правой рукой, и выполняют движение соответственно тексту:
Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,
А потом кругом, крутом, все бегом, бегом, бегом,
бегут два раза по кругу и по сигналу воспитателя «Поворот» меняют направление движения, взявшись за шнур девой рукой. Продолжают произносить слова:
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!
По сигналу «Кончилась играл опускают шнур на пол (землю) и расходятся. По сигналу воспитателя (удар в бубен, три хлопка) игра повторяется.
ПРАВИЛА
Выполнять движения согласно тексту, ритмично двигаясь и сохраняя интервал в круге. Занимать места в «карусели» можно только по звонку. Игрок, не успевший занять место после 3-го звонка, выбывает из игры.
ОБОРУДОВАНИЕ Шнур (длина 8—10 м), бубен.
8.«Пожарные на учении»
(По произведению С. Маршака «ПОЖАР»)
Задачи игры — упражнять в ходьбе по наклонной доске, в беге и лазании; действовать согласованно, по сигналу.
ОПИСАНИЕ ИЕРЫ
По сигналу начальника пожарной части (роль играет воспитатель или ребенок) пожарные машины выезжают на задание (в каждой машине 1 водитель и 4—5 пожарных). По сигналу «Тушить пожар!» пожарные быстро взбираются по наклонной и вертикальной лестницам (по канату, шесту пли перекладине), выносят детей (кукол). По сигналу «Отбой!» пожарные занимаю1 места с машинах и уезжают.
В конце игры отмечают, как справились с заданием пожарные каждой команды (машины). ПРАВИЛА
Выполнять задания точно по сигналу. Подниматься по снаряду и спускаться установленным способом.
ОБОРУДОВАНИЕ
Гимнастическая лестница (стенка), приставная лестница (доска), куклы, шнур, каски пожарных.
9.«Зайцы и волк»
Задача игры — упражнять детей в быстром беге, прыжках на месте и в длину с разбега, гтерелезании; развивать смелость, внимание, выдержку.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки, становятся на скамейки и др.). Домик волка — сбоку площадки. Воспитатель или все дети вместе произносят слова:
Зайцы скачут — скок, скок, скок да на беленький снежок (на зелененький лужок).
Греют лапки, греют ушки,
ставят ушки на макушке,
Приседают, слушают: не идет ли волк!
С началом текста зайцы выпрыгиваю: из домиков и разбегаются по площадке, выполняя движения в соответствии с текстом. По сигналу воспитателя «Волк!» зайчики перепрыгивают речку (бревно, ров) и скрываются в лесу, в своих домиках. Волк старается их поймать.
ПРАВИЛА
Зайцы перепрыгивают речку • а двух ногах. В домике зайцев ловить нельзя. Пойманные зайцы идут в дом волка.
ОБОРУДОВАНИЕ
Мел, гимнастические скамейки, шапочки волка и зайчиков.
10.«Удочка»
В процессе игры дети упражняются в прыжках на одной и двух ногах на месте, вырабатывают правильную осанку.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Дети стоят по кругу, воспитатель — в центре. По сигналу «Раз, два, три!» воспитатель начинает вращать удочку (шнур с привязанным на конце мешочком с песком) по кругу над полом (землей). Дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. и меняют положение ног по сигналам воспитателя «На обеих», «На левой», «На правой».
ПРАВИЛА
Подпрыгивать только при приближении удочки. Менять положение ног только по сигналу ведущего.
ОБОРУДОВАНИЕ Удочка (веревка).[5]
3. Подвижные игры
«Гуси-лебеди»
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка» (салка, пятнашка).
На игровой площадке чертятся две линии на расстоянии 15—25 м (в зависимости от возраста играющих). Из числа играющих выбирается «волк» (реже — два), который стоит между линиями. За одной линией находятся остальные участники — «гуси», а за другой — учитель.
Учитель обращается к гусям: «Гуси-гуси!»
Гуси отвечают:
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да, да, да!
— Ну летите!
— Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!
— Ну летите, злого волка берегитесь!
После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как можно больше гусей. Пойманных гусей волк отводит в свое логово.
После двух-трех таких «перелетов» выбирается но¬вый волк, а пойманные гуси возвращаются в игру, которая начинается сначала.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
2.Караси и щука
По цели и характеру напоминает игру «Ловишка».
Игровая площадка разделена двумя линиями на рас¬стоянии 10—15 м одна от другой. Из играющих выбира¬ется водящий — «щука», а остальные участники игры — «караси». Водящий-«щука» стоит в центре, а «караси» располагаются на одной стороне площадки за линией.
По сигналу или команде учителя «караси» перебегают на противоположную сторону, стараясь скрыться за линией, а «щука» ловит их, дотронувшись рукой. Когда пойманы 3—4 «карася», они образуют невод, взявшись за руки. Теперь, перебегая от черты к черте, играющие «караси» должны пробежать через невод (под их руками).
Когда щукой пойманы 8—10 человек, они образуют круг-корзину, а остальные караси должны пробежать через нее (дважды пройти под руками). Когда пойманы 14—16 человек, они образуют две шеренги, взявшись за руки, между которыми должны пройти остальные караси, но на выходе стоит щука и ловит их.
Победителем считается последний пойманный карась.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
3.Кружева
По цели и характеру является одной из разновидностей игры «Ловишки» («Пятнашки»).
Из играющих детей выбирают двоих: один «челнок», другой — «ткач». Остальные дети становятся парами, лицом друг к другу, образуя полукруг. Расстояние между парами 1—1,5 м. Каждая пара берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота».
Перед началом игры «ткач» становится у первой пары, а «челнок» — у второй и т. д. По сигналу учителя (хлопок, свисток) или по его команде «челнок» начинает бежать «змейкой», не пропуская ни одних ворот, а «ткач», следуя его путем, пытается догнать его.
Если «челнок» успеет добежать до последней пары полукруга и не будет пойман, то он вместе с «ткачом» становится последней парой, а игру начинает первая пара, распределив роли «челнока» и «ткача».
Если «ткач» догоняет «челнок» и успевает «запятнать» его прежде, чем он достигнет последней пары, то сам становится «челноком», а игрок, бывший «челноком», идет к первой паре и выбирает из двоих себе пару. С этим игроком он образует пару в конце полукруга, а оставшийся без пары становится «ткачом».
Правила игры: игра заканчивается, когда пробегут все пары.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
4.Дедушка-рожок
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка».
На игровой площадке проводят две линии на расстоянии 10—15 м. Между ними посередине в стороне чертится круг диаметром 1—1,5 м.
Из числа играющих выбирается водящий («пятнашка»), но его называют «дедушка-рожок». Он занимает свое место в круге. Остальные играющие делятся на две команды и становятся в своих домах за обеими линиями.
Водящий громко спрашивает: «Кто меня боится?»
Играющие дети отвечают ему хором: «Никто!»
Сразу после этих слов они перебегают из одного домика в другой через игровое поле, приговаривая:
«Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!
Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!»
Водящий выбегает из своего домика и старается «запятнать» (дотронуться рукой) бегущих игроков. Тот, кого водящий «запятнает», уходит вместе с ним в его дом-круг.
Когда дети перебегут из дома в дом и займут свои места, игра возобновляется, но водящих уже двое.
Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
5.Прихлопни комара
Цель игры: обучение основным видам движения (прыжкам), развитие координации движения и ловкости, тренировка глазомера.
На игровой площадке дети образуют круг диаметром 4—5 м, стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель. У него в руке прут, длина которого должна быть равна радиусу круга. К концу прута на веревочке длиной до 0,5 м привязана яркая ленточка или платочек («комар»). Воспитатель держит прут так, чтобы «комар» находился на 5—10 см выше вытянутых рук ребенка, и, плавно водя прутом по кругу, заставляет «комара» летать.
Задача детей состоит в том, чтобы, подпрыгивая на месте, суметь двумя ладонями «прихлопнуть комара».
Правила игры: дети должны совершать прыжки на двух ногах или отталкиваясь одной ногой, что зависит от условий игры. Ребенок не должен покидать свое место в кругу в погоне за комаром. Если ребенку удалось прихлопнуть «комара», то движение «комара» прекращается, пока ребенок его не отпустит. Воспитатель отмечает наиболее, ловких, сумевших «прихлопнуть комара».
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: глазомер, координацию движений, ловкость
6. Мяч в кругу
Цель игры: обучение передвижению в воде, развитие ловкости, умение бросания мяча.
Игра проводится в бассейне или на ограниченном участке водоема с глубиной по пояс играющим детям.
Из числа играющих детей выбирается водящий. Остальные дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Водящий становится в центр круга.
По сигналу или команде воспитателя дети начинают перебрасывать мяч друг другу через круг, а водящий старается поймать его. Если водящий ловит мяч, то он занимает место в круге среди других играющих, а ребенок, который бросил мяч, становится на место водящего.
Правила игры: во время перебрасывания (броска и ловли мяча) можно делать шаг вперед или назад, падать в воду, но не вырывать мяч из рук другого; нельзя толкаться.
Категория: Игры на воде
Развивает: ловкость
7.День и ночь
Цель игры: развитие силовой выносливости, быстроты реакции.
На игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой — девочки. Между ними находится ведущий. Команда мальчиков — «ночь», команда девочек — «день». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.
Правила игры: «осаленные» переходят в команду соперника.
Категория: Азербайджанские народные игры
Развивает: быстроту реакции, силовую выносливость
8.Пятнашки
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка», но вместо «ловишки» играющих детей ловит «пятнашка».
На игровой площадке отмечаются границы (чертятся линии или ставятся флажки), за пределы которых выходить играющим детям нельзя. Из всех играющих детей выбирается один — «пятнашка». Он стоит в центре игровой площадки, а остальные дети разбегаются по площадке.
По сигналу воспитателя: «Лови!..» (хлопок в ладоши, свисток и т. п.) начинается игра. Дети бегают по площадке, а «пятнашка» пытается догнать кого-нибудь и коснуться рукой («запятнать»). Тот ребенок, кого «запятнали», покидает пределы площадки. После того, как «пятнашка» сумеет «запятнать» 3—6 играющих детей, воспитатель может остановить игру и заменить его новым «пятнашкой».
Вариант игры: первый же ребенок, кого «пятнашка» сумел «запятнать», становится «пятнашкой», а «пятнашка» занимает его место.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
9. Кто дальше?..
По цели и характеру напоминает игру «Лягушка».
Дети выстраиваются в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга у самого края песка. По сигналу (хлопок в ладоши, свисток и т. п.) или команде учителя дети по очереди или одновременно, отталкиваясь двумя ногами, прыгают в песок, стараясь прыгнуть как можно дальше. Победитель определяется после 2—3 попыток.
Вариант игры: от края песка ребенок совершает не один, а три прыжка подряд, два из которых совершает уже стоя в воде.
Побеждает ребенок, продвинувшийся дальше остальных после трех прыжков.
Категория: игры на песке
Развивает: опорно-двигательный аппарат
10.Гусеницы
Цель игры: обучение в игровой форме прыжкам на одной ноге, развитие координации движений.
На игровой площадке перед началом игры проводят дне параллельные линии на расстоянии 6—10 м (в зависимости от возраста и возможностей играющих детей). Это линии «старта» и «финиша».
В зависимости от числа участников, все играющие дети делятся ни 2—3 команды с равным количеством игроков.
По команде воспитателя, команды подходят к линии старта и строятся в колонну друг за другом с дистанцией между колоннами 1,5—2 м. Каждый играющий сгибает ногу в колене. Стоящий за ним ребенок одну руку кладет на плечо стоящего впереди, а другой рукой держит его согнутую ногу. У последнего игрока нога просто согнута в колене. Таким образом образуется команда-цепочка. По сигналу воспитателя каждая из команд-цепочек начинает движение вперед, передвигаясь прыжками на одной ноге.
Побеждает та команда, которая быстрее преодолеет расстояние между линиями и пересечет линию «финиша».
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений [4]
4.Физминутки
Цель физминуток – активно изменить деятельность обучающихся, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
1.Руки ставим мы вразлет
Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны)
Появился самолет. (Полетели как самолеты)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо)
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте)
Опустили руки вниз, (Опустили руки)
И на место все садись! (Сели на места)
2.Руки ставим перед грудью
Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно. (Руки перед грудью, повороты корпуса вправо и влево)
Головой теперь вращаем
Вправо-влево, а потом, (Вращение головой вправо и влево)
Три-четыре, приседаем,
Наши ножки разомнём. (Приседания)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся)
3.Физкультминутка «Дети вышли по порядку»
Дети вышли по порядку
На активную зарядку.
На носочки поднимайтесь, (подняться на носочки, руки вверх)
Между парт не потеряйтесь. (опуститесь на всю стопу, руки вниз)
Потянулись, наклонились
И обратно возвратились, (наклон назад, руки в стороны. выпрямиться, руки вниз)
Повернулись вправо дружно,
Влево тоже всем нам нужно. (повороты направо-налево, руки на пояс)
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай. (повороты направо-налево, руки в стороны, ладони кверху)
Поднимай колено выше –
На прогулку цапля вышла. (ходьба на месте с высоким подниманием бедра)
А теперь прыжки вприсядку,
Словно заяц через грядку. (приседание с выпрыгиванием вверх)
Закружилась голова?
Отдохнуть и сесть пора. (сесть за парту)
4.Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)
Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)
Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)
Физминутки, используемые на математике
5.Физкультминутка «Дружно встали»
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри. (Руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо (Поворот вправо)
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже (Поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо)
Через левое плечо. (Поворот влево)
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
6.Физкультминутка «Каждый день по утрам»
Каждый день по утрам
Делаем зарядку. (Ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, (Ходьба)
Руки поднимать, (Руки вверх)
Приседать и вставать, (5 приседаний)
Прыгать и скакать! (10 прыжков на носочках)
Физкультминутка «Луна»
В небе плавает луна. (Плавные покачивания влево и вправо)
В облака зашла она.
Один, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать. (Руки вверх)
Шесть, семь, восемь, девять, десять – (Хлопки над головой)
И пониже перевесить. (Руки вниз)
Десять, девять, восемь, семь – (Ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем. (Дети тихо садятся)
7.Физкультминутка «Раз, два – стоит ракета»
Раз, два – стоит ракета, (Руки вверх, ладони образуют «купол» ракеты)
Три, четыре – самолет. (Руки в стороны)
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет. (Руки на пояс)
Раз, два, три, четыре – (Наклоны в стороны)
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре – (Наклоны в стороны)
И на месте походили.
Физминутки, используемые на окружающем мире
8.Физкультминутка «Солнце землю греет»
Дети выполняют движения по тексту.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)
9.Физкультминутка «Спал цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)
10.Физкультминутка «Зайчик»
Зайчик быстро скачет в поле –
Очень весело на воле!
(Прыжки на двух ногах в направлении к углам)
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-ребятишки.
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться!
(Имитация сбора ягод. Наклоны вперед в координации с руками, в положении сидя на корточках)[6]
5.Упражнения для пальчиковой гимнастики
Пальчиковая гимнастика для детей 6 и 7 лет
Представленные упражнения пальчиковой гимнастики наиболее подходят для детей 6 лет и 7 лет подготовительной группы детского сада. Данные упражнения пальчиковой гимнастики используются в классах начальной школы перед письмом учителем начальной школы в качестве снятия нагрузки с пальчиков рук детей.
Шла кукушка мимо рынка,
Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах (остальные поджаты).
У неё была корзинка,
Ладони соединяются "ковшом" (корзинка).
А корзинка на пол - бух!
Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.
Полетело десять мух!
Разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи). Количество разогнутых пальцев соответствуют тексту.
(и. п. - сидя за партой, руки лежат ладонями вниз)
Вот помощники мои
Их как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошаки.
Чок - чок - чок, скок - скок-скок.
Скачет резвый табунок.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.
Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.
Ветер травушку качает, влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке.
Вырос у нас чесночок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка, (безымянный)
Лук и немножко горошка, (мизинец)
Овощи мы собирали, (сжимание и разжимание)
Ими друзей угощали. (пальцев на обеих руках).
(поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.)
В чистый ручеек руки опускаем,
И усталость с пальчиков
Мы водой снимаем
(Дети имитируют мытье рук; следующие слова произносят на выдохе)
Спасибо, водица,
За новые силы.
Теперь мы напишем
Все буквы красиво.
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает. [6]
6.Упражнения для дыхательной гимнастики
1.«Послушаем свое дыхание»
Цель: научить детей прислушиваться к своему дыханию, определять его глубину и состояние организма.
Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Мышцы расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
куда попадает воздушная струя и откуда выходит;
какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.
Важно не только провести с ребёнком упражнение, но и объяснить ему значение тех или иных показателей.
«Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: научить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания и концентрировать на нем внимание.
Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Ребенок делает медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, вдох нужно прекратить, сделать небольшую паузу и плавно выдохнуть через нос. Повторить 5-10 раз.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
«Разминка».
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу.
Присесть, скрестить руки навстречу друг другу, вдох носом — активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд восемь раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.
«Наклоны».
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»).
Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом — быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью — и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1-2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.
«Маятник»
Исходное положение: стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз.
Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.
Указанные упражнения выполнять с коротким вдохом: не стараться набрать как можно больше воздуха, а наоборот – делать вдох по объему меньше, чем возможно. Обязательно не помогать выдоху. Руки не уводить далеко от тела. [1]
7.Приемы разделения играющих на группы
по ряду парт в классе;
по номеру варианта (I и II вариант);
соседи по парте;
по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
по половому признаку — мальчики, девочки;
по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
по дате рождения (четное, нечетное число);
по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);
расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
по считалочке;
по жребию. В корзине могут находиться:
листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих. [2]
Список информационных ресурсов (использованной литературы)
Дыхательная гимнастика для детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://samozdrav.ru/blog/dykhatelnaya-gimnastika-dlya-detey/
Приемы деления группы на команды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/priyomi-deleniya-gruppi-na-komandi-2869186.html
Сборник дидактических игра для учащихся 1-4 классов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://infourok.ru/material.html?mid=56967
Сборник подвижных игр для детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/sazonov-alexey/metodicheskii-sbornik-igry-dlja-uchaschihsja-mladshego-shkolnogo-vozrasta-3558.html
Сюжетно-ролевые игры для дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nachalo4ka.ru/syuzhetno-rolevyie-igryi/
Физминутки для начальных классов школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2987
20