Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра гуманитарного образования
Педагогический проект
«Организация иноязычного коммуникативного пространства урока как средство повышения эффективности обучения иностранному языку».
Разработчик:
Дементьева Наталья Ивановна, учитель английского и немецкого языков МКОУ С(К)ШИ №116
Руководитель:
Шубкина Татьяна Николаевна, старший преподаватель КГО НИПКиПРО
Новосибирск 2019г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………стр.3
Анализ теоретической литературы по теме «Организация иноязычного коммуникативного пространства урока как средство повышения эффективности обучения иностранному языку»………………стр.6
Описание проекта и его практическая реализация…………….стр.7
Выводы…………………………………………………………. ..стр.12
Литература (использованные источники) ……………………...стр.15
1.Введение.
Согласно Программе обучения иностранным языкам, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения.
В условиях ФГОС нового поколения в результате изучения иностранного языка у обучающихся будут сформированы представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.
Иноязычное образование позволит сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками.
Принцип коммуникативной направленности определяет содержание обучения, отбор и организацию учебного материала, средства обучения, с помощью которых можно обеспечить овладение коммуникативной функций изучаемого языка на основе аутентичного звукового и печатного материала для общения, стимулирующего его, позволяет перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Цель исследования: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) для организация иноязычного коммуникативного пространства урока в условиях введения ФГОС нового поколения.
Объект исследования: процесс иноязычного образования.
Предмет исследования: коммуникативные технологии начального иноязычного образования в условиях ФГОС нового поколения
Задачи исследования:
1. Обосновать специфику использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе для организация иноязычного коммуникативного пространства урока в условиях введения ФГОС нового поколения.
2. Выявить динамику коммуникативного развития учащихся в процессе иноязычного образования.
3. Доказать методическую значимость коммуникативных технологий.
4. Показать в практической части работы актуальность коммуникативных технологий иноязычного образования.
Стремление России активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияло на расширение функции иностранного языка как предмета и привело к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт по иностранным языкам предполагает необходимость формирования у учащихся следующих основных компетенций:
– базовые компетенции (чтение, письмо, слушание и говорение)
– мыслидеятельностные компетенции (причинно-следственное мышление, принятие решений, критическое мышление)
– личностные компетенции (ответственность, самооценка, коммуникативность, нравственность).
В обучении иностранным языкам существуют различные подходы, различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным является системно-деятельностный подход.
Цель технологии системно-деятельностного подхода – развитие личности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения.
Основной принцип технологии системно-деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, а учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности.
Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование технологий системно-деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: проектные формы деятельности, создание слайдов и использование ИКТ при объяснении нового материала, игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала.
На начальной ступени, я считаю, основным видом деятельности для учащихся должна быть творческая, дидактическая, ролевая игра. Она служит своеобразным общим языком для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Практика показывает, что во время дидактической игры усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности. Игра позволяет организовать обучение как увлекательный процесс решения коммуникативных задач, реализующих игровые мотивы и цели каждого речевого и неречевого действия. Важно помнить, что коммуникативная задача стимулирует активность ребят, только в том случае, если она интересна и говорящему и слушающему.
Таким образом, ведущей идеей моего проекта является реализация системно-деятельностного подхода и соответствующих методов и приёмов, которые помогут обеспечить высокий уровень мотивации учащихся, что очень важно на начальном этапе обучения иностранному языку.
В связи с этим цель моего педагогического проекта – разработать систему уроков с внедрением методического обеспечения для формирования мотивации учащихся по средствам системно-деятельностного подхода.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- пробуждение мотивации к изучению иностранного языка;
- повышение уровня коммуникативных навыков и умений в различных видах деятельности;
- развитие личности ребенка, его интеллектуальных и познавательных способностей;
- создание дополнительного пространства для общения.
Технология системно-деятельностного метода позволяет мне планировать достижение результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Системно-деятельностный подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе.
2.Анализ теоретической литературы по теме «Организация иноязычного коммуникативного пространства урока как средство повышения эффективности обучения иностранному языку»
Начальная школа – важный этап становления личности ребёнка. Формирование личностных качеств детей начинается с создания в классе атмосферы доброжелательности, такой образовательной среды, в которой обеспечивается потребность ребёнка в «общении, любви и принадлежности» (Р. Маслоу).
В своей книге «Реализация системно-деятельностного подхода в иноязычном образовании» Татьяна Николаевна Шубкина говорит о том, что системно-деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Вся система заданий построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др.), развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку. В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД).
Целью системно - деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности:
1. ставить цели;
2. решать задачи;
3. отвечать за результаты.
Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:
- урок открытия нового знания;
- урок рефлексии;
- урок построения системы знаний;
- урок развивающего контроля.
3. Описание проекта и его практическая реализация
Системно-деятельностный подход по словам Т.Н.Шубкиной позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями
Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Например, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
Вместо традиционной речевой зарядки, зачастую далекой от изучаемых средств коммуникации, рекомендуется планировать этап «Вхождение» в тему. Целями этого этапа могут быть: введение в ситуацию, установление связи нового материала с имеющимися у учащихся знаниями, представлениями, опытом; актуализация этих знаний, представлений и опыта для облегчения понимания нового материала, снятие смысловых и языковых трудностей для восприятия нового; и, наконец, развитие антиципации, предвосхищение смысла нового материала, выдвижение гипотез.
Далее осуществляется презентация нового материала с учетом имеющихся у обучающихся ведущих каналов восприятия. Задачей этапа презентации является умение учащихся понять основной смысл предъявляемого материала, успешность которого проверяется преимущественно невербальными средствами реагирования учащихся на задание учителя. Задача этапа семантизации – понимание предъявленного материала на уровне фразы и слова, достигается системой знаний, требует повторного обращения учащихся к предъявленному новому материалу.
Этап тренировки первого уровня нацелен на удержании в памяти учащихся языкового материала при помощи репродуктивных упражнений и создает базу для развития речевых и коммуникативных умений. Этап тренировки второго уровня реализуется через систему репродуктивно-продуктивных заданий и упражнений и развивает речевые и коммуникативные умения и навыки. Задача этого этапа – корректное использование новой структуры, нового языкового материала для реализации коммуникативного намерения.
На этапе применения учащиеся могут свободно высказываться и реализовывать коммуникативную задачу.
Каждый урок должен включать в себя этап рефлексии, задачами которой являются:
осознание учащимися процесса своего умения, своего места в этом процессе;
сравнение результатов учения и поставленных целей;
анализ учебных действий, определение сбоев;
корректировка действий или целей;
оценка и самооценка результатов действий;
перевод успешных учебных действий в мысленную форму, т.е формулировка учебных стратегий.
При планировании, проектировании урока иностранного языка важно соблюсти его целостность. Для этого необходимо, чтобы задачи этапов урока вели к достижению его триединой цели, а деятельность обучающихся соответствовала задачам соответствующих этапов.
Системно – деятельностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика (не предметно — знаниевое образование), а умения разрешать проблемы, возникающие в разных ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологий; 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков и т.д. Таким образом, предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.
Естественно, что на каждой ступени обучения и цели и задачи, и содержание образования, и методы, и приемы обучения разные, но непременным требованием является коммуникативный подход, принцип коммуникативно-ориентированного обучения.
В целом коммуникативный системно-деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения.
Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов.
Таким образом, модернизация современного российского образования – это необходимость, веление времени. Она направлена в будущее, в котором были бы реализованы интересы личности и общества.
Условия реализации проекта и сроки его проведения
Данный педагогический проект осуществлялся на базе МКОУ С(К)ШИ №116. Объектом педагогического проекта являются учащиеся 2-4 классов, изучающие английский язык. По количеству участников данный проект является групповым, т.к. осуществлялся в группах.
По продолжительности проведения проект является долгосрочным, срок его реализации 1 год. За основу взят УМК «SPOTLIGHT 2-4».
Способы контроля и результаты обученности
ФГОС определяет требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования. В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки. Способы контроля и результаты обученности рассматриваются как «сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования».
Объектом оценки результатов служит способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов и анализ своей учебной деятельности. При оценке результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Основную роль в оценках по иностранному языку, характеризующих динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов играют контрольные работы, результаты выполнения которых объективно показывают, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной стадии обучения. Эти работы включают задания на контроль сформированности коммуникативной компетенции в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также на контроль навыков оперирования изученными лексико-грамматическими средствами. Таким образом, в конце модуля мною была проведена работа с определением успешности усвоения данного материала.
С точки зрения современных подходов к оцениванию, «оптимальным способом организации накопительной системы оценки является также портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Варианты портфолио являются одним из компонентов современных УМК по иностранному языку. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте. На данном этапе дети писали портфолио о том, чем они занимаются по воскресеньям или субботам и представляли свое портфолио классу.
Таким образом, современные подходы к оценке достижения планируемых результатов по иностранному языку включают в себя уровневую дифференциацию на основании накопительной системы оценивания через портфолио и тестовые задания, включающие различные виды деятельности.
4. Выводы
Мы живем в быстро меняющемся мире: что было хорошо вчера, сегодня уже неактуально. Когда информация становится стратегическим ресурсом общества, а знания относительны и ненадежны, так как быстро устаревают, становится очевидным, что современное образование должно измениться. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, они мобильны и конструктивны, готовы к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию. «Как учить детей?» — этот вопрос волнует и государство, и учителей, и родителей.
Перспективное развитие школы нового века ориентировано на системно-деятельностный подход. При этом подходе вытекают требования к процессу обучения: научить школьников учиться, т.е. овладеть универсальными учебными действиями или компетенциями.
Я как учитель английского языка считаю, что предмет «Иностранный язык» имеет большой потенциал воспитательного воздействия на учащихся, одновременно формируя и развивая их коммуникативную компетенцию, одну из ключевых компетенций. Главной функцией речевой деятельности является коммуникация. Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в деятельность, путем моделирования реальных ситуаций общения на основе систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход. В результате изучения системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку были выделены следующие этапы урока:
Подготовительный (Целеполагание)
Презентация
Семантизация
Тренировка
Применение
Рефлексия
Анализируя проделанную работу, мною было отмечено следующее.. На первом этапе урока «Подготовительном» был отмечен переход учащегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организовывалось мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке. На данном этапе организовывалось подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. На этапе «Целеполагания» учащиеся учились самостоятельно определять цель урока. На этапе «Презентация» учащимся предлагался новый материал, задачей учащихся было понять основной смысл содержания, На этапе «Семантизация» учащимся предстояло понять материал на уровне слова и фразы, учащиеся учились самостоятельно выводить правило. На этапе «Тренировки» учащиеся тренировали полученные, выведенные правила в упражнениях. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) выполняли типовые задания на новый способ действий. На этапе «Применение» учащиеся могли самостоятельно реализовать коммуникативное намерение (спросить, ответить, вести дискуссию, изложить основное содержание) по новой теме. На этапе «Рефлексия» учащиеся учились анализировать свой процесс учения на уроке, составляли стратегию и давали всему этому свою оценку. В завершение, соотносились цель и результаты учебной деятельности. Естественно, что на каждой ступени обучения и цели и задачи, и содержание образования, и методы, и приемы обучения разные, но непременным требованием является коммуникативный подход, принцип коммуникативно-ориентированного обучения.
В целом коммуникативный системно — деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения.
Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов.
Таким образом, модернизация современного российского образования – это необходимость, веление времени. Она направлена в будущее, в котором были бы реализованы интересы личности и общества.
В заключение, хочу сказать, что реализация системно-деятельностного метода обучения повышает эффективность образования.
Проверяя результативность этой технологии, я проводила мониторинг: тестирование на уровень владения английским языком учащимися. Тестирование проводилось по следующим критериям:
– владение грамматическим материалом,
– владение лексическим материалом,
– логика построения монолога/диалога
– общая культура речи,
Данные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать иностранный язык в реальном информационном пространстве.
Литература (использованные источники):
Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.
Шубкина Т.Н Реализация системно-деятельностного подхода в иноязычном образовании. Изд-во НИПКиПРО,2018г.
Шубкина Т.Н. Развитие универсальных учебных действий и учебных стратегий в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников. Новосибирск. Изд-во НИПКиПРО,2015г.
Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос.акад.образования: под ред.. А.М Кондакова. – М.: Просвещение.2008
http://www.s_spec_37.edu54.ru/DswMedia/43programmavserossiyskoykonferenciimart2017.pdf
https://infourok.ru/formirovanie-inoyazichnoy-kommunikativnoy-kompetencii-v-processe-obucheniya-inostrannim-yazikam-2031704.html
https://search.rsl.ru/ru/record/01008154370
12