СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности. Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода исследования в начальной школе актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности. Из опыта работы»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

п. Новокавказский, Александровский район








«Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности.»

( опыт работы)







Учитель начальных классов,

МОУ СОШ № 9, п.Новокавказского

Чупринова И.М.

















«Образован не тот, кто много знает,

 а тот, кто хочет много знать,

и кто умеет добывать знания» В. Вахтеров



  1. Информация об опыте


1.1 Условия возникновения и становления опыта

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
В последние годы эту проблему я решаю, в частности, через организацию исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности.

Предпосылками использования методов исследования в классе явились:

- результаты диагностики готовности детей к школе;

- низкий показатель развития познавательной активности детей.

Ясно видна необходимость повышения уровня познавательной активности учащихся.

В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих на познавательную активность школьников, особое место занимает исследовательская деятельность.

Исследовательская работа ориентирована на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени. В процессе исследования у них развивается логическое мышление, формируются элементы исследовательской деятельности (они высказывают предположения, обсуждают возможные варианты доказательств, учатся сотрудничать и т.д.). А это так нужно ученикам.


Познавательная активность – сознательное, творческое познание учеником окружающего мира и явлений тесно связана с исследовательской деятельностью – процессом поиска неизвестного, новых знаний.


Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Это, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.


1.2. Актуальность опыта

Актуальность моей работы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.

Использование метода исследования в начальной школе актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.


1.3 Ведущая педагогическая идея опыта


Ведущей идеей моего опыта стала идея:

организации исследовательской деятельности способствующая развитию познавательной активности школьников, которая учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.


Этапы работы:


I этап – 2014год – совершенствование своих знаний: изучение литературы по теме, повышение квалификации.


II этап – 2015 -2017 г. - активное внедрение в практику форм, и приёмов метода исследования, способствующего развитию познавательной активности школьников.


III этап – 2018год– систематизация материалов и подведение итогов работы.

















2.Технология опыта.

2.1 Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.

Цель работы: стимулирование учебного интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.


А главной целью исследования является - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задачи:

  • способствовать развитию познавательных потребностей и способностей младших школьников;

  • создать условия для обучения детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать способности учащихся управлять познавательными процессами (вниманием, мышлением, памятью, воображением).

Диапазон применения опыта основан на интеграции учебной и внеклассной деятельности младших школьников и представляет собой единую систему: «урок – внеклассная работа»

Практическая значимость: использование опыта учителями в своей работе

Для решения задач использую следующие формы и способы деятельности:

  • в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, проведение опытов совместно с учителем, мини-исследования, создание проектов под руководством взрослых по изученным темам; лабораторные работы уроки-исследования, коллективное составление плана исследования, проведение опытов под руководством учителя, самостоятельное создание проектов по заданному плану, их защита.

  • во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, эксперименты, участие в научно – практических конференциях;


2.2 Условия для успешного осуществления исследовательской деятельности


Для успешного осуществления исследовательской деятельности необходим ряд условий, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются:


1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.


2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.


3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.


4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.


5. Личность учителя. Для того чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.


6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.


2.3 Роль преподавателя при организации исследовательской

деятельности учащихся

1. Мотивировать – создавать условия для постановки личных целей учащимися; демонстрировать значимости исследовательской деятельности и ее результатов;


2. Обучать – оказывать содержательную и организационную помощь в работе: консультировать по просьбе ученика, в случае необходимости конкретизировать неявные проблемы, ставить наводящие вопросы, напоминать.


3. Стимулировать – предъявлять адекватные требования, создавать для учащихся возможности достижения успеха, своевременно и регулярно проверять и оценивать выполняемую работу, выказывать одобрение, применять различные виды поощрения.


2.4 Описание основных элементов представляемого педагогического

опыта.


Диапазон применения опыта основан на интеграции учебной и внеклассной деятельности младших школьников и представляет собой единую систему: «урок – внеклассная работа»


Для развития у детей навыков исследовательского поведения, обучаю их следующим умениям:

  • видеть проблемы;

  • задавать вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать выводы и умозаключения; структурировать материал;

  • доказывать и защищать свои идеи


Обучение учащихся началам научного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой должен быть урок, так как именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки.

Чтобы лучше подготовить учащихся к деятельности, чтобы им было интереснее, в рамках традиционных учебных занятий использую на уроке:


  • проблемное введение в тему урока;

  • постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

  • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

  • групповые работы на уроке;

  • выдвижение идеи (мозговой штурм);

  • постановку вопроса (поиск гипотезы);

  • формулировку предположения (гипотезы);

  • обоснованный выбор способа выполнения задания;

  • поиск дополнительной литературы;

  • подготовку доклада, сообщения;

  • самоанализ и самооценку.


В своей работе выделяю три уровня исследовательского метода обучения:


1-й уровень — ставлю перед учеником проблему и подсказываю пути ее решения; (1класс)


2-й уровень — только ставлю проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования; (2-3 классы)


3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником. (4 класс)


Начинаю организацию исследовательской деятельности с первого класса. Использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

На уроках мы практиковали задавать друг другу вопросы по темам. Для этого использую следующие упражнения:

  • показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы.

  • На стол кладу предмет и задаю вопрос: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?»

• Игра «Угадай, о чём спросили». На карточке написан вопрос: «Когда происходит листопад?» Ребёнок отвечает: «Листопад происходит осенью». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.

Далее перед детьми ставилась проблема, решение которой им необходимо было найти в книгах. Например, «Для чего слону хобот?». Ответы на вопросы, дети могли представить устно, с помощью своего рисунка или показать иллюстрацию.

Самые первые элементы  исследования включаю уже при обучении грамоте. При изучении темы « Звуки и буквы» учащимся можно предлагаю ряд заданий:

попробуем разобраться, что можно сделать с фонемой. Проведем наблюдение.

Посмотрите на слова «сон» и «сом».

- Что в них меняется? (Последняя буква.)

Изменился один звук (соответственно одна буква), и получилось другое слово.

- А теперь нужно определить изменение в следующих словах:

«сон» и «нос». (Буквы поменялись местами.)

При изменении порядка следования звуков также получилось другое слово.

- Теперь определите, какое изменение происходит в следующей паре слов: «слон» и «сон». (Убрали одну букву.)

При удалении звука также получилось другое слово.

Учимся давать определения понятиям, обобщать, сравнивать, классифицировать. Для того чтобы определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение. На уроках использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему

Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали.

С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения

В первом классе я  вовлекаю  учащихся в мини-исследования, включая этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. Сама даю план исследования, предлагаю готовые источники, пути поиска информации, опыты, дети все выполняют под моим руководством. Работы имеют коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Во втором классе уже мы с детьми вместе обговариваем и составляем совместно план исследования, инструменты, способы поиска информации, как мы будем проводить исследование.

Работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. В умении выработать гипотезы использую следующее упражнение:

- давайте вместе подумаем, почему птицы улетают на юг; почему улицы так называются, почему мы используем кулер и т. д.;

Делая предположения, предлагаю использовать слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Также с детьми мы учимся классифицировать.

Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления.

В первом и во втором классах выполняем мини - исследования. Суть мини - исследований сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной учителем тематике.

Приведу несколько примеров.

Самое простое - во время экскурсии даю задание исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья. По результату продуктом этого исследования может стать альбом о редких деревьях и кустарниках нашего района.

Еще на уроке обучения грамоте уже пробуем такие проекты-исследования: «Мое имя», «Моя любимая буква», «История моей фамилии». Мои первоклассники в этом году вместе с родителями уже проводили исследования на темы «Моя малая Родина»

. Во 2 классе по теме «Снег и лед» исследуем кусочки льда и снега, проводим опыты и выводим свойства снега и льда. Работаем по плану. Здесь уже мы с детьми вместе обговариваем и составляем план исследования, инструменты, способы поиска информации, как мы будем проводить исследование.

В 3-4 классах постепенно дети начинают больше проявлять самостоятельности в исследованиях. Самостоятельно составляют план, отбирают и ищут информацию, делают выводы и представляют свою работу. В итоге обучаются ориентироваться в информационном пространстве, находить выход в проблемной ситуации, получают навыки реального общения. Есть приемы, которые помогают подвести детей к необходимости исследования:

Вот, например такой прием: «Корзина гипотез». Дается ситуация, которая заставляет задуматься и попробовать найти самому возможное решение. (Бывает, раненный в ногу или в руку солдат может погибнуть от потери крови, даже если все органы целы. Спасти его может, порой, только переливание крови другого человека. Как вы думаете, почему, потерявший кровь, может погибнуть?)

• Какое значение имеет кровь?

• Какие у вас гипотезы?

Похож на него прием «Рюкзачок», где дети для себя понимают, что известно ему уже о данном понятии, а чего он не знает и что надо ему узнать – ставит перед собой цель. Может проходить в форме ведения журнала «Знаю-не знаю».

В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”.

Исследовать можно с помощью литературных текстов, познавательной литературы, дополнительных источников. Так скажем, теоретическое исследование. Здесь применяю такой прием:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

 В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться

Долговременные исследования провожу в рамках вне учебной деятельности. Все такие исследования, особенно, во внеурочной деятельности превращаются в исследовательские проекты.

Здесь же ученики узнают, что выделяют шесть этапов работы над исследовательским проектом:

  • Выбор темы.

  • Постановка цели и задач.

  • Гипотеза исследования.

  • Организация исследования.

  • Подведение итогов и выводы

  • Подготовка к защите и защита работы.

Очень важно правильно выбрать тему исследования. От этого в значительной степени зависит результат работы.

Основные правила выбора темы:

• тема должна быть интересна ребёнку;

• тема должна быть выполнима

• учитывать интересы детей;

• тема должна быть оригинальной;

• тема должна быть доступной;

• сочетать желания и возможности.

Защита проекта должна быть публичной. Ребёнок излагает новую информацию, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта – 5-7 минут. На вопросы и ответы отводится примерно 2 минуты. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной работы, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Интересными были проекты: «Танк – победитель», «Волшебные сказки», «Сколько весит портфель?»






3. Результативность педагогического опыта.


Поэтапное включение младшего школьника в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка.

Считаю, что исследовательская деятельность для учащихся моего класса стала средством развития познавательной активности и дает положительные результаты. Данные о сформированности познавательных УУД учащихся, полученные в ходе индивидуального обследования, заношу в таблицы.



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Общеучебные

Проба на определение количества слов в предложении



Низкий уровень

23,5 %

Средний уровень

57,7 %

Высокий уровень

18,8 %




Низкий уровень

18,8%

Средний уровень

53 %

Высокий уровень

28,2%



Низкий уровень

14,1%

Средний уровень

53%

Высокий уровень

32,9%




Низкий уровень

14,1%

Средний уровень

43,6%

Высокий уровень

42,3%


Универсальные логические действия

Построение числового эквивалента или взаимооднозна

чного соответствия



Низкий уровень

32,9%

Средний уровень

53%

Высокий уровень

14,1%



Низкий уровень

28,2%

Средний уровень

48,3%

Высокий уровень

18,8%



Низкий уровень

23,5%

Средний уровень

48,3 %

Высокий уровень

28,2%



Низкий уровень

18,8%

Средний уровень

43,6%

Высокий уровень

37,6%


На основе данных строю диаграммы, на которых видно, что проводимая работа даёт положительные результаты


Познавательные УУД


Логические УУД


Мои ученики активные участники различных творческих конкурсов, олимпиад. Среди них призёры и победители районных олимпиад и научно-практической конференции:

Михнева Ксения (2014г -2 место, русский язык),

Омарова Анисат (2016 г – 1 место, окружающий мир),

Бахолдина Ксения (2016 г.- 2 место, литературное чтение),

Богданов Эльдар (2018 год – 2 место, окружающий мир),

Холопова Марина (2018 год – 3 место, литературное чтение)

Группа учащихся 4 класса: Рыжков Михаил, Бахолдина Ксения и Картошкина Елизавета заняли 1 место в районной научно-практической конференции «Ученье с увлечением» с проектом «Сколько весит портфель?» (2017 г.)

Ребята с удовольствием участвуют во всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах и имеют хорошие результаты


Итоги участия во всероссийских конкурсах.

Уровни

Название олимпиады

Место/ участие

Ф.И.

учащегося

Класс


Всероссийский

III онлайн-олимпиада по математике (зимняя олимпиада «Плюс», декабрь 2015 года)


Дипломы победителей


Бахолдина Ксения

Картошкина Елизавета



3



IV онлайн-олимпиада по математике (весенняя олимпиада «Плюс», апрель 2016 года)

Диплом победителя


Похвальная грамота

Картошкина Елизавета


Рыжков Михаил



3



Всероссийский математический турнир «Зелёная математика»

Диплом победителя

3 место в РФ

1 место в регионе

Бахолдина Ксения


3

I онлайн-олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным» (октябрь 2016 года


Похвальные

грамоты

Бахолдина Ксения


Картошкина Елизавета



4


V онлайн-олимпиада по математике (зимняя олимпиада «Плюс», декабрь 2016 года


Дипломы победителей


Похвальная грамота

Бахолдина Ксения

Самарина Галина

Курбатова Яна


Картошкина Елизавета



4

Межпредметная Дино-олимпиада (январь 2017 года)

Похвальные

грамоты

Медведев Даниил

Курбатова Яна

Картошкина Елизавета




4

Межпредметная Дино-олимпиада (май 2017 года)

Диплом победителя

Бахолдина Ксения



4

Похвальная грамота

Медведев Даниил


Онлайн-олимпиада по математике «Заврики»

Ноябрь 2017


Похвальные

грамоты

Коновалов Артём

Богданов Эльдар

1

Всероссийский

Межпредметная Дино-олимпиада (декабрь 2017 – январь 2018 года)

Похвальные

грамоты

Коновалов Артём

Гаджиева Айшат

Хадиров Юсуп

1

VII онлайн-олимпиада по математике (зимняя олимпиада «Плюс», декабрь 2017 года

Дипломы победителей


Похвальные

грамоты

Коновалов Артём

Хадиров Юсуп


Бахолдина

Евгения

Холопов Илья

Богданов Эльдар

1

Онлайн-олимпиада по математике «Заврики»

февраль 2018

Диплом победителя


Похвальные

грамоты


Хадиров Юсуп



Коновалов Артём

БахолдинаЕвген.

Холопов Илья




1

Онлайн-олимпиада по русскому «Заврики»

Март 2018

Дипломы победителей


Коновалов Артём

Гаджиева Айшат


1

Межпредметная Дино-олимпиада (апрель 2018)

Дипломы победителей


Похвальные

грамоты

Коновалов Артём

Гаджиева Айшат


Хадиров Юсуп

БахолдинаЕвген.

1

VIII онлайн-олимпиада по математике (весенняя олимпиада «Плюс», апрель 2018 года

Диплом победителя


Похвальные

грамоты

БахолдинаЕвген.


Гаджиева Айшат

Богданов Эльдар

1

Международ

ный


VIII международный математический конкурс «Ребус» 2014

Диплом I степени

Колодин Иван

2

Игра-конкурс по информатике «Инфознайка-2015»

Диплом победителя (федераль

ный уровень

Колодин Иван

2

Международный

интеллектуальный конкурс «Классики»

Сертификат участников

Бахолдина Ксения Самарина Галина

Рыжков Михаил

3

«Я энциклопедия»

весна 2016

Диплом II степени

Самарина Мария

3

Международная олимпиада «Зима-2017» проекта «Инфоурок»

Диплом победителя

II место

Омарова Анисат

4

Международный

конкурс «Умный мамонтенок»

математика


Диплом

3 степени


Бахолдина

Евгения

1



Учащиеся 4 класса показывают стабильно высокие результаты знаний за курс начальной школы.



Исходя из выше сказанного, я делаю вывод, что методы работы, которые я применяю на уроках и во внеурочной деятельности, раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях

В ходе исследовательской деятельности у детей формируются следующие навыки:

1. Коммуникативные - свободное владение информацией, умение четко отвечать на поставленный вопрос и выражать свои идеи и мысли, взаимодействовать внутри группы, находить оптимальный вариант;

2. Поисковые  - находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов;

3. Информационные - структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.


Таким образом, можно утверждать, что применение метода исследование на уроках продуктивно. Открытие - как единица обучения, повышает познавательную активность, обеспечивает творческое развитие ребенка в процессе приобретения новых знаний.


























Литература


1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2007.

2. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2006.

3. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008.

4.Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.

5. Файн Т.Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников / Т.Д. Файнт // Практика административной работы в школе. – № 7.

6. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения / И.Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. – № 6.


17