Тема: Организация исследовательской деятельности обучаемых как форма внеурочной работы
Цель работы: обобщение педагогического опыта по организации исследовательской деятельности школьников во внеурочное время.
Задачи:
1.Раскрыть сущность технологии исследовательской деятельности.
2.Рассмотреть методы и приёмы, применяемые в обучении школьников исследовательской деятельности.
3. Проследить на примере конкретной исследовательской работы этапы деятельности ученика в процессе исследования
Для того, чтобы получить качественный результат в ходе учебно-исследовательской работы необходимо всё тщательно продумать и организовать. На разных этапах исследовательской работы сталкиваюсь с тем, что школьники затрудняются составить план работы, составить вопросы интервью, выдвинуть гипотезу, осуществить анализ текста и выбрать тему исследования. Этому приходиться учить юных исследователей.
В исследовательской деятельности применяю различные методы и приёмы, которые используются при написании работ по истории и обществознанию. Вот некоторые методы:
Общенаучные методы исследования: анализ литературы, исторический метод, классификация, конкретизация, обобщение, формализация.
Эмпирические методы исследования: анализ нормативно-правовой базы, анкетирование, интервьюирование, беседа, опрос, описание.
При выборе темы исследования я предлагаю перечень вопросов ученикам. Выбрать тему оказывается несложно, если школьник точно знает, что его интересует в данный момент, какая проблема волнует больше других. Если исследователь не может сразу понять, о чем хотелось бы узнать, пусть попробует задать себе некоторые вопросы.
Вопросы в помощь при выборе темы исследования для обучающихся:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, обществознанием или историей)?
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, можно обратиться к педагогам, спросить своих родителей, поговорить об этом с одноклассниками.
Другой способ выбора темы
1.Смотрим в Интернете, какие темы самые актуальные и востребованные. Отмечаем их.
2. Из самых актуальных выбираем те, которые ближе всего к интересам исследователя.
3. Примерно обдумываем, как эти темы будут полезны школе и, конечно же, лично ученику в будущем.
Ученики затрудняются с составлением плана работы. В этом случае я применяю такой приём: составляю план, но вместо некоторых пунктов плана оставляю пропуски, чтобы ученик сам додумал дальнейшие пункты.
Глава 1. Теоретические основы подростковой преступности
1.1. ………………….
1.2. Особенности подростковой преступности
1.3. …………………………………..
Глава 2. ……………………………
2.1. Анализ уровня подростковой преступности
2.2. Социологический опрос …………..
Другой приём: ученик сам составляет план, затем вместе корректируем.
Ещё одна сложность – определить цель исследования. Здесь я руководствуюсь схемой и довожу её до ученика.
Простая схема составления цели исследовательского проекта:
1. Выберите одно из слов, которое больше подходит к тому, что вы исследуете: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
2. Справа добавьте название вашего объекта исследования (того, что вы исследуете, что изучаете).
Также большая сложность возникает при осуществлении анализа литературы по теме исследования. Один из важнейших вопросов данного этапа работы – где добыть нужную информацию, связанную с проблемой исследования. Материал для работы может черпаться из самых разных источников: словарей, справочников, энциклопедий, критической литературы. Предпочтение следует отдавать самым свежим и авторитетным источникам
Приведу один из алгоритмов изучения научной литературы.
1. Общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению.
2. Беглый просмотр всего содержания.
3. Чтение в порядке последовательности расположения материала.
4. Выборочное чтение какой-либо части произведения.
5. Выписка представляющих интерес материалов.
6. Критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей работы.
Сложным является для исследователей анализ текста по проблеме, не умение вычленять главную мысль. Применяю простой приём: прочитайте абзац текста или несколько абзацев, если они не большие, и сократите их до 2-3 связанных по смыслу предложений. Это позволяет переработать материал, сократить текст до нужного объёма.
Как правильно обобщить полученные данные. Задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднения. Она действительно значительно сложнее.
Как проанализировать полученное? Как затем обобщить материал? Выделить главное и исключить второстепенное? Здесь никак не обойтись без помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект.
Подумать об этом надо обязательно. Исследование будет иметь мало пользы, если его результаты не будут материализованы в «докладе», «отчете», «проекте», небольшой книжке, написанной от руки или на компьютере.
Ещё один важный вопрос возникает по ходу темы исследования: как составить вопросы интервью? Интервью — это жанр публицистики, который основан на диалоге с одним человеком или группой людей. Учу школьников правилам интервьюирования и даю советы для начинающих интервьюеров.
Советы
1.Прежде чем взять интервью необходимо узнать информацию о собеседнике.
2.Подготовить заранее предполагаемые ответы
3. В ходе разговора нужно не только слушать собеседника, но и «настраиваться» на него - пытаться понять, почему он именно так говорит, что он думает, как видит мир. Это поможет точнее формулировать вопросы, придавать разговору оптимальное направление. 4.Еще один прием получения красочных, образных ответов - самому задавать образные вопросы.
5. Важно указать достоинства человека, его достижения.
Пример вопросов интервью с бывшим начальником РОВД Анохиным Алексеем Владимировичем, составленных Козловой Катей по теме исследования: «Восприятие обществом образа сотрудника полиции»:
1.Почему Вы выбрали эту профессию?
2.Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?
3.С какими трудностями Вы сталкиваетесь в Вашей работе?
4. Как относятся граждане к сотрудникам полиции?
5. Насколько Ваша профессия полезна и важна для нашей страны?
На всех этапах работы мы должны иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это развитие творческих способностей, познавательной активности, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков.
Иначе говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а по крайней мере с двумя. Первым можно считать тот, что создает ребенок «своей головой» - отчет, доклад, статью и тому подобное. Второй – самый важный – педагогический.
Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Результаты исследовательской деятельности обучаемых
Дата | Участник | Название работы | Уровень мероприятия | результат |
2020 | Герцен Анастасия, 9 к | Виртуальная экскурсия по селу Плешаново | Районный. «Науки юношей питают» | 3 место |
2021 | Козлова Екатерина, 10 класс | Уровень сформированности финансовой грамотности у старшеклассников нашей школы | Районный. «Науки юношей питают» Региональный. «Университетские школы» | 2 место 3 место |
2022 | Козлова Екатерина, 11 класс | Восприятие обществом образа сотрудника полиции | Районный. «Науки юношей питают» Региональный. «Университетские школы» | 2 место 3 место |
2022 | Каскинова Ляйсан, 9 класс | Социальные факторы молодёжной преступности | Районный. «Науки юношей питают» Региональный. «Университетские школы» | 3 место сертификат |
2023 | Сувашбаева Алиса, 9 класс | Изучение истории СССР на основе семейной коллекции значков | Региональный. «Университетские школы» | 2 место |