СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности в школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье предложен эффективный опыт организации исследовательской деятельности учащихся в учреждении образования через организацию научного общества учащихся, научно-практические конференции и конкурсы, тренинги обучающие. Данная статья будет полезна всем учителям, которые занимаются исследовательской и проектной деятельностью с учащимися

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности в школе»

Опыт работы научного общества учащихся «Светоч»

В учреждении образования

Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка,

уверенно идущего по жизненной дороге

после того, как вы показали ему путь.

Конфуций

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека принципиально новых качеств. Прежде всего, ко­нечно, речь идет о способности к творческому самостоятельному мышлению, инициативности. Очевидно, что XXI век – это век человека-исследователя. Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Современный человек должен уметь самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свой нестандартный подход к решению задач. Общество предъявляет к образованию сегодня большие требования, школа должна подготовить обществу не просто человека с определенным набором знаний и умений. Это должен быть человек инициативный, гибкий, мобильный, способный к саморазвитию и самообразованию. К сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Сегодня не только учащиеся, а порой и учителя не всегда могут ориентироваться в постоянно увеличивающемся потоке информации: извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей практической деятельности, критически оценивать полученную информацию и делать соответствующие выводы. Очевидно, что современный педагог должен уметь сам вести научный поиск и быть готовым обучать этому своих учащихся.

Современные учащиеся хотят быть активными участниками образовательного процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать грамотная организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в учреждении образования. Ведь именно исследовательский подход в обучении способствует формированию ключевых и предметных компетенций, развитию одаренности, проявлению нестандартности мышления. В школе создана развивающая образовательная среда, способствующая каждому участнику образовательного процесса раскрыть и развить свои способности. Работа с одаренными учащимися в гимназии ориентируется на выполнение 2-х главных задач: работать над развитием личности каждого учащегося в пределах его возможностей и способностей, довести индивидуальное развитие личности каждого ребенка до максимального уровня.

В школе функционирует Центр по работе с талантливыми учащимися, музей «Боевой славы», научное общество учащихся «Эрудит».

Научное общество учащихся – это добровольное объединение учащихся, стремящихся к совершенствованию своих знаний в определенной области наук, к развитию творческих способностей, мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, к приобретению умений и навыков исследовательской деятельности под руководством учителей гимназии.

Работа научного общества учащихся «Светоч» предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, поэтому деятельность строится так, чтобы каждый учащийся мог проявить свои способности в самых разных сферах деятельности.

НОУ – наиболее эффективный способ формирования исследовательских компетенций учащихся. Организация исследовательской деятельности способствует реализации главного принципа образования «Учить надо не мыслям – учить надо мыслить».

Задачами проектно-исследовательской деятельности являются:

  • Создание условий для совершенствования умений и навыков самостоятельной работы учащихся; для активного включения в процесс самообразования и саморазвития;

  • Формирование системы научных взглядов и мотивации к исследованию;

  • Профессиональная ориентация учащихся, развитие их творческих способностей в разных областях науки

Но успешность исследовательской деятельности зависит прежде всего от позиции учителя.  Роль учителя меняется: Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Поэтому учителю необходимо постоянно учиться самому, с детьми, у детей. Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми - это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий.

Не секрет, что часто к организации исследовательской деятельности подходят формально, работы либо выполнены учителями, либо заимствованы из интернета. Чтобы избежать этого в практике работы нашей гимназии, мы начали с обучения не только учащихся, но и педагогических кадров, ведь увлечь чем-то может только человек сам увлеченный этим, а научить чему-то может тот, кто сам умеет это делать. Ежегодно в рамках НОУ для молодых педагогов проводятся консультации «Организация работы над исследованием».

На протяжении года для учащихся и руководителей работ проводятся в соответствии с планом работы консультации по изучению алгоритмов написания исследовательской работы, структуры и оформления исследовательских работ учащихся, изучаются требования, предъявляемые к работам. В рамках научного общества работает семинар-практикум «Основы исследовательской деятельности» для учащихся VIII-XI классов; «Школа юного исследователя» для учащихся V-VII классов. В течение года проводится 5 занятий в форме практикумов, тренингов, которые способствуют повышению информационной и исследовательской культуры учащихся и педагогов. Также психологами гимназии проводятся занятия по темам «Успех публичного выступления», «Как убедить своего оппонента», «Как правильно задавать вопросы, и как не бояться вопросов». Учителя информатики проводят обучающие занятия «Компьютер и интернет с пользой»: работа с поисковыми системами, правила оформления презентаций для защиты своих проектов и исследовательских работ, использование в исследовательской деятельности сервисов web 2.0, знакомство с видами электронных коммуникаций (блоги, форумы, чаты, социальные сервисы); изучение возможностей интернета для организации исследования.

Формы работы в НОУ различные. Это: Предметные интеллектуальные игры и конкурсы; научно-практические конференции, семинары и тренинги; защита проектов и рефератов, Дни науки, Недели науки; тематические научные чтения: «Наука в лицах», «Белорусская наука: история и перспективы», творческие лаборатории; экспедиции и поисковая работа (историко-краеведческая, литературоведческая, этнографическая); профильный лагерь «Юный исследователь»; круглые столы; подготовка публикаций по результатам исследований.

Ежегодно в апреле проводится школьная конференция «Путь в науку начинается в гимназии», где подводятся итоги работы за год, представляются лучшие исследовательские работы и проекты, награждаются авторы лучших работ,

Мы понимаем, что если специально не развивать исследовательские способности учащегося, то взяться им будет просто неоткуда. Успешная исследовательская деятельность в старших классах возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений в начальном и среднем звеньях обучения. Поэтому в нашей работе осуществляется преемственность. Учащиеся, которые по результатам диагностики, показали высокие способности к исследовательской деятельности, осуществляют свои первые шаги исследователя в объединении «Светлячок», придя в гимназию, продолжают заниматься в научном обществе учащихся «Светоч».

Очень важно учитывать, что обучение началам учебного исследования представляет собой системное, поэтапное с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование исследовательских умений и навыков, в процессе которого необходимо сочетать соответствующие методы и приёмы.

Таким образом, продуманная грамотная организация исследовательской деятельности в школе:

  • формирует исследовательские и социокультурные компетенции учащихся и педагогов;

  • повышает эффективность и качество обучения по всем учебным предметам, повышает познавательный интерес и творческую активность учащихся;

  • создает комфортные условия для осуществления сотрудничества между учителями, учащимися и их законными представителями;

  • предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития мышления, способствует формированию положительной «Я-концепции»;

  • приводит к результативному выступлению на различных этапах конкурса работ исследовательского характера.