Проектно - исследовательская деятельность
как средство развития
функциональной грамотности учащихся
Учитель истории и обществознания высшей категории
МБУ «Школа № 43» г.о. Тольятти
Пашкова Ольга Борисовна
Актуальность темы
Проектно - исследовательская деятельность решает задачи.
Актуальной проблемой современного общества является развитие компетентной самостоятельной личности. Важное место в ее развитии отводится формированию функциональной грамотности. Среди педагогических средств и методов, способных повысить интерес школьников к учению, проектно- исследовательская деятельность занимает особое место.
Образовательные.
Актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы.
Систематизация знаний.
Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающие.
Развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы.
Отбирать и систематизировать материал, реферировать его.
Использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования.
Публично представлять результаты исследования.
Воспитательная.
С оздание продукта, востребованного другими.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
• учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; • приобретает коммуникативные навыки и умения; • овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика. Почти все проекты метапредметные.
Результаты проектно- исследовательской деятельности
можно представить в таблице
Дата проведения
1
Уровень мероприятия.
Полное название мероприятия
2016
ФИ участников, класс
2
Городская научно-практическая конференция «Дружба народов глазами ребенка»
Результат участия
3
2016
4
Расторгуева Юля,
Городской конкурс поисково-исследовательских работ «Наш Тольятти – моя малая Родина»
2017
Жаворонков Дм,
Победители.
8 класс.
3 место
Мажанова А, 11 класс
8 класс.
2018
1 место
Корнева Анастасия, Усенкова Ирина, 11 класс
2019
2 место.
2021
Исмаилова Севиндж, Хорошилова Яна, 10 класс
2017
Исмаилова С., 11 класс
1 место
Ткаченко А, 10 класс
Городская научно-практическая конференция для обучающихся 5-9 классов. «Первые шаги в науку»
2018
1 место
1 место
Николаев А, Баталов Н, 9 класс
3 место
Кувшинов С, 8 класс
2 место
Дата проведения
Уровень мероприятия.
1
2
Полное название мероприятия
2018
ФИ участников, класс
3
2020
Городской этап областного конкурса исследовательских проектов «Взлет»
Результат участия
4
2022
Хорошилова Я, 10 класс
Герасимова П., 10 класс
2019
3 место
1 место
Городской этап Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век»
Ткаченко А, 10 класс
2017
2018
Герасимова П., 10 класс
Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век»
1 место
3 место
2019
Расторгуева Юля, 8 класс
Исмаилова Севиндж, 9 класс
2020
Поощрительная грамота
Поощрительная грамота
Всероссийский конкурс «Документ в современном мире»
Хорошилова Я, 11 класс
2023
Поощрительная грамота
Герасимова П., 10 класс
Победитель
Мишанина В, 10 класс
Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время проводится с 2012 года по настоящее время.
Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:
- устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
- качественная динамика мотивации учебной деятельности;
- прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.
- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;
- создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;
- высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности.
Именно в проектной деятельности заключен инструментарий для формирования функциональной грамотности, поскольку решаются самые важные задачи: чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?
Подготовительный этап.
Представим алгоритм работы над проектом
а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование)
б) определение количества участников проекта, состава группы
Учащиеся: Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели;
Учитель: Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей
Выбор темы – дело ответственное - это первые шаги к созданию работы. Именно она будет определять условия работы и поэтому должна быть не только интересно сформулирована, но и конкретна, с элементами новизны.
Проект
Как тема была выбрана
«Жил такой парень»
Экспонаты школьного музея ( много писем одного участника войны
«Блокадница Агафья»
Семенова Серафима Ефремовича 1924 – 1944)
«По страницам трудовой книжки»
Экспонаты школьного музея: сумка блокадницы, предметы быта из блокадного Ленинграда, документы блокадницы.
«Книжка красноармейца»
Книжка красноармейца. 1944 год. (Партизан Белоруссии, дошел до Берлина)
«Страна детства - Пионерия»
95-летие Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, создание совета ветеранов пионерского движения в Тольятти.
«Прекрасное пробуждает доброе»
К 100-летию создателя и первого директора музыкальной школы Ставрополя (1957 год) Фрицлер Э.Ф.
«Проезд Дорофеева»
Ф. Дорофеев – малоизвестный герой войны (1994 год присвоено звание герой России, посмертно), член экипажа Героя Советского Союза В. Носова, наш земляк.
«Мы дети твои, Россия!»
Встреча с детьми войны разных национальностей в школьном музее.
«Счастье быть там, где ты особенно нужен»
По материалам школьного музея, встреч с потомками Д.Н.Голосова, его имя носит школа.
«А мы идем искать ровесников следы…»
Из истории всесоюзного поискового движения красных следопытов.
Проект «Дети войны»
Планирование работы
а) определение источников информации
б) планирование способов сбора и анализа информации
в) планирование итогового продукта (формы представления результата)
Продукт:
– отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов)
– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.
г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов
д) распределение обязанностей среди членов команды
Ученики: Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.
Учитель: Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)
Проект «Книжка красноармейца»
Проект «Блокадница Агафья»
Проект
«Герои живут рядом»
Исследовательская деятельность
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Ученики: Проводят исследования, решая промежуточные задачи
Учитель : Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.
Проект
«Герои трудового фронта»
Исследовательская работа включает в себя:
введение (описание актуальности, постановка целей и задач, обозначение проблемы, способов ее решения, формулировка рабочей гипотезы);
основная часть (теоретическое и практическое исследование);
заключение (выводы, рефлексия).
Проект «Проезд Дорофеева»
Возраст авторов этих работ от 12 до 18 лет. Конечно, исследовательская работа с учащимися весьма затратна (прежде всего по времени) и осуществляться на качественно высоком уровне с большим количеством учащихся не может. Однако это не умаляет ее воспитательного значения, поскольку, как показывает опыт, результаты исследования вызывают живой интерес у окружающих.
Основные методы работы над проектом:
- Беседы, встречи, интервью;
- опросы, анкетирование;
- изучение источников разного вида;
- организация экскурсий, экспериментов, экспедиций;
- Систематизация и обобщение полученной информации;
Проект «Мы дети твои Россия»
Результаты или выводы
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата
Ученики: Анализируют информацию. Оформляют результаты.
Учитель: Наблюдает, советует
Проект
Результат (продукт)
«Жил такой парень»
Установлено место захоронения Семенова Серафима Ефремовича
«Блокадница Агафья»
«По страницам трудовой книжки»
Описаны все предметы быта из экспозиции музея.
Исследована трудовая книжка блокадницы
«Книжка красноармейца»
Исследована книжка красноармейца
«Страна детства - Пионерия»
Собранный материал передан в музей Образования
«Прекрасное пробуждает доброе»
Сборник музыки Э.Ф. Фрицлер, выпущенного к 100-летию автора.
«Проезд Дорофеева»
Вручение младшему брату Ф. Дорофеева Ю Дорофееву знака Героя России
«Мы дети твои Россия!»
«Счастье быть там, где ты особенно нужен»
Был издан сборник очерков «Дети войны», 11 очерков написаны учениками школы в рамках проекта.
Работа пополнила фонд школьного музея
«А мы идем искать ровесников следы…»
Собранный материал передан в музей Образования
Представление готового продукта
Представление разнообразных форм результата работы.
Ученики: Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.
Учитель: Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.
Итогами исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие подростков, рост их компетенции в выбранной для исследования сфере, формирование умения самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской работы, которая будет рассматриваться как показатель успешности) исследовательской деятельности.
Презентация проектов проходит на:
- уроках;
- часах интересного общения;
- научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня среди школьников;
- на встречах с родственниками и участниками описываемых в проектах событий
Оценка процесса и результатов работы
Ученики: Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Учитель: Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.
Выдержки из работ учащихся
По работе
«Блокадница Агафья»
Автор исследования сделала правильный вывод о том, что нравственные ценности: доброта, сострадание, милосердие, воспитанные семьей способствуют проявлению лучших человеческих качеств не только в мирное время, а особенно в годы тяжелых испытаний. Можно надеяться, что и в будущем, при создании своей семьи она учтет полученные уроки.
Из работы
Из работы
«Герои живут рядом»
«Прекрасное пробуждает доброе»
Учитель – это больше, чем профессия, учитель – это призвание. Своей работой учитель закладывает основы мировоззрения многим поколениям, являясь образцом мудрости и справедливости.
У каждого человека есть своя малая Родина, и он жив, пока о нем там помнят. У нас в городе чтут память своих героев-земляков, хотелось бы, чтобы в год 70-летия Великой победы неизвестных героев оставалось все меньше. В своей работе мы постарались имя не очень известного героя-земляка сделать более известным.
Из работы
«Жил такой парень»
Много на войне было несправедливости и сама война жестока! Этому молодому парню тоже хотелось жить, любить, радоваться, быть счастливым. Но ему выпало идти на смерть и, погибнуть. Он был чуть постарше меня! Страшно ли было ему? А как бы я повел себя на его месте?..
Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опираясь на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.
Функциональная грамотность и работа над проектами имеют очень много точек соприкосновения.
Таким образом, в ходе проектно-исследовательской деятельности формируются и развиваются основные показатели функциональной грамотности. Школьник учится учиться самостоятельно, приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач. Развивается читательская, коммуникативная грамотность, грамотность письма, компьютерная грамотность. В процессе этой работы развивается речевая деятельность ребенка, его умение говорить, высказывать свои точки зрения, анализировать, делать выводы и умозаключения.
1) компетентностный подход (познавательный и коммуникативный )
2) развитие критического (нестандартного мышления)
3) групповая форма работы
4) взаимообучение
5) самооценивание, взаимооценивание результатов деятельности
6) площадка для развития индивидуальных способностей учащихся.
7) формирование личности умеющей самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных людей.
Занимаясь проекто-исследовательской деятельностью с учащимися, проследив за их жизненными успехами по окончании школы, можно сделать вывод, что практически всем этим ребятам пригодились навыки функциональной грамотности. Вот некоторые из них:
- Сергей Кувшинов заканчивает МГУ, исторический факультет.
- Уперчук Роман , закончил аэрокосмический университет, издал сборник своих стихов «Рыцарь сердца», член молодежного правительства России;
- Николаев Саша заканчивает Аэрокосмический университет, учится на бюджетном отделении;
- Исмаилова Севиндж учится в ТГУ на факультете правовое обеспечение национальной безопасности;
- Герасимова Полина учится в Самарском государственном университете на историческом факультете и т.д.
Исследовательская деятельность, в процессе которой происходит развитие личностного потенциала, выступает фактором успешности учебной деятельности школьника и его конкурентоспособного поведения. Ученик, осознав ценность исследовательской деятельности, обеспечивает себе не только благоприятное будущее, но и личностный и профессиональный успех. Занимаясь исследовательской деятельностью, он способен формировать в себе конкурентные преимущества, чувствовать уверенность в завтрашнем дне, стремиться к личностной самореализации, признанию со стороны окружающих, достижению своих целей, применяя полученные знания для решения исследовательских задач, пытаясь стать «сильным звеном» в глобальном мире конкуренции.