СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ при использовании личностно-ориентированной технологии в воспитательном процессе.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед воспитателем стоит задача обеспечить педагогическое сопровождение обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья, их родителей в учебно-воспитательном процессе с использованием дистанционных технологий. Создать такую специальную коррекционно-развивающую среду, которая обеспечит  не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, но и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Организация коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ при использовании личностно-ориентированной технологии в воспитательном процессе.»

Организация коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ при использовании личностно-ориентированной технологии в воспитательном процессе.

В настоящее время, в условиях жизни нашего региона

традиционные методы контактного обучения стали временно недоступны. В связи с этим, здоровье и развитие детей, получающих коррекционную помощь, стали напрямую зависеть от способности педагога сориентироваться в стремительно меняющейся реальности. Потому что пауза и даже короткая остановка в занятиях, для многих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья привела бы к нежелательным последствиям – к потери сформированных умений и навыков. Фактически, к сведению усилий педагогов на нет.

Жизнь поставила перед нами новую задачу: суметь продолжить обучение детей с различными нарушениями развития, слепыми и слабовидящими дистанционно. С помощью бесплатного универсального мессенджера WhatsApp - программы для мгновенного обмена сообщениями, аудио-, видеозаписями и фотографиями и платформ для организации онлайн-занятий Сферум.

Перед воспитателем стоит задача обеспечить педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей в учебно-воспитательном процессе с использованием дистанционных технологий. Создать такую специальную коррекционно-развивающую среду, которая обеспечит не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, но и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Среда — это система пространственно-временных, эмоционально-смысловых отношений. По своему содержанию среда может быть стрессогенной, комфортной, развивающей. Под коррекционно-развивающей средой следует понимать естественную комфортную обстановку, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, рационально организованную. Такая среда способствует эмоционально-личностному развитию ребенка, появлению у него новых способов взаимодействия с миром, расширению возможностей адаптации и появлению гибкого поведения в различных жизненных ситуациях. Моделируя комфортную и развивающую среду для ребенка с ОВЗ я учитываю такие важные составляющие:

 – учет индивидуальных, возрастных, психологических особенностей;

 – удовлетворенность базовых физиологических потребностей;

 – размер помещения;

 – гибкость зонирования оптимальная влажность, чистота и температура воздуха;

 – сенсорная насыщенность;

– необходимые предметы и порядок их хранения.

      Коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ должна выполнять ряд функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. При построении коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ учитываю следующие принципы:

 – Принцип информативности, подразумевает большой выбор материалов и оборудования, предназначенных для воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

 – Принцип вариативности, подразумевает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

– Принцип полифункциональности, предусматривает возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей среды, например, детской мебели, матов, предметов-заменителей.

– Принцип трансформированности среды, тесно связан с ее полифункциональностью — это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

 – Принцип доступности, означает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям.

 – Принцип здоровьесбережения, включает в себя сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

– Принцип безопасности — это соблюдение техники безопасности, соответствие игрового материала возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям, соответствие естественного и искусственного освещения требованиям СанПин, отсутствие опасных колющих, режущих предметов.

 – Принцип развития, предусматривает, что в среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разновозрастных педагогических задач.

– Принцип природосообразности требует, чтобы ведущим звеном воспитательного взаимодействия выступал ребенок с его конкретными особенностями и уровнем развития.

Проанализировав научную и психолого-педагогическую литературу, учитывая многолетний опыт экспериментальной работы ведущих педагогов России их положительные результаты, я определила, что коррекционно-развивающая среда помогает решить многие задачи, стоящие перед педагогом на современном этапе развития специальной школы.

В своей работе я определила основные задачи коррекционно-развивающей среды:

  1. Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом;

  2. Ориентация на зону актуального и ближайшего развития;

  3. Социальная компенсация дефекта;

  4. Коррекция и преодоление отклонений в поведении

Условия организации коррекционно-развивающей среды:

  1. Учёт индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

  2. Эмоциональная насыщенность среды;

  3. Учёт потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности;

  4. Интеграция разных по содержанию видов деятельности.

При построении воспитательного процесса, я ставлю и решаю коррекционно-развивающие задачи:

-По коррекции зрительного восприятия.

- По коррекции восприятия и представления.

- По коррекции памяти и внимания.

- По коррекции образного мышления и самооценки.

- По коррекции эмоционально-волевой сферы.

По коррекции речи:

  1. Развивать фонематический слух;

  2. Формировать диалогическую речь;

  3. Расширять активный словарь;

  4. Продолжать совершенствовать пересказ: краткий, полный, выборочный.

На занятиях я использую индивидуальный подход, который предусматривает проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;

учёт психофизических, личностных особенностей;

смена видов деятельности каждые 10 минут с целью предупреждения утомления;

соблюдение принципа «от простого к сложному»;

поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;

снижение объёма и скорости поставляемой обучающимся информации

Также большую роль играет подбор условий организации обучения.

Самые главные требования к занятию с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

1. воздействие на все органы чувств;

2. разнообразные виды деятельности;

3. обращение к опыту ребенка;

4. комфортные условия на занятии;

5. ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;

6. содружество воспитателя;

7. игра;

8. чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).

Комплексный подход к обучению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые, моторные и сенсорные навыки, умения, полученные детьми во время занятий с педагогом, закрепить в процессе повседневной жизни. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей. В условиях дистанционного обучения роль родителей в овладении ребенком образовательной программой многократно возросла. Ведь для того, чтобы учить и учиться дома и педагогу, и ребенку, и родителям требуется дисциплина и мотивация. Поэтому я провела консультирование родителей по вопросу работы за компьютером, так как – это интенсивная интеллектуальная нагрузка, требующая направленной концентрации внимания, остаточного зрения, а слепым детям огромная помощь родителей. Она связана и с достаточно высоким эмоциональным напряжением. И для того чтобы избежать чрезмерного утомления, родителям было необходимо проверить соблюдение следующих условий:

  • правильное оснащение рабочего места - удобное расположение клавиатуры, мыши, тетради, карандаша, прибора для письма, грифеля;

  • качественные технические средства – экран с высоким разрешением, достаточно большой, показывающий четкую картинку; чувствительный микрофон и видеокамера;

  • высокое качество используемых компьютерных программ;

  • рабочее место, обустроенное в соответствии с ростом ребенка;

  • ограничение времени работы за компьютером во избежание зрительных и мышечных перегрузок.

. Для меня и педагогов было важно находиться в систематическом взаимодействии с семьей, увеличить количество консультаций родителей, помогать в преодолении трудностей, оказывать моральную поддержку,

Дистанционное занятие, как и очное, проводила очень часто в игровой форме. Для этого использовала отсканированные изображения, презентации, разработанные для решения коррекционных задач. Во время занятия не забывала и про динамические паузы. Для работы в дистанционной форме использовала виды деятельности, направленные на формирование необходимых навыков общения, ликвидацию пробелов в знаниях о социуме, коммуникаций и позитивного общения, самостоятельный поиск дополнительной информации по интересующим вопросам в рамках предложенных тем.

Обучающимся высылала видеоматериал, презентации на электронный ресурс родителей или WhatsApp, Телеграмм.

Введение дистанционных образовательных технологий в воспитании приводит к появлению новых возможностей для реализации деятельности обучающихся с ограничениями здоровья, стимулирует развитие самостоятельности в организации деятельности. Обучающиеся с ОВЗ помимо новых информационных компетенций пополняют перечень навыков и компетенций, относящихся к социально значимым, определяющим дальнейшую успешность человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Формы дистанционной поддержки обучающихся в моей работе:

- система дистанционного контроля (тестирование, онлайн-олимпиады,

прохождение квеста и др);

- пересылка учебных материалов (текстов, графики, видео и др.) по

телекоммуникационным каналам (электронная почта);

- онлайн-консультации;

- обучение через виртуальные образовательные среды, образовательные Интернетпорталы, система обмена мгновенными сообщениями;

- осуществление разнообразной обратной связи через социальные сети.

Роль педагога здесь – организаторская, консультативная.

    Вся работа направлена на развитие личности каждого воспитанника, развитие его творческих способностей, интереса, фантазии; умение проявить себя во всех творческих и трудовых делах коллектива.

      Большое внимание уделяется привитию детям навыков самообслуживания, которое включает в себя личную гигиену, ребята с раннего возраста приобретают санитарно-гигиенические и бытовые умения и навыки. Особое внимание уделяется выработке у воспитанников техники безопасного поведения  в любых жизненных ситуациях.

      Подводя итог, могу сказать, что коррекционно-развивающая среда — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной педагогической помощи ребенку с ОВЗ в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми. В наших руках возможность формировать личность — любознательную, интересующуюся, активно познающую мир, умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности, готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.