Просмотр содержимого документа
«Организация коррекционной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития»
Институт коррекционной педагогики
Российской академии образования
Организация коррекционной помощи детям раннего возраста
с нарушениями развития
д.п.н., проф. Е.А.Стребелева
Адрес: 119121, Москва,
ул. Погодинская, д.8, корп.1., к. 318.
Тел. : 8 (499) 245-04-52
ПЛАН
- Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушениями развития
- Индивидуальная программа развития ребенка
- Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс
- Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушениями развития
- Учитываются :
- Возрастные особенности детей раннего возраста
- Общие и специфические особенности развития детей раннего возраста
КАК РЕШИТЬ ЭТИ ЗАДАЧИ?
- Знать возрастные особенности развития детей раннего возраста
- Владеть технологией взаимодействия и общения с детьми разного возраста и с различными нарушениями в развитии
- Знать общие закономерности и специфические особенности развития детей с различными нарушениями развития
- Владеть методиками обследования психологических достижений у детей разного возраста
- Знать критерии оценки действий ребенка
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
- Сущность возрастного подхода – в каждом возрасте своя ведущая деятельность и свои формы общения (Л.С. Выготский )
- Психологические достижения – это результат возрастного развития.
- Психологические достижения : 1 год – ходьба, предметные действия, первые слова, эмоционально- личностное общение, манипулятивные действия;
- 2 года - восприятие, наглядно-действенное мышление, речь, предметные действия, ситуативно -деловое общение
- В возрасте двух лет у ребенка наступает переломный момент, начиная с которого речь становится интеллектуальной, а мышление речевым
ДОСТИЖЕНИЯ К 3 ГОДАМ
- Социально- коммуникативное развитие:
- пользуется вербальными и невербальными средствами общения
- самостоятельность в быту
- интерес к сверстниками
- проявляет интерес к социальным явлениям
- ведущая деятельность - предметная
- Познавательное развитие:
- практическая ориентировка на свойства и качества предметов, наглядно-образное мышление
- Речевое развитие : речь выполняет функцию коммуникативную, познавательную и регулирующую,
- Физическое развитие: совершенствование основных движений, ручной умелости
Особенности детей с нарушениями развития
- Общие и специфические особенности в развитии :
- задержка в становлении прямостояния,
- сниженная потребность к эмоциональному общению с близким взрослым,
- слабость реакций на новые зрительные и слуховые стимулы,
- отсутствие манипулятивных и поисковых пробующих действий с игрушками,
- значительная задержка становления самостоятельности в быту,
- сниженная познавательная активность
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
- нет завершенности в возрастных этапах психологических новообразований,
- не появляются невербальные и вербальные средства общения,
- не сформированы способы усвоения общественного опыта
- не сформирована ведущая деятельность
- трудности в адаптации в новых условиях
- разрыв между физиологическим возрастом и психологическими достижениями
Основные образовательные области
Физическое
развитие
Социально-
коммуникат
познавательн
деятельность
речевое
ЦЕЛЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ
- актуальный уровень развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий),
- зону его ближайшего развития (возможности ребенка при выполнении заданий с помощью взрослого),
С СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
- установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения)
- выявление основных способов усвоения общественного опыта
Способ усвоения нового
- определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, еды, одевания, раздевания),
- особенностей поведения и эмоционально-волевой сферы
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Как тебя зовут?
- Покажи, где твои ручки? (глазки?)
- Покажи, где мама?
- Покажи, где папа?
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.)
- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста)
- речевые средства общения (высказывания, вопросы)
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТАКТОВ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ:
- устанавливает контакт легко и быстро
- контакт избирательный
- контакт формальный, не вступает в контакт
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
- активен (пассивен),
- деятелен (инертен),
- не агрессивен (агрессивен) к другим детям,
- преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения)
НАВЫКИ В БЫТУ
- навык еды - самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, сосет бутылку, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью
- навык одевания - самостоятельно частично или с помощью взрослого
П ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- восприятие
- наглядно-действенное мышление
- восприятие и представления окружающего мира
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
- направлено проверку уровня сформированности практической ориентировки на внешние свойства и качества предметов:
- форму, величину, цвет, целостного восприятия предметного изображения,
- умение называть основные качества и свойства предметов
ЗАДАНИЕ 1- «НАЙДИ ДОМИКИ ДЛЯ ФИГУРОК»
- Выявление ориентировки на форму оборудование: деревянная доска с тремя прорезями – круглой, треугольной, квадратной и тремя плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей
ЗАДАНИЕ 2- «СПРЯЧЬ МАТРЕШКИ В СВОИ ДОМИКИ»
- выявление уровня развития практической ориентировки на величину,
- определение ведущей руки,
- согласованность действий обеих рук
- оборудование: две матрешки (большая, маленькая), два кубика (большой и маленький), кубики полые – «домики»
- обследование: педагог показывает 2 матрешки и предлагает их спрятать в свои «домики»: «Это домики для матрешек, спрячь каждую матрешку в свой домик»
ЗАДАНИЕ 3- «ЦВЕТНЫЕ ШАРИКИ»
- направлено на выявление умений действовать целенаправленно при использовании простого предмета-орудия детского молоточка, определение ведущей руки, умений взаимодействовать обеими руками, уровня сформированности ориентировки на цвет: сличение, выделение по слову, называние цвета
- оборудование: пластмассовый лоток с цветными шарикам (красный, желтый, синий, зеленый), пластмассовый молоточек
- обследование: ребенку предлагают взять молоточек и выбить шарики из своих домиков, после этого предлагают взять шарики и вставить в свои «домики»
4 - « ЗАДАНИЕ 4 - » СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (ВЕДЕРКО)
- целостное восприятие предметного изображения
- оборудование : предметные картинки (2 одинаковых), одна из которых разрезана на две части
ЗАДАНИЕ 5 – «ДОСТАНЬ РЫБКИ»
- Выявляется сформированность наглядно-действенного мышления
- обследование: перед ребенком на столике находится банка с водой и с рыбками, недалеко лежат палочка и сачок. Ребенку предлагают достать рыбки и опустить их в аквариум. Если ребенок берет палочку и пытается достать ней рыбки, то педагог его не останавливает, дает ему возможность самому убедиться, что таким образом задание не выполняется, затем дает возможность выполнить задание сачком.
ЗАДАНИЕ 6 - «ИГРУШКИ»
- выявление уровня сформированности представлений о предметном мире, умение использовать игрушки в соответствии с их назначением, подражательные возможности
- оборудование: перед ребенком находится несколько игрушек: юла, кукла, коляска для куклы, грузовая машинка, кубики
- проведение обследования: ребенку предлагают взять какую-нибудь игрушку и поиграть
З АДАНИЕ 7 - «ПОКАЖИ КАРТИНКУ»
- Выявляется сформированность представлений о явлениях живой природы (растения, животные, птицы); понимание обращенной речи, средства общения: невербальные - указательный жест, вербальные –звукоподражание, слова, фразовая речь
- оборудование : картинки с изображением несколько домашних животных (кошка, собака, заяц- 2 пары) и птиц (ворона, воробей- 2 пары)
- обследование: перед ребенком раскладывают картинки с изображением животных (не более 3-х) и просят показать: «Покажи, где собака. Как она лает?» и т.д.
- Затем раскладывают картинки с изображением птиц и также предлагают ему показать: «Покажи, где ворона? Как она кричит?» и т.д.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- обследование речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи
ЗАДАНИЕ 8 - «ПОКАЖИ КАРТИНКУ»:
- направлено на изучение словарного запаса ребенка (существительные, глаголы),
- оборудование: картинки с изображением хорошо знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, мишка, юла; тарелка, чашка, ложка; машина, поезд; яблоко, апельсин, огурец. Картинки, на которых изображено действие: девочка одевается, мальчик умывается; мальчик катается на коньках, мама купает малыша; дети строят гараж, дети играют в мяч; девочка пьет
- обследование: перед ребенком раскладывают 2-3 картинки и предлагают показать одну из них. Например: “Покажи, где юла (кукла, мишка)”. Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит сказать, что на ней изображено. Если малыш не может правильно выбрать картинку, взрослый делает это сам, называет предмет и просит малыша повторить
ЗАДАНИЕ 9 - «ВЫПОЛНИ ДЕЙСТВИЕ»
- выявление умений у ребенка выполнять словесные инструкции различной сложности, а также понимания простых предлогов (на, в, под ), уровень сформированности фразовой речи
- оборудование: коробка; игрушки – матрешка, собачка, машинка, кукла, красный и желтый кубики, мяч
- обследование : ребенку предлагают выполнить следующие действия: хлопнуть в ладоши; поставить матрешку на коробку; спрятать мяч под стол; взять себе куклу, а педагогу дать красный кубик.
- После каждого выполненного действия педагог просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи, куда спрятал матрешку?», «Что ты мне дал? А что взял себе?» и т.д .
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Задание 10 - «Играем вместе» направлено на проверку уровня сформированности предметно-игровых действий, интереса к совместному взаимодействию со взрослым, умений выполнять последовательные игровые действия по показу.
- Оборудование: мяч, куклы (2), детская мебель (стол и стульчик), посуда (тарелка, чашка, ложка), 1 грузовая машинка, кубики.
- обследование : педагог берет куклу, сажает на стульчик за стол и начинает ее кормить, затем предлагает ребенку взять другую куклу и также покормить свою куклу;
- либо берет машинку, нагружает ее кубиками, вовлекая ребенка в эти предметно- игровые действия, затем предлагает ребенку повозить машинку за веревочку
ЗАДАНИЕ 11 - «НАРИСУЙ КЛУБОК»
- выявление уровня сформированности предпосылок к рисованию: интереса к рисованию, умения целенаправленно действовать фломастером (карандашом) в соответствии с его функциональным назначением, сформированности зрительно-двигательной координации
- оборудование: листы чистой бумаги (2-3), фломастер (карандаш).
- проведение обследования: ребенку дают лист чистой бумаги и просят нарисовать клубок
ЗАДАНИЕ 12 - «ПОСТРОЙ ИЗ КУБИКОВ БАШЕНКУ»
- выявление уровня развития умений действовать целенаправленно по подражанию, показу, интерес к конструированию.
- Оборудование: восемь деревянных кубиков одного цвета.
- Проведение обследования: перед ребенком строят башенку из 4-х кубиков и предлагают ребенку: «Построй, такую же башенку»
- обучение: если ребенок не может выполнить задание по показу, его просят выполнить задание по подражанию: “Смотри и делай, как я”. После обучения ребенку снова предлагают построить башенку.
- оценка действий ребенка: готов выполнить задание, отмечается характер действия - по подражанию, показу; оценивается обучаемость, отношение к результату; результат
- после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития (+).
- В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития (+).
- Выявленные данные фиксируются в таблице 1 в виде знаков «+» или «-».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ :
- ходьба
- бег
- прыжки
- ползание
- переползание
- лазанье
- метание
ХОДЬБА
- ходьба по прямой: «Иди по дорожке к мячу»
- ходьба с препятствиями (перешагнуть через «ручеек»): «Иди к воздушному шарику»
- ходьба по лесенке вверх и вниз: «Поднимайся по лесенке вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком)
ПРЫЖКИ
- подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай как зайка»
- перепрыгивание через широкую ленту положенную на пол: «Прыгай через ручеек»
ПОЛЗАНИЕ, ЛАЗАНИЕ
- ползание на четвереньках: «Проползи через ворота»
- ползание на животе: «Ползи за игрушкой» (взрослый держит мячик за резинку и постепенно его двигает вперед)
- лазание по шведской скамейке: «Ползи вверх)» (взрослый находится рядом с ребенком)
БРОСАНИЕ:
- бросание в цель двумя руками: «Брось мяч в корзину»
- бросание маленьких мячей (3-4) одной рукой: «Бросай мячики»
СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИМЕР, АНДРЕЙ, 2 Г 8 МЕС
№
п/п
направления
1.
Актуальный уровень
Социально-коммуник развитие
1.1.
Зона ближайшего развития
Средства общения
1.2.
1.3.
Представления о себе
Особенности развития
+
Представление о ближайшем окружении
Не смотрит в глаза
1.4.
+
Самостоятельн
в быту: навыки опрятности
1.5.
+
Навыки еды
1.6.
+
Другие навыки
+
+
№
п/п
2.
Основные линии развития
Актуальный уровень
Познавательное развитие
2.1.
Зона ближайшего развития
Сенсорика
2.1.1.
2.1.2.
Особенности развития
форма
2.1.3.
величина
+
2.1.4.
+
цвет
2.2.
целостность восприятия
+
2.3
наглядно-действенное мышление
+
представления об окружающем
+
+
+
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
№
п/п
Направления
3.
Актуальный уровень
Речевое развитие
3.1.
Зона ближайшего развития
предметно-игровые действия
3.2.
3.3.
Особенности развития
рисунок
конструирование
+
3.4.
+
состояние артикуляцион. аппарата
+
нуждается в массаже
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№
п/п
Виды деятельности
4.
Деятельность
4.1.
Актуальный уровень
Зона ближайшего развития
предметно-игровые действия
4.2.
Особенности развития
рисунок
4.3.
+
конструирование
+
+
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Направления
Актуальный уровень
5. Физическое развитие
Зона ближайшего развития
ходьба
бег
Особенности развития
+
прыжки
неустойчивая
+
лазание,
+
ползание
+
бросание
+
+
РЕЗУЛЬТАТ
педагогическое обследование позволяет определить:
- актуальный и потенциальный уровни сформированности основных линий,
- разработать содержание индивидуальной программы коррекционного обучения
ПРИМЕЧАНИЕ
- предложенные выше задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 2-3 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий
СТРАТЕГИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ
Создание педагогических условий:
- Наличие специалистов
- Разработка индивидуальной программы
- Создание предметно-развивающей среды
- Расписание занятий
- Использование специальных методов и приемов работы с ребенком
- Работа специалистов сродителями
Системный подход
Становление
ведущей и типичных
видов
детской деятельнос ти
Формирование
психологических
новообразований
Разделы программы
Социально-
коммуникат
развитие
физическое
развитие
Речевое
развитие
Художественно-
-эстетическое
развитие
Познаватель
развитие
ЛИТЕРАТУРА
- 1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.– М.: Просвещение, 2011.
- 2. Екжанова Е.А, Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. - Методические рекомендации. -М.: Просвещение. - 2011г.
- 3. Закрепина А.В. Трудный ребенок .- М.: Дрофа, 2007
- 4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: пособие /Под ред Е.А. Стребелвеой, Г.А. Мишиной.- М.: ИНФРА- М: 2016.
- 5. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: пособие /Под ред. Е.А. Стребелевой.- М.: ИНФРА- М.: 2016.
- 6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога.- М.: Владос, 2017+ .
- 7. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для педагога-дефектолога.- М.: Владос, 2018.
- 8. Лазуренко С.Б., Стребелева Е.А., Яцык Г.В., Павлова Н.Н., Половинкина О.Б. Диагнстка психической активности младенцев: методическое пособие.- М: ИНФРА- М., 2017
- 9.Лазуренко С.Б. Организация в учреждениях системы
здравоохранения коррекционно-педагогической помощи детям с поражением ЦНС.- Методическое письмо М.:2008
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ