СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация коррекционной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  Стребелевой Е.А., д.п.н., к вебинару издательства "Просвещение"  актуальна, соответствует ФГОС, поможет в работе  педагогам-дошкольникам, учителям-дефектологам и родителям

Просмотр содержимого документа
«Организация коррекционной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития»

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования Организация коррекционной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития   д.п.н., проф. Е.А.Стребелева Адрес: 119121, Москва, ул. Погодинская, д.8, корп.1., к. 318. Тел. : 8 (499) 245-04-52

Институт коррекционной педагогики

Российской академии образования

Организация коррекционной помощи детям раннего возраста

с нарушениями развития

д.п.н., проф. Е.А.Стребелева

Адрес: 119121, Москва,

ул. Погодинская, д.8, корп.1., к. 318.

Тел. : 8 (499) 245-04-52

ПЛАН Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушениями развития Индивидуальная программа развития ребенка Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс

ПЛАН

  • Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушениями развития
  • Индивидуальная программа развития ребенка
  • Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс
Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушениями развития  Учитываются : Возрастные особенности детей раннего возраста Общие и специфические особенности развития детей раннего возраста
  • Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушениями развития
  • Учитываются :
  • Возрастные особенности детей раннего возраста
  • Общие и специфические особенности развития детей раннего возраста
 КАК РЕШИТЬ ЭТИ ЗАДАЧИ? Знать возрастные особенности развития детей раннего возраста Владеть технологией взаимодействия и общения с детьми разного возраста и с различными нарушениями в развитии Знать общие закономерности и специфические особенности развития детей с различными нарушениями развития Владеть методиками обследования психологических достижений у детей разного возраста Знать критерии оценки действий ребенка

КАК РЕШИТЬ ЭТИ ЗАДАЧИ?

  • Знать возрастные особенности развития детей раннего возраста
  • Владеть технологией взаимодействия и общения с детьми разного возраста и с различными нарушениями в развитии
  • Знать общие закономерности и специфические особенности развития детей с различными нарушениями развития
  • Владеть методиками обследования психологических достижений у детей разного возраста
  • Знать критерии оценки действий ребенка
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Сущность возрастного подхода – в каждом возрасте своя ведущая деятельность и свои формы общения (Л.С. Выготский )  Психологические достижения – это результат возрастного развития. Психологические достижения : 1 год – ходьба, предметные действия, первые слова, эмоционально- личностное общение, манипулятивные действия;  2 года - восприятие, наглядно-действенное мышление, речь, предметные действия, ситуативно -деловое общение

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

  • Сущность возрастного подхода – в каждом возрасте своя ведущая деятельность и свои формы общения (Л.С. Выготский )
  • Психологические достижения – это результат возрастного развития.
  • Психологические достижения : 1 год – ходьба, предметные действия, первые слова, эмоционально- личностное общение, манипулятивные действия;
  • 2 года - восприятие, наглядно-действенное мышление, речь, предметные действия, ситуативно -деловое общение
В возрасте двух лет у ребенка наступает переломный момент, начиная с которого речь становится интеллектуальной, а мышление речевым
  • В возрасте двух лет у ребенка наступает переломный момент, начиная с которого речь становится интеллектуальной, а мышление речевым
ДОСТИЖЕНИЯ К 3 ГОДАМ Социально- коммуникативное развитие: пользуется вербальными и невербальными средствами общения самостоятельность в быту  интерес к сверстниками проявляет интерес к социальным явлениям ведущая деятельность - предметная Познавательное развитие: практическая ориентировка на свойства и качества предметов, наглядно-образное мышление Речевое развитие : речь выполняет функцию коммуникативную, познавательную и регулирующую,  Физическое развитие: совершенствование основных движений, ручной умелости

ДОСТИЖЕНИЯ К 3 ГОДАМ

  • Социально- коммуникативное развитие:
  • пользуется вербальными и невербальными средствами общения
  • самостоятельность в быту
  • интерес к сверстниками
  • проявляет интерес к социальным явлениям
  • ведущая деятельность - предметная
  • Познавательное развитие:
  • практическая ориентировка на свойства и качества предметов, наглядно-образное мышление
  • Речевое развитие : речь выполняет функцию коммуникативную, познавательную и регулирующую,
  • Физическое развитие: совершенствование основных движений, ручной умелости
 Особенности детей  с нарушениями развития   Общие и специфические особенности в развитии : задержка в становлении прямостояния, сниженная потребность к эмоциональному общению с близким взрослым,  слабость реакций на новые зрительные и слуховые стимулы,  отсутствие манипулятивных и поисковых пробующих действий с игрушками, значительная задержка становления самостоятельности в быту,  сниженная познавательная активность

Особенности детей с нарушениями развития

  • Общие и специфические особенности в развитии :
  • задержка в становлении прямостояния,
  • сниженная потребность к эмоциональному общению с близким взрослым,
  • слабость реакций на новые зрительные и слуховые стимулы,
  • отсутствие манипулятивных и поисковых пробующих действий с игрушками,
  • значительная задержка становления самостоятельности в быту,
  • сниженная познавательная активность
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ  С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ нет завершенности в возрастных этапах психологических новообразований,  не появляются невербальные и вербальные средства общения, не сформированы способы усвоения общественного опыта не сформирована ведущая деятельность  трудности в адаптации в новых условиях разрыв между физиологическим возрастом и психологическими достижениями

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

  • нет завершенности в возрастных этапах психологических новообразований,
  • не появляются невербальные и вербальные средства общения,
  • не сформированы способы усвоения общественного опыта
  • не сформирована ведущая деятельность
  • трудности в адаптации в новых условиях
  • разрыв между физиологическим возрастом и психологическими достижениями
Основные образовательные области Физическое развитие Социально- коммуникат познавательн деятельность речевое

Основные образовательные области

Физическое

развитие

Социально-

коммуникат

познавательн

деятельность

речевое

ЦЕЛЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ  актуальный уровень развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий),  зону его ближайшего развития (возможности ребенка при выполнении заданий с помощью взрослого), особенности развития

ЦЕЛЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ

  • актуальный уровень развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий),
  • зону его ближайшего развития (возможности ребенка при выполнении заданий с помощью взрослого),
  • особенности развития
С СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ   установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения) выявление основных способов усвоения общественного опыта Способ усвоения нового

С СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

  • установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения)
  • выявление основных способов усвоения общественного опыта

Способ усвоения нового

определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, еды, одевания, раздевания), особенностей поведения и эмоционально-волевой сферы
  • определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, еды, одевания, раздевания),
  • особенностей поведения и эмоционально-волевой сферы
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Как тебя зовут? Покажи, где твои ручки? (глазки?) Покажи, где мама? Покажи, где папа?

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • Как тебя зовут?
  • Покажи, где твои ручки? (глазки?)
  • Покажи, где мама?
  • Покажи, где папа?
 СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.) предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста) речевые средства общения (высказывания, вопросы)

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

  • экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.)
  • предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста)
  • речевые средства общения (высказывания, вопросы)
 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТАКТОВ РЕБЕНКА  СО ВЗРОСЛЫМ: устанавливает контакт легко и быстро контакт избирательный контакт формальный, не вступает в контакт

ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТАКТОВ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ:

  • устанавливает контакт легко и быстро
  • контакт избирательный
  • контакт формальный, не вступает в контакт
 ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ активен (пассивен), деятелен (инертен),  не агрессивен (агрессивен) к другим детям, преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения)

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

  • активен (пассивен),
  • деятелен (инертен),
  • не агрессивен (агрессивен) к другим детям,
  • преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения)
 НАВЫКИ В БЫТУ навык еды - самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, сосет бутылку, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью навык одевания - самостоятельно частично или с помощью взрослого

НАВЫКИ В БЫТУ

  • навык еды - самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, сосет бутылку, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью
  • навык одевания - самостоятельно частично или с помощью взрослого
П ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ    восприятие наглядно-действенное мышление восприятие и представления окружающего мира

П ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • восприятие
  • наглядно-действенное мышление
  • восприятие и представления окружающего мира
 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ направлено проверку уровня сформированности практической ориентировки на внешние свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостного восприятия предметного изображения, умение называть основные качества и свойства предметов

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

  • направлено проверку уровня сформированности практической ориентировки на внешние свойства и качества предметов:
  • форму, величину, цвет, целостного восприятия предметного изображения,
  • умение называть основные качества и свойства предметов
ЗАДАНИЕ 1- «НАЙДИ ДОМИКИ ДЛЯ ФИГУРОК» Выявление ориентировки на форму  оборудование: деревянная доска с тремя прорезями – круглой, треугольной, квадратной и тремя плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей

ЗАДАНИЕ 1- «НАЙДИ ДОМИКИ ДЛЯ ФИГУРОК»

  • Выявление ориентировки на форму оборудование: деревянная доска с тремя прорезями – круглой, треугольной, квадратной и тремя плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей
ЗАДАНИЕ 2- «СПРЯЧЬ МАТРЕШКИ В СВОИ ДОМИКИ» выявление уровня развития практической ориентировки на величину, определение ведущей руки, согласованность действий обеих рук

ЗАДАНИЕ 2- «СПРЯЧЬ МАТРЕШКИ В СВОИ ДОМИКИ»

  • выявление уровня развития практической ориентировки на величину,
  • определение ведущей руки,
  • согласованность действий обеих рук
 оборудование: две матрешки (большая, маленькая), два кубика (большой и маленький), кубики полые – «домики»  обследование: педагог показывает 2 матрешки и предлагает их спрятать в свои «домики»: «Это домики для матрешек, спрячь каждую матрешку в свой домик»

  • оборудование: две матрешки (большая, маленькая), два кубика (большой и маленький), кубики полые – «домики»

  • обследование: педагог показывает 2 матрешки и предлагает их спрятать в свои «домики»: «Это домики для матрешек, спрячь каждую матрешку в свой домик»
ЗАДАНИЕ 3- «ЦВЕТНЫЕ ШАРИКИ» направлено на выявление умений действовать целенаправленно при использовании простого предмета-орудия детского молоточка, определение ведущей руки, умений взаимодействовать обеими руками, уровня сформированности ориентировки на цвет: сличение, выделение по слову, называние цвета

ЗАДАНИЕ 3- «ЦВЕТНЫЕ ШАРИКИ»

  • направлено на выявление умений действовать целенаправленно при использовании простого предмета-орудия детского молоточка, определение ведущей руки, умений взаимодействовать обеими руками, уровня сформированности ориентировки на цвет: сличение, выделение по слову, называние цвета
оборудование: пластмассовый лоток с цветными шарикам (красный, желтый, синий, зеленый), пластмассовый молоточек   обследование: ребенку предлагают взять молоточек и выбить шарики из своих домиков, после этого предлагают взять шарики и вставить в свои «домики»
  • оборудование: пластмассовый лоток с цветными шарикам (красный, желтый, синий, зеленый), пластмассовый молоточек
  • обследование: ребенку предлагают взять молоточек и выбить шарики из своих домиков, после этого предлагают взять шарики и вставить в свои «домики»
4 - « ЗАДАНИЕ 4 - » СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (ВЕДЕРКО) целостное восприятие предметного изображения оборудование : предметные картинки (2 одинаковых), одна из которых разрезана на две части

4 - « ЗАДАНИЕ 4 - » СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (ВЕДЕРКО)

  • целостное восприятие предметного изображения
  • оборудование : предметные картинки (2 одинаковых), одна из которых разрезана на две части
ЗАДАНИЕ 5 – «ДОСТАНЬ РЫБКИ»   Выявляется сформированность наглядно-действенного мышления обследование: перед ребенком на столике находится банка с водой и с рыбками, недалеко лежат палочка и сачок. Ребенку предлагают достать рыбки и опустить их в аквариум. Если ребенок берет палочку и пытается достать ней рыбки, то педагог его не останавливает, дает ему возможность самому убедиться, что таким образом задание не выполняется, затем дает возможность выполнить задание сачком.

ЗАДАНИЕ 5 – «ДОСТАНЬ РЫБКИ»

  • Выявляется сформированность наглядно-действенного мышления
  • обследование: перед ребенком на столике находится банка с водой и с рыбками, недалеко лежат палочка и сачок. Ребенку предлагают достать рыбки и опустить их в аквариум. Если ребенок берет палочку и пытается достать ней рыбки, то педагог его не останавливает, дает ему возможность самому убедиться, что таким образом задание не выполняется, затем дает возможность выполнить задание сачком.
ЗАДАНИЕ 6 - «ИГРУШКИ» выявление уровня сформированности представлений о предметном мире, умение использовать игрушки в соответствии с их назначением, подражательные возможности оборудование: перед ребенком находится несколько игрушек: юла, кукла, коляска для куклы, грузовая машинка, кубики проведение обследования: ребенку предлагают взять какую-нибудь игрушку и поиграть

ЗАДАНИЕ 6 - «ИГРУШКИ»

  • выявление уровня сформированности представлений о предметном мире, умение использовать игрушки в соответствии с их назначением, подражательные возможности
  • оборудование: перед ребенком находится несколько игрушек: юла, кукла, коляска для куклы, грузовая машинка, кубики
  • проведение обследования: ребенку предлагают взять какую-нибудь игрушку и поиграть
З АДАНИЕ 7 -  «ПОКАЖИ КАРТИНКУ» Выявляется сформированность представлений о явлениях живой природы (растения, животные, птицы); понимание обращенной речи, средства общения: невербальные - указательный жест, вербальные –звукоподражание, слова, фразовая речь оборудование : картинки с изображением несколько домашних животных (кошка, собака, заяц- 2 пары) и птиц (ворона, воробей- 2 пары)

З АДАНИЕ 7 - «ПОКАЖИ КАРТИНКУ»

  • Выявляется сформированность представлений о явлениях живой природы (растения, животные, птицы); понимание обращенной речи, средства общения: невербальные - указательный жест, вербальные –звукоподражание, слова, фразовая речь
  • оборудование : картинки с изображением несколько домашних животных (кошка, собака, заяц- 2 пары) и птиц (ворона, воробей- 2 пары)
обследование: перед ребенком раскладывают картинки с изображением животных (не более 3-х) и просят показать: «Покажи, где собака. Как она лает?» и т.д. Затем раскладывают картинки с изображением птиц и также предлагают ему показать: «Покажи, где ворона? Как она кричит?» и т.д.
  • обследование: перед ребенком раскладывают картинки с изображением животных (не более 3-х) и просят показать: «Покажи, где собака. Как она лает?» и т.д.
  • Затем раскладывают картинки с изображением птиц и также предлагают ему показать: «Покажи, где ворона? Как она кричит?» и т.д.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ   обследование речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • обследование речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи
ЗАДАНИЕ 8 - «ПОКАЖИ КАРТИНКУ»: направлено на изучение словарного запаса ребенка (существительные, глаголы), оборудование: картинки с изображением хорошо знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, мишка, юла; тарелка, чашка, ложка; машина, поезд; яблоко, апельсин, огурец. Картинки, на которых изображено действие: девочка одевается, мальчик умывается; мальчик катается на коньках, мама купает малыша; дети строят гараж, дети играют в мяч; девочка пьет

ЗАДАНИЕ 8 - «ПОКАЖИ КАРТИНКУ»:

  • направлено на изучение словарного запаса ребенка (существительные, глаголы),
  • оборудование: картинки с изображением хорошо знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, мишка, юла; тарелка, чашка, ложка; машина, поезд; яблоко, апельсин, огурец. Картинки, на которых изображено действие: девочка одевается, мальчик умывается; мальчик катается на коньках, мама купает малыша; дети строят гараж, дети играют в мяч; девочка пьет
обследование: перед ребенком раскладывают 2-3 картинки и предлагают показать одну из них. Например: “Покажи, где юла (кукла, мишка)”. Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит сказать, что на ней изображено. Если малыш не может правильно выбрать картинку, взрослый делает это сам, называет предмет и просит малыша повторить
  • обследование: перед ребенком раскладывают 2-3 картинки и предлагают показать одну из них. Например: “Покажи, где юла (кукла, мишка)”. Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит сказать, что на ней изображено. Если малыш не может правильно выбрать картинку, взрослый делает это сам, называет предмет и просит малыша повторить
ЗАДАНИЕ 9 - «ВЫПОЛНИ ДЕЙСТВИЕ» выявление умений у ребенка выполнять словесные инструкции различной сложности, а также понимания простых предлогов (на, в, под ), уровень сформированности фразовой речи оборудование: коробка; игрушки – матрешка, собачка, машинка, кукла, красный и желтый кубики, мяч

ЗАДАНИЕ 9 - «ВЫПОЛНИ ДЕЙСТВИЕ»

  • выявление умений у ребенка выполнять словесные инструкции различной сложности, а также понимания простых предлогов (на, в, под ), уровень сформированности фразовой речи
  • оборудование: коробка; игрушки – матрешка, собачка, машинка, кукла, красный и желтый кубики, мяч
обследование : ребенку предлагают выполнить следующие действия: хлопнуть в ладоши; поставить матрешку на коробку; спрятать мяч под стол; взять себе куклу, а педагогу дать красный кубик. После каждого выполненного действия педагог просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи, куда спрятал матрешку?», «Что ты мне дал? А что взял себе?» и т.д .
  • обследование : ребенку предлагают выполнить следующие действия: хлопнуть в ладоши; поставить матрешку на коробку; спрятать мяч под стол; взять себе куклу, а педагогу дать красный кубик.
  • После каждого выполненного действия педагог просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи, куда спрятал матрешку?», «Что ты мне дал? А что взял себе?» и т.д .
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Задание 10 - «Играем вместе» направлено на проверку уровня сформированности предметно-игровых действий, интереса к совместному взаимодействию со взрослым, умений выполнять последовательные игровые действия по показу. Оборудование: мяч,  куклы (2), детская мебель (стол и стульчик), посуда (тарелка, чашка, ложка), 1 грузовая машинка, кубики.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Задание 10 - «Играем вместе» направлено на проверку уровня сформированности предметно-игровых действий, интереса к совместному взаимодействию со взрослым, умений выполнять последовательные игровые действия по показу.
  • Оборудование: мяч, куклы (2), детская мебель (стол и стульчик), посуда (тарелка, чашка, ложка), 1 грузовая машинка, кубики.
обследование : педагог берет куклу, сажает на стульчик за стол и начинает ее кормить, затем предлагает ребенку взять другую куклу и также покормить свою куклу;  либо берет машинку, нагружает ее кубиками, вовлекая ребенка в эти предметно- игровые действия, затем предлагает ребенку повозить машинку за веревочку
  • обследование : педагог берет куклу, сажает на стульчик за стол и начинает ее кормить, затем предлагает ребенку взять другую куклу и также покормить свою куклу;
  • либо берет машинку, нагружает ее кубиками, вовлекая ребенка в эти предметно- игровые действия, затем предлагает ребенку повозить машинку за веревочку
ЗАДАНИЕ 11 - «НАРИСУЙ КЛУБОК» выявление уровня сформированности предпосылок к рисованию: интереса к рисованию, умения целенаправленно действовать фломастером (карандашом) в соответствии с его функциональным назначением, сформированности зрительно-двигательной координации

ЗАДАНИЕ 11 - «НАРИСУЙ КЛУБОК»

  • выявление уровня сформированности предпосылок к рисованию: интереса к рисованию, умения целенаправленно действовать фломастером (карандашом) в соответствии с его функциональным назначением, сформированности зрительно-двигательной координации
оборудование: листы чистой бумаги (2-3), фломастер (карандаш). проведение обследования: ребенку дают лист чистой бумаги и просят нарисовать клубок
  • оборудование: листы чистой бумаги (2-3), фломастер (карандаш).
  • проведение обследования: ребенку дают лист чистой бумаги и просят нарисовать клубок
ЗАДАНИЕ 12 - «ПОСТРОЙ ИЗ КУБИКОВ БАШЕНКУ» выявление уровня развития умений действовать целенаправленно по подражанию, показу, интерес к конструированию. Оборудование: восемь деревянных кубиков одного цвета. Проведение обследования: перед ребенком строят башенку из 4-х кубиков и предлагают ребенку: «Построй, такую же башенку»

ЗАДАНИЕ 12 - «ПОСТРОЙ ИЗ КУБИКОВ БАШЕНКУ»

  • выявление уровня развития умений действовать целенаправленно по подражанию, показу, интерес к конструированию.
  • Оборудование: восемь деревянных кубиков одного цвета.
  • Проведение обследования: перед ребенком строят башенку из 4-х кубиков и предлагают ребенку: «Построй, такую же башенку»
обучение: если ребенок не может выполнить задание по показу, его просят выполнить задание по подража­нию: “Смотри и делай, как я”. После обучения ребенку снова предлагают построить башенку. оценка действий ребенка: готов выполнить задание, отмечается характер действия - по подражанию, показу; оценивается обучаемость, отношение к результату; результат
  • обучение: если ребенок не может выполнить задание по показу, его просят выполнить задание по подража­нию: “Смотри и делай, как я”. После обучения ребенку снова предлагают построить башенку.
  • оценка действий ребенка: готов выполнить задание, отмечается характер действия - по подражанию, показу; оценивается обучаемость, отношение к результату; результат
 после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития (+). В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже  зоны ближайшего развития (+).  Выявленные  данные фиксируются в таблице 1 в виде знаков «+» или «-».
  • после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития (+).
  • В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития (+).
  • Выявленные данные фиксируются в таблице 1 в виде знаков «+» или «-».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:  РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ : ходьба бег прыжки ползание переползание лазанье метание

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ :

  • ходьба
  • бег
  • прыжки
  • ползание
  • переползание
  • лазанье
  • метание
ХОДЬБА ходьба по прямой: «Иди по дорожке к мячу» ходьба с препятствиями (перешагнуть через «ручеек»): «Иди к воздушному шарику» ходьба по лесенке вверх и вниз: «Поднимайся по лесенке вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком)

ХОДЬБА

  • ходьба по прямой: «Иди по дорожке к мячу»
  • ходьба с препятствиями (перешагнуть через «ручеек»): «Иди к воздушному шарику»
  • ходьба по лесенке вверх и вниз: «Поднимайся по лесенке вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком)
ПРЫЖКИ   подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай как зайка» перепрыгивание через широкую ленту положенную на пол: «Прыгай через ручеек»

ПРЫЖКИ

  • подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай как зайка»
  • перепрыгивание через широкую ленту положенную на пол: «Прыгай через ручеек»
ПОЛЗАНИЕ, ЛАЗАНИЕ ползание на четвереньках: «Проползи через ворота» ползание на животе: «Ползи за игрушкой» (взрослый держит мячик за резинку и постепенно его двигает вперед) лазание по шведской скамейке: «Ползи вверх)» (взрослый находится рядом с ребенком)

ПОЛЗАНИЕ, ЛАЗАНИЕ

  • ползание на четвереньках: «Проползи через ворота»
  • ползание на животе: «Ползи за игрушкой» (взрослый держит мячик за резинку и постепенно его двигает вперед)
  • лазание по шведской скамейке: «Ползи вверх)» (взрослый находится рядом с ребенком)
БРОСАНИЕ: бросание в цель двумя руками: «Брось мяч в корзину» бросание маленьких мячей (3-4) одной рукой: «Бросай мячики»

БРОСАНИЕ:

  • бросание в цель двумя руками: «Брось мяч в корзину»
  • бросание маленьких мячей (3-4) одной рукой: «Бросай мячики»
СФОРМИРОВАННОСТЬ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ  ПРИМЕР, АНДРЕЙ, 2 Г 8 МЕС № п/п  направления 1.  Актуальный уровень  Социально-коммуник развитие  1.1. Зона ближайшего развития  Средства общения 1.2. 1.3. Представления о себе Особенности развития  + Представление о ближайшем окружении Не смотрит в глаза 1.4.  + Самостоятельн в быту: навыки опрятности 1.5.  + Навыки еды 1.6.  + Другие навыки  +  +

СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИМЕР, АНДРЕЙ, 2 Г 8 МЕС

п/п

направления

1.

Актуальный уровень

Социально-коммуник развитие

1.1.

Зона ближайшего развития

Средства общения

1.2.

1.3.

Представления о себе

Особенности развития

+

Представление о ближайшем окружении

Не смотрит в глаза

1.4.

+

Самостоятельн

в быту: навыки опрятности

1.5.

+

Навыки еды

1.6.

+

Другие навыки

+

+

№ п/п  2. Основные линии развития  Актуальный уровень  Познавательное развитие 2.1. Зона ближайшего развития  Сенсорика 2.1.1. 2.1.2. Особенности развития форма 2.1.3. величина  + 2.1.4.  + цвет 2.2. целостность восприятия  + 2.3 наглядно-действенное мышление  + представления об окружающем  +  +  +

п/п

2.

Основные линии развития

Актуальный уровень

Познавательное развитие

2.1.

Зона ближайшего развития

Сенсорика

2.1.1.

2.1.2.

Особенности развития

форма

2.1.3.

величина

+

2.1.4.

+

цвет

2.2.

целостность восприятия

+

2.3

наглядно-действенное мышление

+

представления об окружающем

+

+

+

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ № п/п  Направления 3. Актуальный уровень  Речевое развитие 3.1. Зона ближайшего развития  предметно-игровые действия 3.2. 3.3. Особенности развития  рисунок конструирование  + 3.4.  + состояние артикуляцион. аппарата  +  нуждается в массаже

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

п/п

Направления

3.

Актуальный уровень

Речевое развитие

3.1.

Зона ближайшего развития

предметно-игровые действия

3.2.

3.3.

Особенности развития

рисунок

конструирование

+

3.4.

+

состояние артикуляцион. аппарата

+

нуждается в массаже

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ № п/п  Виды деятельности 4. Деятельность 4.1. Актуальный уровень  Зона ближайшего развития  предметно-игровые действия 4.2. Особенности развития  рисунок 4.3.  + конструирование  +  +

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

п/п

Виды деятельности

4.

Деятельность

4.1.

Актуальный уровень

Зона ближайшего развития

предметно-игровые действия

4.2.

Особенности развития

рисунок

4.3.

+

конструирование

+

+

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Направления Актуальный уровень  5. Физическое развитие Зона ближайшего развития  ходьба  бег  Особенности развития  + прыжки   неустойчивая  + лазание,  + ползание   + бросание  +  +

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Направления

Актуальный уровень

5. Физическое развитие

Зона ближайшего развития

ходьба

бег

Особенности развития

+

прыжки

неустойчивая

+

лазание,

+

ползание

+

бросание

+

+

РЕЗУЛЬТАТ  педагогическое обследование позволяет определить: актуальный и потенциальный уровни сформированности основных линий, разработать содержание индивидуальной программы коррекционного обучения

РЕЗУЛЬТАТ

педагогическое обследование позволяет определить:

  • актуальный и потенциальный уровни сформированности основных линий,
  • разработать содержание индивидуальной программы коррекционного обучения
ПРИМЕЧАНИЕ предложенные выше задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 2-3 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий

ПРИМЕЧАНИЕ

  • предложенные выше задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 2-3 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий
СТРАТЕГИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ Создание педагогических условий: Наличие специалистов Разработка индивидуальной программы Создание предметно-развивающей среды Расписание занятий Использование специальных методов и приемов работы с ребенком Работа специалистов сродителями

СТРАТЕГИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ

Создание педагогических условий:

  • Наличие специалистов
  • Разработка индивидуальной программы
  • Создание предметно-развивающей среды
  • Расписание занятий
  • Использование специальных методов и приемов работы с ребенком
  • Работа специалистов сродителями

Системный подход Становление ведущей и типичных видов  детской деятельнос ти Формирование психологических  новообразований

Системный подход

Становление

ведущей и типичных

видов

детской деятельнос ти

Формирование

психологических

новообразований

Разделы программы Социально- коммуникат развитие физическое развитие Речевое развитие Художественно- -эстетическое развитие Познаватель развитие

Разделы программы

Социально-

коммуникат

развитие

физическое

развитие

Речевое

развитие

Художественно-

-эстетическое

развитие

Познаватель

развитие

ЛИТЕРАТУРА 1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.– М.: Просвещение, 2011. 2. Екжанова Е.А, Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. - Методические рекомендации. -М.: Просвещение. - 2011г.

ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.– М.: Просвещение, 2011.
  • 2. Екжанова Е.А, Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. - Методические рекомендации. -М.: Просвещение. - 2011г.
3. Закрепина А.В. Трудный ребенок .- М.: Дрофа, 2007 4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: пособие /Под ред Е.А. Стребелвеой, Г.А. Мишиной.- М.: ИНФРА- М: 2016. 5. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: пособие /Под ред. Е.А. Стребелевой.- М.: ИНФРА- М.: 2016.
  • 3. Закрепина А.В. Трудный ребенок .- М.: Дрофа, 2007
  • 4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: пособие /Под ред Е.А. Стребелвеой, Г.А. Мишиной.- М.: ИНФРА- М: 2016.
  • 5. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: пособие /Под ред. Е.А. Стребелевой.- М.: ИНФРА- М.: 2016.
6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога.- М.: Владос, 2017+ . 7. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для педагога-дефектолога.- М.: Владос, 2018. 8. Лазуренко С.Б., Стребелева Е.А., Яцык Г.В., Павлова Н.Н., Половинкина О.Б. Диагнстка психической активности младенцев: методическое пособие.- М: ИНФРА- М., 2017
  • 6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога.- М.: Владос, 2017+ .
  • 7. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для педагога-дефектолога.- М.: Владос, 2018.
  • 8. Лазуренко С.Б., Стребелева Е.А., Яцык Г.В., Павлова Н.Н., Половинкина О.Б. Диагнстка психической активности младенцев: методическое пособие.- М: ИНФРА- М., 2017
9.Лазуренко С.Б. Организация в учреждениях системы  здравоохранения коррекционно-педагогической помощи детям с поражением ЦНС.- Методическое письмо М.:2008
  • 9.Лазуренко С.Б. Организация в учреждениях системы

здравоохранения коррекционно-педагогической помощи детям с поражением ЦНС.- Методическое письмо М.:2008

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ