СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация научно-исследовательской деятельности в начальных классах. Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация научно-исследовательской деятельности  в начальных классах.  Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.

Просмотр содержимого документа
«Организация научно-исследовательской деятельности в начальных классах. Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.»

Выступление на педсовете 27.02.2017г.

Организация научно-исследовательской деятельности в начальных классах.

Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.


Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребёнка.

Одной из приоритетных задач современной школы

является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить:

- познавательную мотивацию и интересы учащихся;

- сформировать основы нравственного поведения;

- готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками;

- в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

Чтобы реализовать поставленные цели и задачи перед начальной школой стало необходимым внедрение в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

Новизна практики в том, что в период бурной информатизации общества особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ориентация на формирование практических навыков, способности применять знания, реализовывать собственные проекты. Решение этих задач осуществляется через вовлечение учащихся в проектную деятельность.

Методу проектов принадлежит сегодня ведущее место среди других методов обучения.

В процессе проектного обучения приобретается опыт исследовательско - творческой деятельности учащихся.

В процессе работы над проектами происходит постепенный переход от совместной деятельности: учитель – учащийся – родитель, к совместно-разделенной деятельности, где идет

переход к самостоятельной исследовательской деятельности и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

А в стандартах второго поколения говорится о том, что важной задачей современной системы образования, является – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Следовательно, работая над проектами, мы выполняем социальный заказ общества.

Несколько лет назад я начала использовать в учебной и во внеурочной деятельности метод проектов. Китайская мудрость гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Целью моей работы является создание оптимальных условий для проектирования деятельности учащихся на этих уроках.

Задачи:

вовлечь детей в проектную деятельность,

научить представлять продукты проектов,

научить учащихся использовать средства ИКТ для поиска, обработки и представления информации,

развивать критическое и творческое мышление.

Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.

Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.

В начальной школе целесообразно привлекать к выполнению проекта родителей. Важно со стороны родителей – помощь советом, информацией, проявление заинтересованности (но – родитель не должны брать на себя выполнение работы – губится сама идея методов проектов).

С этой целью провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняется родителям суть проекта, значимость его для развития личности.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий, целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на 1 месяц, 1 триместр, полугодие (3, 4 класс).

Личный опыт показывает, что работу следует начинать от недолговременных (один урок) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным и с самых первых дней детей в школе. Свою работу по проектной деятельности мы с учениками начали со 2 класса.

По выбранным темам собирались все сведения, которые интересны детям. После сбора информации была работа над проектами. При этом не обязательно, что все собранные сведения использовались. Сбор сведений происходил не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей. Очень важна для меня ориентация в печатных источниках информации владение компьютерными технологиями. Систематическое включение учащихся в такую деятельность дает свои результаты – дети постепенно приучились работать самостоятельно, в итоге, успешно решают поставленные цели и задачи. Степень самостоятельности зависит от того, как я их подготовила. Для успешной деятельности учу детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

Первые проекты школьников сравнительно просты, опираются на знания и умения, которые уже сформированы у детей.

Защита проекта составляет важную часть проектной деятельности, желательно, чтобы она проходила в деловой форме. В процессе защиты проекта совершенствуется мышление и речь школьников, создаётся ситуация благоприятная для формирования коммуникативных навыков. Ученики высказывают друг другу своё мнение о проекте, имеют возможность в тактичной форме дать совет.



Презентация проектов учащимися начальных классов

Виды презентаций (защита) проектов в начальной школе во многом обусловлены типом самого выполненного проекта, а также возрастными особенностями детей. Самыми удачными и доступными для младших школьников являются:

-выставка изделий с рассказом–комментарием каждого автора (целесообразна для индивидуальных краткосрочных проектов);

-доклады с наглядным сопровождением (эффективны для групповых долгосрочных проектов и проектов средней продолжительности, чаще информационного и исследовательского характера);

-концерт или праздник с различными номерами (для творческих и коллективно-групповых проектов);

Семейный вечер с детско-родительскими выступлениями или сообщениями (для семейных проектов).


Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески.

Благодаря проектным работам я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным.