Просмотр содержимого документа
«Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время в современной школе»
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время в современной школе
На сегодняшний день одной из важнейших задач современного образования является развитие универсальных учебных действий, формирование основ умения учиться. Приобщение младших школьников к исследовательской деятельности дает возможность наиболее полно формировать и развивать универсальные учебные действия.
Свою работу по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время я начала в 2016 году. В процессе работы кружков внеурочной деятельности «Уроки милосердия», «Я – исследователь» для формирования исследовательских умений я использовала самые разные методы.
Начиная с первого класса, на занятиях кружков внеурочной деятельности я организую индивидуальные, групповые и коллективные проекты.
В процессе работы над проектом у младших школьников формируются УУД во всех сферах: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.
Разумеется, чем младше ребенок, тем более «облегченный» вариант проектно-исследовательской деятельности ему предлагается.
В рамках реализации кружка внеурочной деятельности «Уроки милосердия» с 1 по 3 классы было реализовано множество интересных проектов. Младшие школьники выполняли следующие проекты: «Подарок для папы», «Подарок другу», «Рождественская мастерская», «Пасхальная радость», «Спешите делать добро», «Домик для моих питомцев».
Опыт показал, что проведение проектов позволяет сделать процесс изучения курса «Уроки милосердия» более интересным, а учащихся – более самостоятельными и активными.
Участники кружка постоянно принимали участие во всех проектно-исследовательских работах. Все ученики получили навыки подготовки и написания проектно-исследовательской работы, а также навыки публичного выступления по итогам своей работы.
На практических занятиях кружка внеурочной деятельности «Я – исследователь» я создавала проблемную ситуацию, для того, чтобы младшие школьники смогли самостоятельно сформулировать темы и цели. На занятиях кружка внеурочной деятельности я проводила беседы, давала общее представление об изучаемом объекте исследования, применяла ИКТ (мультимедийную презентацию, видео). После этого осуществляла показ опыта. Результаты проведенного опыта учащиеся фиксировали в тетрадях. Таким образом, учащиеся уже знакомились с основами химии, физики и биологии. Каждая тема занятия была познавательной и учащиеся с нетерпением ждали следующего занятия. Часть объектов мы готовили на занятиях кружка, некоторый материал искали дома, привлекая к участию в проектах родителей.
В заключении хотелось бы отметить: участие в проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках внеурочной деятельности дает возможность младшим школьникам осознать свою значимость, раскрыть творческий потенциал, проявить свою индивидуальность.