Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «ИНФОРМАТИКА» в 2020/2021 учебном году
Цель изучения учебного предмета «Информатика» –
практическая подготовка учащихся к жизни в информационном обществе; формирование целостного мировоззрения, основанного на научной информационной картине мира; приобретение знаний о видах информации, способах ее представления в компьютере, информационных процессах; развитие логического и алгоритмического мышления; формирование компьютерной грамотности, умений работать с прикладным программным обеспечением для решения различных практических задач; воспитание информационной культуры.
Задачи обучения информатике в учреждениях общего среднего образования
- формирование теоретических знаний в области теоретической информатики, алгоритмики и практических умений в области программирования, информационных и коммуникационных технологий;
- формирование ключевых компетенций в сфере информационных технологий;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- формирование умений индивидуальной и коллективной работы;
- воспитание трудолюбия, ответственного отношения к соблюдению этических и нравственных норм при использовании информационных и коммуникационных технологий.
При изучении учебного предмета «Информатика» у учащихся должны формироваться следующие компетенции:
- учебно-познавательная
- исследовательская
- информационная
- здоровьесберегающая
- естественно-научная
В 2020/2021 учебном году используются
следующие учебные программы:
Класс
VI
VII
Год утверждения (издания) учебной программы
VIII
2017
IX
2017
2018
Х
базов. уров.
2019
2020
повыш. уров.
XI
базов. уров.
2020
2017
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Информатика.
Учебная программа для 10 класса изменена
В 2020/2021 учебном году будет использоваться новое учебное пособие:
Информатика / Інфарматыка: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения (с электронным приложением для базового и повышенного уровней) / В.М. Котов и [др.]. – Минск : Народная асвета, 2020.
Учебное пособие состоит из двух частей. В первой части, изданной в виде книги, размещены материалы, отражающие фундаментальный характер информатики. В электронном приложении содержатся материалы прикладного характера. На http://e-padruchnik.adu.by/ размещена электронная версия печатного издания. Электронные приложения для базового и повышенного уровней размещены на ресурсе http://profil.adu.by .
Темы учебного материала в программе
X класса, базовый уровень(35 часов):
Тема 1. Алгоритмы обработки массивов (10 ч).
Тема 2. Хранение и обработка информации в базах данных (11 ч).
Тема 3. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 ч).
Тема 4. Компьютерные коммуникации и Интернет(4 ч).
Контрольная работа проводится по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»
Темы учебного материала в программе
X класса, повышенный уровень(105 ч):
Тема 1. Основные алгоритмические конструкции в языке программирования (26 ч)
Тема 2. Алгоритмы обработки массивов (37 ч)
Тема 3. Хранение и обработка информации в базах данных (16 ч)
Тема 4. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (21 ч)
Тема 5. Компьютерные коммуникации и Интернет (3 ч)
Контрольные работы проводятся по темам:
«Основные алгоритмические конструкции в языке программирования»
«Алгоритмы обработки массивов»
«Хранение и обработка информации в базах данных»
При изучении на повышенном уровне тем «Основные алгоритмические конструкции в языке программирования» и «Алгоритмы обработки массивов» можно использовать язык программирования С/С++ или другой язык, который не изучался на базовом уровне.
В помощь учителю для реализации в образовательном процессе компетентностного подхода изданы дидактические и диагностические материалы (серия «Компетентностный подход»).
Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Информатика» в 2020/2021 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https:// www.adu.by
В образовательном процессе рекомендуется использовать также материалы работ победителей Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».
Данные материалы размещены на национальном образовательном портале: http://e-asveta.adu.by/index.php/konkursi-olimpiadi-proekti/proektyi-pobediteli-koi/133-informatika .
Учебный предмет «Информатика» может изучаться на повышенном уровне в VIII и IX классах в объеме не более 2 дополнительных учебных часов в неделю, в X-ХI классах – в объеме 3 учебных часов в неделю. Рекомендации по организации изучения информатики на повышенном уровне размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Информатика .
При изучении учебного предмета «Информатика» в X классе на повышенном уровне используется электронное приложение для повышенного уровня «Информатика. 10 класс», размещенное на ресурсе http://profil.adu.by/ .
При определении содержания образования в ХI классе на повышенном уровне можно использовать учебные программы факультативных занятий, размещенные на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Информатика .
Рекомендации по изучению учебного предмета
«Информатика» на повышенном уровне в VIII классе
- Технология обработки аудио- и видеоинформации – (5+3), (5+7)
- Основы анимации – (8+4), (8+10)
- Основы алгоритмизации и программирования – (12+23), (12+41)
- Технология обработки текстовых документов – (8+4), (8+10)
С пропедевтической целью рекомендуется в V классе проводить факультативные занятия, используя учебную программу «Введение в информатику»: https://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Информатика .
Календарно-тематическое планирование
К 2020/2021 учебному году издано примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Информатика. 6–11 классы» (Минск: Национальный институт образования, Аверсэв, 2020). Примерное КТП для X класса размещено на
https:// uchebniki.by
Обращаем внимание, что в начале 2020/2021 учебного года необходимо организовать углубленное повторение учебного материала IV четверти 2019/2020 учебного года. Рекомендации по организации углубленного повторения размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Информатика .
Обучение правилам безопасного поведения
При организации образовательного процесса по учебному предмету «Информатика» необходимо провести обучение учащихся всех классов правилам безопасного поведения в кабинете информатики, о чем в классном журнале в начале каждой учебной четверти учебного года делается запись: «Обучение правилам безопасного поведения в компьютерном классе» (или «ОПБП»).
При организации учебных занятий по учебному предмету «Информатика» необходимо руководствоваться Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525, а также Санитарными нормами и правилами «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59.
Использование тетрадей на печатной основе по учебному предмету «Информатика» не является обязательным.
Домашнее задание
Домашнее задание по учебному предмету «Информатика», требующее использование компьютера, задается при наличии дома у учащегося доступа к электронным средствам обучения. Объем домашнего задания также должен соответствовать Санитарным нормам и правилам с учетом его объема по другим учебным предметам.
Контрольные работы по информатике
Контрольные работы по учебному предмету «Информатика» должны включать теоретические вопросы , ответы на которые даются в письменной форме, и практические задания , которые выполняются на компьютере. Они оформляются на электронном (практические задания) и бумажном носителях (теоретические вопросы) и хранятся в учреждении общего среднего образования до конца текущего учебного года. Итоговая отметка выставляется с учетом ответов на теоретические вопросы и выполнения практических заданий и заносится в классный журнал.
Тематика контрольных работ
6 класс: (тема 3 и 4) «Обработка растровых изображений и создание текстовых документов»
7 класс: (тема 3) «Основные алгоритмические конструкции»
8 класс: (тема 2) «Основы анимации»
9 класс: (тема 3) «Обработка информации в электронных таблицах»
10 класс(база): (тема 2) ««Обработка информации в базах данных»
11 класс: (тема 3) «Обработка информации в базах данных»
Из постановления СМ РБ «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований»
67. Контрольные работы … должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения (заместителем руководителя по учебной работе) не более чем по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в день в одном классе.
Проведение контрольных работ и экзаменов (за исключением выпускных) в пятницу и на последних часах учебных занятий запрещается в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования для учащихся первого и второго курсов, получающих образование на основе общего базового образования.
С целью обучения учащихся безопасности работы в сети Интернет на национальном образовательном портале ( https://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Информатика / Дополнительные материалы ) размещены материалы « Повышение уровня информационной безопасности и правовой культуры учащихся », разработанные МВД и содержащие описание распространенных видов преступлений в сфере высоких технологий.
Тема работы методического объединения учителей информатики
в 2020/2021 учебном году
« Развитие предметно-методических компетенций учителей информатики в условиях обновления содержания образования»
;
Презентацию подготовила
руководитель методического объединения
учителей информатики
Крупского района Минской области
Козодоева Ольга Алексеевна