УДК- 81-139 Д.Г.Стан, (МОУ «РСОШ №3»г. Рыбница)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ORGANIZATION OF TEACHING ENGLISH AT AN EARLY STAGE
Аннотация: В данной статье рассмотрены основные цели и задачи в обучении английскому языку на начальном этапе. Приведены примеры форм и методов обучения младших школьников для усвоения лексических и грамматических единиц.
Ключевые слова: речь, игра, начальный этап, говорение, развитие, навык.
This article describes the main goals and objectives in teaching English at an early stage. There are given examples of the forms and methods of teaching younger schoolchildren in learning lexical and grammatical units.
Key words: speech, game, initial stage, speaking, development, skill.
Исследования и эксперименты по раннему обучению иностранным языкам в детских садах и начальных классах средней школы показали что этот вид деятельности уверенно занял достойное место в системе непрерывного обучения.
Обучение иностранным языкам оставляет свой след в формировании многосторонне развитой, гармоничной, грамотной личности. Это предполагает развитие у учащихся творческой самостоятельности, формирование осознанного, конструктивного характера их активности, умения трудиться в коллективе, воспитание ответственности к выполняемой работе. [Денисова 1999. №4; 26]
Основополагающей целью обучения иностранному языку на начальном этапе является, прежде всего, развитие навыков говорения.
Для достижения воспитательных, развивающих и образовательных целей необходимо практически овладеть иностранным языком, учитывая психологические особенности младших школьников. В таком возрасте важен плавный переход от игровой деятельности к учебной, ведущую роль оставляя игре. Играть дети продолжают до 10-12 лет. Первоклассников особенно привлекают игровые элементы процесса обучения, общение с учителем и сверстниками. Для них очень важна предметная наглядность. Игра должна быть тесно связана с учебной деятельностью.
Чтобы заинтересовать ребенка на уроке, перед ним необходимо поставить доступные и занимательные задачи. Эти задачи и должны определить специфику традиционных компонентов урока. [Беляев №8 2006; 23]
На своих уроках я использую различных персонажей. Это ручная овечка Долли, кукла Дори, котик Том и другие интересные персонажи. Они знакомят нас с новыми словами, задают вопросы, рассказывают о себе. Помогают тренировать речевые образцы. К примеру, формирование умения отвечать на вопрос “Are you Andrew?” с использованием слов “Yes”, “No”. Я говорю детям что у нас сегодня представление, кукла Дори раздает билеты и учащиеся не берут билеты пока кукла не вспомнит их имя. Кукла задает вопрос: “Are you Sveta?”, “Are you Nina?” несколько раз, чтобы ребенок научился говорить “No”, и только потом “Yes”. Иногда Дори специально делает ошибки, чтобы дети исправляли ее высказывание.
Кроме них к нам приходит Карабас-Барабас, который хочет забрать зверей, убежавших от него. Нам нужно обмануть его и сказать, что у нас зверей нет. Таким образом мы тренируем отрицательный ответ на вопрос “Have you a (cat)?”- “I have no (cat)”.
Алиса приглашает нас к себе в комнату, и мы учимся называть предметы домашней обстановки и говорить, где они находятся. Она плохо ведет себя в гостях у бабушки, и мы говорим ей, что так делать нельзя: “Don’t sleep under the table!”, “Don’t sit on the floor!”(повелительное наклонение)
Введение нового материала учащимся не должно являться сообщением какой-либо информации, а представлять собой активное «добывание» этих знаний в процессе восприятия интересной для них проблемной истории. Например, я называю предметы на своем столе. На столе лежит ручка-книга, а рядом с ними пенал-тетрадь. Дети говорят что нет таких принадлежностей, а чтобы было понятно о чем я говорю нужно использовать «И». Это маленькое слово, а такое важное. В английском языке есть такое важное слово “and”. (I have a pencil-case AND a copy-book.)
Особенно тяжело удается поставить правильное произношение у детей. Дети уподобляют английские звуки русским или произносят их так, как им удобно. Для того, чтобы ученикам было не так скучно многократно повторять одни и те же звуки, я в работе часто использую всем известную сказку о веселом язычке.
Базовый материал языка - это лексика. Не возможно овладеть иностранным языком, не усвоив определенный словарный запас. В этом мне помогают различные средства наглядности: игрушки, предметы, картинки. Так как у младших школьников развита образная память, то средства наглядности служат не только раскрытию значения слова, но и его усвоению. [Гальскова Н.Д. 1994.-№3; 34] Лексика закрепляется, как правило, в упражнениях-играх: «Посмотри-запомни», «Угадай», «Снежный ком», «Подбери рифму».
Грамматический материал первого года обучения включает в себя представление об артикле, единственном и множественном числе, модальном глаголе can, настоящем времени глаголов, повелительном наклонении. Грамматика осваивается в действиях. Например, «Для спортивного соревнования нам нужна команда пловцов, бегунов, лыжников, прыгунов и т.д. Давайте все будем пловцами:” I swim” (выполняем движение), а теперь все - лыжники: ”I ski”, прыгуны: ”I jump”. А теперь скажите, каким видом спорта вы занимаетесь». Дети по очереди говорят. Затем проводим тренировку: “Dima, run!”, “Masha, swim!”, “Nick, jump!” и т.д.
В освоении грамматики эффективно помогают использование коротеньких стишков и песен. Часто на уроках использую песни на мотив хорошо известным детям русских песен. Чтобы запомнить формы глагола to be поем песню «I am, you are» на мотив « В лесу родилась ёлочка», при отработке структуры I am going to do smth поем песню на мотив « Каравай», при изучении темы «Игрушки» и « Семья» (“ I have…”) поем песни на мотив « В траве сидел кузнечик».
Для тренировки запоминания лексических единиц можно использовать Лото, карточки которого служат не только для усвоения названий предметов, но ими можно пользоваться для проведения беседы по содержанию сюжетной картинки или составления рассказа. Картинное домино позволяет отрабатывать не только названия предметов, но и атрибутивные словосочетания (цвет, качество), выражения.
Повторению лексики способствует также отгадывание кроссвордов, чайнвордов, словесных квадратов или самостоятельное их составление в форме конкурса. Одновременно решается задача правильного написания слов и освоение новых. Лучшее кроссворды предлагаются для разгадывания на следующем уроке. Больше всего ребятам нравится составлять словесные квадраты, т.к. они посильны даже слабым учащимся.
Эффективными являются задания на исключение лишних слов из однородного списка (black, blue, white, cold, yellow), упражнения на заполнение пропусков слова или выражения.
Для развития логического мышления при повторении лексики я использую карточки, которые надо дополнить словом по определенным признакам:
1.антоним : black – white cold – warm
2.подобное слово : mother- father sister – brother
3.где это находится : plate – fork cup – table
4.когда это бывает: coat – cold snow – winter
Итак, на основе наблюдений можно сделать следующие выводы:
-обучение иностранному языку в начальной школе благотворно влияет на развитие речи ребенка;
-большая часть детей обладает высоким уровнем памяти;
-у младших школьников значительно повышается устойчивость внимания;
-эти дети более развиты и раскованы по сравнению с средним звеном.
Подобные выводы говорят о том, что обучение младших школьников иностранному языку не мода, а необходимость.
Кроме того, на основе достаточно хорошо усвоенного первого языка можно было бы ввести второй язык, что является насущным требованием современности. Не случайно ЮНЕСКО провозгласила ХХI век - веком полиглотов.
Литература
1. Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. 1999. №4.
2. Беляев Б.В. Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке // Методическая мозаика Приложение к журналу «ИЯШ». № 8. 2006..
3. Гальскова Н.Д., Чепцова Л.Б. Цели и содержание обучения говорению в начальной школе// Иностранные языки в школе.-1994.-№3
4. Новые государственные стандарты по иностранному языку второго поколения. - М.: «Просвещение», 2010.
2