ГБУ «Академия наук РС(Я)
МКУ «Управление образования» МР Усть-Алданского улуса
МБОУ «Бейдигинская СОШ» МР Усть-Алданского улуса .
Республиканская научно-практическая конференция
«Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени»
Тема доклада:
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Составитель:
Иванова Мария Серафимовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Болтогинская СОШ им. Н.Д. Субурусского
Чурапчинского района
с. Харбала-2
2021
Изменение политических, экономических, социальных ориентиров общества оказывает значительное влияние на сферу образования. Образовательная система сегодня должна подготовить конкурентоспособного выпускника, обладающего набором компетенций, адекватных социально-экономической ситуации в стране. Добиться этого крайне трудно без осуществления индивидуализации обучения.
Осуществление индивидуализации обучения крайне затруднено в условиях классно-урочной системы, отличительной особенностью которой является ориентация на «среднего» ученика. При такой организации образовательного процесса трудно учитывать проблему глубоких индивидуальных различий обучающихся. Индивидуализация процесса обучения предполагает формирование индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ, что в итоге позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося.
Согласно Национальному проекту РФ «Образование», современная политика Российской Федерации ставит перед научной, общественностью стратегическую цель, заключающуюся в создании условий для развития конкурентоспособности отечественного образования в условиях глобализации [3]. Современная школа должна перестраивать организационную структуру для того, чтобы повысить качество образования. По этой причине, школьное образование ориентировано на развитие ключевых компетенций личности обучаемого на всех его этапах в условиях индивидуализации образования. По окончании школы мы должны получить компетентных выпускников, то есть, умеющих проявлять на практике полученные знания, умения и устремленных к самореализации, самосовершенствованию, реализации своего творческого потенциала, продуктивной деятельности в профессиональной и социальной сфере, несущих ответственность за результаты деятельности.
Объект исследования – организация обучения по индивидуальной образовательной программе в старшей школе.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия реализации проектирования индивидуальной образовательной программы в старшей школе.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия реализации индивидуальной образовательной программы в старшей школе.
Задачи исследования:
- Выявить сущность индивидуализации процесса обучения
- Обосновать особенности обучения в старшей школе
- Разработать рекомендации по организации индивидуальной образовательной программы
«Индивидуализация – это социокультурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности, свободы и ответственности» [2].
Ковалева Т.М. рассматривает индивидуализацию как процесс, при котором обучающийся становится субъектом образовательного процесса и в праве активно выбирать содержание своего образования. А Чередов И.М. пишет: «С точки зрения дидактических соотношений следует понимать индивидуализацию обучения как принцип процесса обучения, а дифференцированное обучение на уроках - как конкретную форму организации обучения, представляющую оптимальные условия для реализации этого принципа в условиях классно-урочной системы» [6, С.181].
Проблемой индивидуализации процесса обучения, В.Д. Шадриков, считает «ориентацию содержания образования на «среднего ученика», где не учитывается природная структура интеллекта, качественное своеобразие способностей каждого ученика и их уровень развития» [7]. В Концепции «Индивидуально-ориентированный учебный план», В.Д. Шадрикова, каждый ученик для каждого предмета выбирает свой уровень изучения учебного предмета, в результате, чего у каждого формируется своя образовательная траектория.
Так, рассматривая индивидуализацию исследователи отмечают индивидуальные различия в способностях личности. Они утверждают, что необходимо идти от индивида к учебной деятельности. Таким образом, одним из способов решения проблемы индивидуализации образования является введение индивидуальных образовательных программ.
Проведенное исследование показало, что индивидуализация осуществляется в профильном обучении, т.е. не все учебные предметы одинаково соответствуют индивидуальным особенностям ученика. Здесь мы видим, что главной проблемой индивидуализации образования является индивидуальная образовательная программа в старшей школе.
Одной из методологических основ индивидуализации образования является личностный подход. С одной стороны, это позволяет исследовать явления с точки зрения возможностей удовлетворения потребности людей, а с другой стороны, решать задачи гуманизации общества. Индивидуальный подход к обучению направлен на поддержание эффективности самого учебного процесса путем сравнения успеваемости обучающихся с достигнутыми ранее успехами. Психологическими характеристиками индивидуализации процесса обучения являются: уровень подготовки и способности к обучению; уровень общих умственных способностей; Скорость усвоения; индивидуальный стиль умственной деятельности - мышление; психофизические характеристики обучающихся.
Так, индивидуальные и групповые задачи могут быть индивидуальными средствами обучения. Содержание, уровень сложности педагогических задач и методы действий определяют организационные формы классной учебной работы: фронтально, в группах, индивидуально. Следовательно, целью индивидуализации является одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание человека, который представлял бы собой уникальную личность. Формирование индивидуальности подразумевает, что преподаватель признает право ребенка «быть собой». Прежде всего, необходимо определить цели учебного предмета, поскольку первая оценка направлена на выяснение, в какой степени эти цели достигнуты. Необходимо проверить, насколько ученик овладел определенными навыками по предмету, определить сильные и слабые стороны каждого обучающегося, а также разработать и внедрить стратегии для повышения успеваемости школьника. М.А. Пинская предлагает определить три возможных уровня, которых мог достичь обучающийся: уровень знаний, понимание и применение знаний. Потому что педагог должен не только проверять обучающихся, но и научить их оценивать свою деятельность.
Основными процедурами оценки в школе являются: диагностическая работа, выполняемая в последний день «погружения» в тему для определения усвоения материала. Такие как самостоятельная домашняя работа, публичная презентация результатов самостоятельной работы, тематическая проверочная работа. А методы и приемы формирующего оценивания носят разносторонний характер и могут быть приспособлены к потребностям обучающихся любого возраста и любых учебных ситуаций. Для этапа формирующего оценивания мы рассматриваем такой комплекс инструментов как – концентрация внимания педагога и обучающегося на достижение целей обучения и совершенствование выбранной образовательной программы. А также, педагогу следует дать обучающемуся критерии оценивания и предоставить доступ к результатам оценки. Педагогу нужно иметь обширный спектр техник и методик, которые он мог бы быстро и легко освоить, чтобы получить от обучающегося непрерывную обратную связью
Мы предлагаем подбор профилей обучения для конкретного обучающегося по ряду причин: развитие интеллектуальных навыков обучающихся; умственные способности (мышление, память, восприятие); Характеристики, показывающие приобретенный опыт, требующийся для выбора этого профиля; личный выбор обучающегося. Основная задача - помочь ученику выбрать наиболее результативный путь индивидуального развития на основе определенных навыков. Одаренный обучающийся должен получать дополнительный материал к базовым курсам. Участвовать в семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, интеллектуальных марафонах и олимпиадах. Для этого посещать кружки, факультативы, творческие мастерские и специальные курсы по выбору; быть членом школьного научного сообщества; работать в малой академии; проводить исследовательскую деятельность; работа в лекторских группах; изучать авторские курсы; работать в творческих коллективах. Обучающийся учится работать с дополнительной и научной литературой, с интернет-ресурсами, улучшает способность сначала писать отчеты, затем сочинения по интересующим его темам, приобретает опыт публичных выступлений и, наконец, проводит исследования, которую он представляет на научно-практическую конференцию или конкурс, например «Шаг в будущее».
Наиболее популярны спецкурсы для обучающихся старших классов, так как учебные материалы можно обобщать большими блоками. Кроме того, старшеклассники уже имеют опыт самостоятельной деятельности, в особенности творческой и научной. Преобладающее число мероприятий связано с проблемным изложением материала и проводятся поэтапно. Имеют большое значение для обучающихся проблемный семинар и кейс-технология. Помимо этих мероприятий, возможны и внеклассные работы, такие как профильный лагерь и смена для творчески одаренных детей. Важно иметь в виду, что процесс обучения для образовательной программы подразумевает доступное и бесплатное использование различных методов и источников сбора информации, в том числе через электронные ресурсы.
Как указывалось в теоретической части исследования, личностное развитие человека имеет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в образовательном процессе. Реализация индивидуальной образовательной программы направлена на индивидуализацию и дифференциацию личности обучающегося. Использование ИОП решает многие проблемы связанные с развитием личности школьника: способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умению самостоятельно получать знания и применять их на практике.
Индивидуальная образовательная программа - персональный путь творческой самореализации старшеклассника, формирования компетентной, самостоятельной и ответственной личности.
Ссылки на источники:
Бережная И.Ф., Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: Автореферат дис. … док. пед. наук: 13.00.08 / Ирина Федоровна Бережная; Москва. гос. пед. ун-т. М., 2012. -- 40 с.
Кононенко Б.И., Большой толковый словарь по культурологии., 2003.
Национальный проект «Образование» URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 02.02.2020).
Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. 2006.
Сысоев П.В., Обучение по индивидуальной траектории. Язык и культура. -- 2013. -- № 4 (24). -- С. 121--131.
Чередов И.М., О дифференцированном обучении на уроках. - Омск, 1973.
Шадриков В. Д., От индивида к индивидуальности. – М.: Изд-во «Институт психологии. РАН», 2009. – 240