«Организация опытно - экспериментальной музыкальной деятельности
с дошкольниками в рамках реализации региональной программы
«Уральская инженерная школа»
Аннотация: В работе представлены авторские идеи и механизмы реализации задач региональной программы « Уральская Инженерная Школа» в ДОУ средствами опытно – экспериментальной музыкальной деятельности.
Ключевые слова: исследование, опыт, сравнение, обобщение, предположение, вывод, результат, звук, громкость, высота,
С внедрением ФГОС ДО возникла необходимость изменения форм, методов к организации образования: его содержанию и способам преподнесения материала детям. Изменения коснулись и формирования личностных качеств дошкольников: на первый план выдвинуты самостоятельность в решении задач и способов действий, познавательная активность, любознательность и практическое применение детьми полученного опыта в повседневной жизни. Эти подходы выдвигает на первый план комплексная программа «Уральская Инженерная Школа» на 2015 – 2034 годы. Для детей дошкольного возраста реализация данной региональной программы стала возможной в направлении «Довузовская подготовка». Здесь решаются такие задачи, как:
- повышение мотивации обучающихся к изучению предметов естественно - научного цикла;
- пробуждение у ребенка интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам;
- формирование у учащихся навыков практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских, лабораторных и конструкторских работ.
Несмотря на то, что музыкальная деятельность напрямую не связана с миром производства, техники и точных наук, при творческой организации образовательного процесса средствами музыкального воспитания можно достичь формирования у дошкольников основ инженерных компетенций. На наш взгляд, наиболее целесообразной для этого является опытно – экспериментальная музыкальная деятельность. Кратко опишем этапы и содержание работы в данном направлении.
В первую очередь, мы знакомили детей с основами возникновения звука. как физического явления и его характеристиками. Для этого нами создавались условия, где дети самостоятельно опытным путем проверяли выдвинутые гипотезы и приходили к выводам и умозаключениям.
1. Исследования появления звука: опыт с вибрирующей линейкой, струной, «Прыгающие зерна» (с динамиком). В ходе практической деятельности дети сделали такие выводы: звук появляется в результате колебаний, которые приводят в движение разные предметы (линейка, бусины, зерна и т.д.).
2. Исследования высоты звука: опыты «Ложечный колокол» (со столовыми и чайными ложками на нитке), «Поющие бокалы» с водой. В процессе этих экспериментов дошкольники подвели итог: чем больше предмет, тем ниже звук он издает.
3. Исследования громкости звука: опыт с камертоном, опыт с динамиком и бумажными салфетками. В ходе данных опытов ребята выявили: громкость звука зависит от амплитуды и частоты колебаний. Чем чаще колебания, тем громче звук.
На втором этапе работы мы расширили содержательное поле и включили следующие темы для детских исследований.
1. Распространение звука в разных веществах - звучание часов в воздухе, воде, твердом веществе (с помощью линейки измерить расстояние слышимости звука). Дети сделали следующий вывод: лучше и быстрее всего звук проводят твердые вещества, чуть хуже - вода, и совсем медленно – газообразные.
2. Знакомство с явлением резонанса (отражение звука) – опыты с двумя камертонами. Дети узнали, что резонанс заключается в отклике колебаний предмета при воздействии на него колебаниями от другого предмета. Чем сильнее воздействие, тем больше будет амплитуда колебаний.
3. Создание собственных моделей по изучению звука: «Бумажный телефон», «Волшебный барабан» (из консервных банок), «Кукарекающий стакан», Лего – динамик. Тико – микрофон.
На третьем этапе мы предложили детям познакомиться с возможностями компьютерных программам (Audacity, аудиомастер, FL Studio) по изменению и записи звуков. Дети наглядно могли увидеть график звуковых волн, самостоятельно изменять скорость речи, пения, преобразовывать по своему выбору тембр голоса.
В ходе опытно – экспериментальной музыкальной деятельности дошкольники проявляли большой интерес к объекту исследования, у них развиты мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, обобщение. Дети демонстрируют большую познавательную активность и любознательность в восприятии музыкального материала. Кроме того, они самостоятельно устанавливают взаимосвязи между объектами живой и неживой природы, взаимозависимости, делают выводы.
Старшие дошкольники имели возможность участия во многих открытых мероприятиях разного уровня (конференциях по внедрению программы УИШ, мастер – классах, семинарах практикумах). Наиболее активные дети стали инициаторами создания детских исследовательских проектов.
Таким образом, описанная выше деятельность явилась эффективной в решении задач Губернаторской программы «Уральская инженерная школа» и создаёт предпосылки для развития у дошкольников основ инженерных компетенций.
Библиографический список
1.Бабаева Т.И. Дошкольники на пороге XXI века// Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 3-6.
2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.
3. Веракса Н.Е., Кондаков О.В., Кондакова Н.Н. Физика для маленьких: пособие для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и любознательных родителей. Елец, 1997. - 189 с.
4.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Ребенок дошкольного возраста как субъект детской музыкальной деятельности: развитие идей научной школы кафедры // Педагогика детства: Петербургская научная школа. СПб.: «Адверта», 2005. - с. 490, С. 208 - 218.
5.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О.В. Дыбина (отв. ред.). М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с. (серия «Вместе с детьми).
6. Лиференко О.С. Экспериментирование со звуками для дошкольников. - СПб, 2002.- 106 с.