Просмотр содержимого документа
«Организация патриотического воспитания»
Материалы для участия в Муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Лучший организатор патриотического воспитания» Самарина Наталья Геннадьевна, к.и.н., учитель истории и обществознания МБОУ г. Абакана «Лицей», классный руководитель 8 « В » класса (2018-2019 уч.год)
«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.
- Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
- Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период, когда становятся особо напряженными внешнеполитические отношения, когда существует тенденция переписать историю и итоги Второй мировой войны. Нередко можем наблюдать и пренебрежение моральными нормами. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
- Патриот - любитель Отечества, человек, который любит свою Родину.
- Патриотизм – в переводе с греческого, означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
- Гражданственность – это понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с ее судьбой.
- Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России.
Нормативно-правовая база патриотического воспитания:
- Конституция РФ - главный закон Российской Федерации.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
- ФГОС в базовом документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования»
- ФГОС «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Цель государственной политики в сфере патриотического воспитания
- - повышение гражданской ответственности за судьбу страны;
- - повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ;
- - укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян;
- - воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
- Всестороннее развитие и воспитание ученика в образовательных учреждениях нельзя представить без патриотического образования. Поэтому вся внеклассная деятельность, которая проводится в лицее, должна затрагивать все направления духовно-нравственной концепции. Классным руководителям необходимо искать новые формы, направленные на воспитание патриотизма у молодого поколения. Во внеклассной работе по патриотическому воспитанию используются такие образовательные технологии, как:
- - проектно-исследовательская деятельность;
- - коллективно-творческие дела;
- - информационно-коммуникационные технологии;
- - системно-деятельностный подход.
Лицеист – гражданин и патриот
- Классные часы, проведенные в 8 «В» классе, 2018-2019 учебный год
- Классные часы проводились каждую среду в 8.00 в 9 кабинете. За прошедший учебный год прошло 38 классных часов, из них 20 гражданско-патриатической направленности.
Хакасия – Родина моя!
- В сентябре 2018 г. учащиеся приняли участие в месячнике тюркской письменности. Наиболее активное участие приняли ученики Мазай Алина, Троякова Саника и Карачаков Владислав, исполнив песни на хакасском языке и в конкурсе чтецов хакасской поэзии.
- Классный час «День государственного флага Республики Хакасия» (22.11.2018)
- Подготовлен проект Ачитаевой Анарой «Поэзия М. Кильчичакова в сравнении с поэзией Р. Бернса», который занял 2 место в катановских чтениях. Также Анара приняла участие в Республиканской научно-практической конференции «Великие люди моего народа», проходившей на базе Национальной гимназии (4.03.2019).
Внеурочная деятельность «История России в лицах» для учащихся 8-х классов
- Цель: познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей, способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории, а также помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
- Личностные результаты:
- Задуматься о роли личности в истории России, о ее важности для успешного развития страны, выразить своё отношение к тому или иному правителю или деятелю, осознать свою принадлежность к России, российскому народу, признавать важность личного участия в делах во благо Родины. Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
- Результат внеурочной деятельности был представлен в разработке проектов и их защите. В проектах ребята раскрывали роль исторических деятелей и их эпохи.
- Всего во внеурочной деятельности было задействовано 30 учащихся, из них 10 из 8 «В» класса.
Проектно-исследовательская деятельность
- Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
- Результатом внеурочной деятельности является разработка проектов и выступления (представления) на научно-практических конференциях различного уровня. Всего в рамках Внеурочной деятельности были подготовлены 14 проектов, затрагивающие важные проблемные вопросы истории Отечества. 10 учащихся 8 «В» класса подготовили проекты и успешно защитили их на НПК
Социально-ориентированная направленность
- Основное средство патриотического воспитания – социально-ориентированная направленность коллективных творческих дел. Это взаимодействие учащихся с социальными объектами, такими как общество, люди, Родина, народ, культура, природа. К коллективной творческой деятельности по воспитанию патриотизма относятся формы работы, которые предполагают включение учащихся в непосредственную патриотическую деятельность: смотр строя и песни, акции милосердия, возложение венков к могиле солдат, экскурсия в воинскую часть, военно-спортивные игры, конкурсы патриотических песен и стихов. Методика коллективной организаторской деятельности дает возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности.
Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы
- Приняли участие в акции Георгиевская лента – 22.04.2019 г. Учащиеся лицея, педагоги и родители приняли активное участие в акции, публично демонстрируя свое уважение к воинам, сражавшимся за Отечество, всенародную гордость за Великую Победу.
- Участвовали в митинге, посвященном Дню победы у стелы Кати Перекрещенко. Читали стихотворения, возложили цветы. На митинге присутствовали представители ООО Хакасского регионального отделения «Дети войны, которые выступили со словами признательности ребятам за их теплые слова в адрес ветеранов.
- Участвовали в конкурсе чтецов стихотворений о войне (Ачитаева А., Лицкевич Д.)
- В День Победы представители нашего класса вместе с родителями присоединились к акции «Бессмертный полк», чествуя своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной Войне.
- Прошли экскурсию по Парку Победы, с возложением цветов у вечного огня. На экскурсии узнали, когда был поставлен памятник Победы в г. Абакане, сколько имен героев на стелах выбито, когда был установлен фонтан и т.д.
- Учащиеся 8 «В» оформили второй этаж лицея газетами, посвященными Героям Великой Отечественной войны, газеты были выполнены учениками 7-8 классов лицея.
- «Сталинградская битва – коренной перелом» - классный час, с приглашением других классов (8 «А», 8 «Г»), просмотр фильма о битве, оформление общешкольного стенда, посвященного битве.
Экскурсия по Парку Победы, с возложением цветов у вечного огня
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей» города Абакана
Исследовательский проект «Книга Памяти»
Цель проекта: воспитание гражданственности и преданности Родине; сохранение исторической памяти своей семьи и своего народа, традиций и преемственности поколений
Сегодня, как никогда, школа, семья должны почувствовать свою ответственность за настоящее и будущее России, и в нашей памяти всегда должно быть место великому подвигу нашего народа, совершенного во благо будущих поколений. В каждой семье есть своя семейная реликвия.
Выбор тематики проекта связан направлением Воспитательной работы Лицея.
Проект действует с 2015 года, реализуется в рамках 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Конкурс театрализованных представлений «Прикоснись сердцем к театру», посвященный творчеству А.П. Чехова
- Минипостановка театрализованного представления «Ёлка» учениками 8 «В»
- «Театральная весна»26.04.2019 г.
- Грамота в номинации «Лучшее актерское мастерство»
Информационно-коммуникационные технологии
- Информационные технологии предоставляют возможность:
- - рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе воспитательного процесса;
- - сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
- - построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому учащемуся собственную траекторию воспитания;
- - вовлечь в процесс активного воспитания различные категории детей;
- - использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
В дополнительном образовании работа по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ подразумевает три этапа :
- 1 . докомпьютерный , когда педагог активизирует внимание учащихся на определенной теме, вводит их в тему, стимулируют познавательный интерес;
- 2. компьютерный , когда осуществляется работа с электронными ресурсами;
- 3 . презентационный , на этом этапе подводятся итоги работы, представляется презентация. Цифровые ресурсы мобильны, активны. Использование ИКТ всегда интересно, необычно и эмоционально окрашено.
- Современный урок или классный час невозможно представить без использования ИКТ. Также используются в работе социальные сети. Так, например «ВКонтакте» мы создали группу, куда учитель может отправить информацию, касающуюся истории России и Республики Хакасия, о политической жизни, а так же какую-либо информацию о политическом, социальном и культурном пространстве современного общества.
Системно-деятельностный подход
- 1) Принцип деятельности. Ученик, активно участвует в воспитательном процессе, что способствует активному успешному формированию его личности.
- 2) Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития учащихся.
- 3) Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире, природе, обществе, самом себе.
- 4) Принцип психологической комфортности. Принцип предполагает снятие всех стрессовых факторов и создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- 5) Принцип вариативности. Предполагает умение адекватно принимать решения в ситуациях выбора.
- 6) Принцип творчества. Приобретение собственного опыта творческой деятельности.
- Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Трудовой школьный отряд ООН – Отряд Особого Назначения 03.06-28.06. 2019 г.
- Основными задачами деятельности ТОШ являются:
- - содействие занятости несовершеннолетних;
- - получение начальных профессиональных навыков;
- - профилактика детской безнадзорности и правонарушений;
- - трудовое воспитание и пропаганда добросовестного отношения к труду.
- Всего в лицейском отряде работали 24 человека, 8 учащихся из 8 «В». Все получили свою первую заработную плату и запись в трудовую книгу. Работали добросовестно и были отмечены благодарственными грамотами от лица директора Лицея - Петрук Л.А.
- Руководитель отряда – Самарина Н.Г.
ООН – Отряд Особого Назначения
- «Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал верным сыном своего Отечества».
- Сухомлинский В.А.