СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация патриотического воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.

Просмотр содержимого документа
«Организация патриотического воспитания»

Материалы  для участия в Муниципальном конкурсе профессионального мастерства   «Лучший организатор патриотического воспитания»   Самарина Наталья Геннадьевна,  к.и.н., учитель истории и обществознания МБОУ г. Абакана «Лицей»,  классный руководитель 8 « В » класса  (2018-2019 уч.год)

Материалы для участия в Муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Лучший организатор патриотического воспитания» Самарина Наталья Геннадьевна, к.и.н., учитель истории и обществознания МБОУ г. Абакана «Лицей», классный руководитель 8 « В » класса (2018-2019 уч.год)

«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.   Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период, когда становятся особо напряженными внешнеполитические отношения, когда существует тенденция переписать историю и итоги Второй мировой войны. Нередко можем наблюдать и пренебрежение моральными нормами. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.

«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.

  • Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
  • Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период, когда становятся особо напряженными внешнеполитические отношения, когда существует тенденция переписать историю и итоги Второй мировой войны. Нередко можем наблюдать и пренебрежение моральными нормами. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
Патриот - любитель Отечества, человек, который любит свою Родину. Патриотизм – в переводе с греческого, означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. Гражданственность – это понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с ее судьбой. Гражданско-патриотическое воспитание  – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России.
  • Патриот - любитель Отечества, человек, который любит свою Родину.
  • Патриотизм – в переводе с греческого, означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
  • Гражданственность – это понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с ее судьбой.
  • Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России.
Нормативно-правовая база патриотического воспитания:   Конституция РФ - главный закон Российской Федерации. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». ФГОС в базовом документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» ФГОС «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Нормативно-правовая база патриотического воспитания:

  • Конституция РФ - главный закон Российской Федерации.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
  • ФГОС в базовом документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования»
  • ФГОС «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Цель государственной политики в сфере патриотического воспитания  - повышение гражданской ответственности за судьбу страны; - повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ; - укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян; - воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Цель государственной политики в сфере патриотического воспитания

  • - повышение гражданской ответственности за судьбу страны;
  • - повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ;
  • - укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян;
  • - воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Всестороннее развитие и воспитание ученика в образовательных учреждениях нельзя представить без патриотического образования. Поэтому вся внеклассная деятельность, которая проводится в лицее, должна затрагивать все направления духовно-нравственной концепции. Классным руководителям необходимо искать новые формы, направленные на воспитание патриотизма у молодого поколения. Во внеклассной работе по патриотическому воспитанию используются такие образовательные технологии, как: - проектно-исследовательская деятельность; - коллективно-творческие дела; - информационно-коммуникационные технологии; - системно-деятельностный подход.
  • Всестороннее развитие и воспитание ученика в образовательных учреждениях нельзя представить без патриотического образования. Поэтому вся внеклассная деятельность, которая проводится в лицее, должна затрагивать все направления духовно-нравственной концепции. Классным руководителям необходимо искать новые формы, направленные на воспитание патриотизма у молодого поколения. Во внеклассной работе по патриотическому воспитанию используются такие образовательные технологии, как:
  • - проектно-исследовательская деятельность;
  • - коллективно-творческие дела;
  • - информационно-коммуникационные технологии;
  • - системно-деятельностный подход.
Лицеист – гражданин и патриот   Классные часы, проведенные в 8 «В» классе, 2018-2019 учебный год Классные часы проводились каждую среду в 8.00 в 9 кабинете. За прошедший учебный год прошло 38 классных часов, из них 20 гражданско-патриатической направленности.

Лицеист – гражданин и патриот

  • Классные часы, проведенные в 8 «В» классе, 2018-2019 учебный год
  • Классные часы проводились каждую среду в 8.00 в 9 кабинете. За прошедший учебный год прошло 38 классных часов, из них 20 гражданско-патриатической направленности.
Хакасия – Родина моя!   В сентябре 2018 г. учащиеся приняли участие в месячнике тюркской письменности. Наиболее активное участие приняли ученики Мазай Алина, Троякова Саника и Карачаков Владислав, исполнив песни на хакасском языке и в конкурсе чтецов хакасской поэзии. Классный час «День государственного флага Республики Хакасия» (22.11.2018) Подготовлен проект Ачитаевой Анарой «Поэзия М. Кильчичакова в сравнении с поэзией Р. Бернса», который занял 2 место в катановских чтениях. Также Анара приняла участие в Республиканской научно-практической конференции «Великие люди моего народа», проходившей на базе Национальной гимназии (4.03.2019).

Хакасия – Родина моя!

  • В сентябре 2018 г. учащиеся приняли участие в месячнике тюркской письменности. Наиболее активное участие приняли ученики Мазай Алина, Троякова Саника и Карачаков Владислав, исполнив песни на хакасском языке и в конкурсе чтецов хакасской поэзии.
  • Классный час «День государственного флага Республики Хакасия» (22.11.2018)
  • Подготовлен проект Ачитаевой Анарой «Поэзия М. Кильчичакова в сравнении с поэзией Р. Бернса», который занял 2 место в катановских чтениях. Также Анара приняла участие в Республиканской научно-практической конференции «Великие люди моего народа», проходившей на базе Национальной гимназии (4.03.2019).
Внеурочная деятельность  «История России в лицах»   для учащихся 8-х классов   Цель: познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей, способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории, а также помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей. Личностные результаты: Задуматься о роли личности в истории России, о ее важности для успешного развития страны, выразить своё отношение к тому или иному правителю или деятелю, осознать свою принадлежность к России, российскому народу, признавать важность личного участия в делах во благо Родины. Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей. Результат внеурочной деятельности был представлен в разработке проектов и их защите. В проектах ребята раскрывали роль исторических деятелей и их эпохи. Всего во внеурочной деятельности было задействовано 30 учащихся, из них 10 из 8 «В» класса.

Внеурочная деятельность «История России в лицах» для учащихся 8-х классов

  • Цель: познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей, способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории, а также помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
  • Личностные результаты:
  • Задуматься о роли личности в истории России, о ее важности для успешного развития страны, выразить своё отношение к тому или иному правителю или деятелю, осознать свою принадлежность к России, российскому народу, признавать важность личного участия в делах во благо Родины. Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
  • Результат внеурочной деятельности был представлен в разработке проектов и их защите. В проектах ребята раскрывали роль исторических деятелей и их эпохи.
  • Всего во внеурочной деятельности было задействовано 30 учащихся, из них 10 из 8 «В» класса.
Проектно-исследовательская деятельность   Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.  Результатом внеурочной деятельности является разработка проектов и выступления (представления) на научно-практических конференциях различного уровня. Всего в рамках Внеурочной деятельности были подготовлены 14 проектов, затрагивающие важные проблемные вопросы истории Отечества. 10 учащихся 8 «В» класса подготовили проекты и успешно защитили их на НПК

Проектно-исследовательская деятельность

  • Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
  • Результатом внеурочной деятельности является разработка проектов и выступления (представления) на научно-практических конференциях различного уровня. Всего в рамках Внеурочной деятельности были подготовлены 14 проектов, затрагивающие важные проблемные вопросы истории Отечества. 10 учащихся 8 «В» класса подготовили проекты и успешно защитили их на НПК
Социально-ориентированная направленность   Основное средство патриотического воспитания – социально-ориентированная направленность коллективных творческих дел. Это взаимодействие учащихся с социальными объектами, такими как общество, люди, Родина, народ, культура, природа. К коллективной творческой деятельности по воспитанию патриотизма относятся формы работы, которые предполагают включение учащихся в непосредственную патриотическую деятельность: смотр строя и песни, акции милосердия, возложение венков к могиле солдат, экскурсия в воинскую часть, военно-спортивные игры, конкурсы патриотических песен и стихов. Методика коллективной организаторской деятельности дает возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности.

Социально-ориентированная направленность

  • Основное средство патриотического воспитания – социально-ориентированная направленность коллективных творческих дел. Это взаимодействие учащихся с социальными объектами, такими как общество, люди, Родина, народ, культура, природа. К коллективной творческой деятельности по воспитанию патриотизма относятся формы работы, которые предполагают включение учащихся в непосредственную патриотическую деятельность: смотр строя и песни, акции милосердия, возложение венков к могиле солдат, экскурсия в воинскую часть, военно-спортивные игры, конкурсы патриотических песен и стихов. Методика коллективной организаторской деятельности дает возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности.

Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы

  • Приняли участие в акции Георгиевская лента – 22.04.2019 г. Учащиеся лицея, педагоги и родители приняли активное участие в акции, публично демонстрируя свое уважение к воинам, сражавшимся за Отечество, всенародную гордость за Великую Победу.
  • Участвовали в митинге, посвященном Дню победы у стелы Кати Перекрещенко. Читали стихотворения, возложили цветы. На митинге присутствовали представители ООО Хакасского регионального отделения «Дети войны, которые выступили со словами признательности ребятам за их теплые слова в адрес ветеранов.
  • Участвовали в конкурсе чтецов стихотворений о войне (Ачитаева А., Лицкевич Д.)
  • В День Победы представители нашего класса вместе с родителями присоединились к акции «Бессмертный полк», чествуя своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной Войне.
  • Прошли экскурсию по Парку Победы, с возложением цветов у вечного огня. На экскурсии узнали, когда был поставлен памятник Победы в г. Абакане, сколько имен героев на стелах выбито, когда был установлен фонтан и т.д.
  • Учащиеся 8 «В» оформили второй этаж лицея газетами, посвященными Героям Великой Отечественной войны, газеты были выполнены учениками 7-8 классов лицея.
  • «Сталинградская битва – коренной перелом» - классный час, с приглашением других классов (8 «А», 8 «Г»), просмотр фильма о битве, оформление общешкольного стенда, посвященного битве.
Экскурсия по Парку Победы, с возложением цветов у вечного огня

Экскурсия по Парку Победы, с возложением цветов у вечного огня

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Лицей» города Абакана Исследовательский проект  «Книга Памяти»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей» города Абакана

Исследовательский проект «Книга Памяти»

Цель проекта: воспитание гражданственности и преданности Родине; сохранение исторической памяти своей семьи и своего народа, традиций и преемственности поколений  Сегодня, как никогда, школа, семья должны почувствовать свою ответственность за настоящее и будущее России, и в нашей памяти всегда должно быть место великому подвигу нашего народа, совершенного во благо будущих поколений. В каждой семье есть своя семейная реликвия.  Выбор тематики проекта связан направлением Воспитательной работы Лицея.  Проект действует с 2015 года, реализуется в рамках 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Цель проекта: воспитание гражданственности и преданности Родине; сохранение исторической памяти своей семьи и своего народа, традиций и преемственности поколений

Сегодня, как никогда, школа, семья должны почувствовать свою ответственность за настоящее и будущее России, и в нашей памяти всегда должно быть место великому подвигу нашего народа, совершенного во благо будущих поколений. В каждой семье есть своя семейная реликвия.

Выбор тематики проекта связан направлением Воспитательной работы Лицея.

Проект действует с 2015 года, реализуется в рамках 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Конкурс театрализованных представлений  «Прикоснись сердцем к театру», посвященный творчеству А.П. Чехова Минипостановка театрализованного представления «Ёлка» учениками 8 «В» «Театральная весна»26.04.2019 г. Грамота в номинации «Лучшее актерское мастерство»

Конкурс театрализованных представлений «Прикоснись сердцем к театру», посвященный творчеству А.П. Чехова

  • Минипостановка театрализованного представления «Ёлка» учениками 8 «В»
  • «Театральная весна»26.04.2019 г.
  • Грамота в номинации «Лучшее актерское мастерство»
Информационно-коммуникационные технологии   Информационные технологии предоставляют возможность: - рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе воспитательного процесса; - сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием; - построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому учащемуся собственную траекторию воспитания; - вовлечь в процесс активного воспитания различные категории детей; - использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Информационно-коммуникационные технологии

  • Информационные технологии предоставляют возможность:
  • - рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе воспитательного процесса;
  • - сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • - построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому учащемуся собственную траекторию воспитания;
  • - вовлечь в процесс активного воспитания различные категории детей;
  • - использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
В дополнительном образовании работа по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ подразумевает три этапа :   1 . докомпьютерный , когда педагог активизирует внимание учащихся на определенной теме, вводит их в тему, стимулируют познавательный интерес; 2. компьютерный , когда осуществляется работа с электронными ресурсами; 3 . презентационный , на этом этапе подводятся итоги работы, представляется презентация. Цифровые ресурсы мобильны, активны. Использование ИКТ всегда интересно, необычно и эмоционально окрашено. Современный урок или классный час невозможно представить без использования ИКТ. Также используются в работе социальные сети. Так, например «ВКонтакте» мы создали группу, куда учитель может отправить информацию, касающуюся истории России и Республики Хакасия, о политической жизни, а так же какую-либо информацию о политическом, социальном и культурном пространстве современного общества.

В дополнительном образовании работа по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ подразумевает три этапа :

  • 1 . докомпьютерный , когда педагог активизирует внимание учащихся на определенной теме, вводит их в тему, стимулируют познавательный интерес;
  • 2. компьютерный , когда осуществляется работа с электронными ресурсами;
  • 3 . презентационный , на этом этапе подводятся итоги работы, представляется презентация. Цифровые ресурсы мобильны, активны. Использование ИКТ всегда интересно, необычно и эмоционально окрашено.
  • Современный урок или классный час невозможно представить без использования ИКТ. Также используются в работе социальные сети. Так, например «ВКонтакте» мы создали группу, куда учитель может отправить информацию, касающуюся истории России и Республики Хакасия, о политической жизни, а так же какую-либо информацию о политическом, социальном и культурном пространстве современного общества.
Системно-деятельностный подход   1) Принцип деятельности. Ученик, активно участвует в воспитательном процессе, что способствует активному успешному формированию его личности. 2) Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития учащихся. 3) Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире, природе, обществе, самом себе. 4) Принцип психологической комфортности. Принцип предполагает снятие всех стрессовых факторов и создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 5) Принцип вариативности. Предполагает умение адекватно принимать решения в ситуациях выбора. 6) Принцип творчества. Приобретение собственного опыта творческой деятельности. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Системно-деятельностный подход

  • 1) Принцип деятельности. Ученик, активно участвует в воспитательном процессе, что способствует активному успешному формированию его личности.
  • 2) Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития учащихся.
  • 3) Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире, природе, обществе, самом себе.
  • 4) Принцип психологической комфортности. Принцип предполагает снятие всех стрессовых факторов и создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • 5) Принцип вариативности. Предполагает умение адекватно принимать решения в ситуациях выбора.
  • 6) Принцип творчества. Приобретение собственного опыта творческой деятельности.
  • Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Трудовой школьный отряд  ООН – Отряд Особого Назначения  03.06-28.06. 2019 г. Основными задачами деятельности ТОШ являются: - содействие занятости несовершеннолетних; - получение начальных профессиональных навыков; - профилактика детской безнадзорности и правонарушений; - трудовое воспитание и пропаганда добросовестного отношения к труду. Всего в лицейском отряде работали 24 человека, 8 учащихся из 8 «В». Все получили свою первую заработную плату и запись в трудовую книгу. Работали добросовестно и были отмечены благодарственными грамотами от лица директора Лицея - Петрук Л.А. Руководитель отряда – Самарина Н.Г.

Трудовой школьный отряд ООН – Отряд Особого Назначения 03.06-28.06. 2019 г.

  • Основными задачами деятельности ТОШ являются:
  • - содействие занятости несовершеннолетних;
  • - получение начальных профессиональных навыков;
  • - профилактика детской безнадзорности и правонарушений;
  • - трудовое воспитание и пропаганда добросовестного отношения к труду.
  • Всего в лицейском отряде работали 24 человека, 8 учащихся из 8 «В». Все получили свою первую заработную плату и запись в трудовую книгу. Работали добросовестно и были отмечены благодарственными грамотами от лица директора Лицея - Петрук Л.А.
  • Руководитель отряда – Самарина Н.Г.
ООН – Отряд Особого Назначения

ООН – Отряд Особого Назначения

«Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал верным сыном своего Отечества». Сухомлинский В.А.
  • «Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал верным сыном своего Отечества».
  • Сухомлинский В.А.