СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения на основе интегративного взаимодействия».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы качества дошкольного образования и связанные с этим вопросы его стандартизации обсуждаются на самых разных уровнях управления. При этом состояние практики в процессе реализации разных программ в системе дошкольного образования требует решения ряда задач, а именно:

  • определение объема содержания;
  • соотношение программ и технологий;
  • организация целостности педагогического процесса;
  • преемственность между образовательными ступенями.

Просмотр содержимого документа
««Организация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения на основе интегративного взаимодействия».»

Папакирьяди М.И., ст. воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 42»

СП «Детский сад № 38»













«ОРГАНИЗАЦИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ

ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ».























ОБОСНОВАНИЕ ВЫДВИГАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

Проблемы качества дошкольного образования и связанные с этим вопросы его стандартизации обсуждаются на самых разных уровнях управления. При этом состояние практики в процессе реализации разных программ в системе дошкольного образования требует решения ряда задач, а именно:

  • определение объема содержания;

  • соотношение программ и технологий;

  • организация целостности педагогического процесса;

  • преемственность между образовательными ступенями.


Но, независимо от того, какую программу воспитания реализует дошкольное образовательное учреждение, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач:

    1. сохранение здоровья ребенка;

    2. развитие базовых качеств личности;

    3. предоставление равных стартовых возможностей.


Однако увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке.

Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.

Данное противоречие, возможно разрешить, построив педагогический процесс на принципах интеграции содержания, способствующих более тесному контакту всех специалистов дошкольного учреждения (старший воспитатель, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог дополнительного образования и т.д.):

  • использование личностно-ориентированной модели обучения, предполагающей возможность такой организации обучения ребенка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе. Данная модель обучения обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативна.

  • основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний, так как дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. Интеграция здесь выступает как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства.

  • интеграция как форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей позволяет охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры (дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые); изобразительную деятельность, музыкальную, художественно-речевую.

  • интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, памяти, внимания). С другой стороны, основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления, является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах деятельности специфическими средствами выразительности:

  • в речевой – словом,

  • в театрализованной – движением, жестом, мимикой, голосом, позой, интонацией;

  • в изобразительной – рисунок;

  • в музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика.


Все это позволяет интегрировать различные образовательные сферы.

  • интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ:

Инициативной группой дошкольного учреждения проведена работа по проблеме организации педагогического процесса на основе интегративного взаимодействия между специалистами и воспитателями.

Основная цель: реализация принципа комплексного развития личности ребенка-дошкольника, дающая возможность избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, в тоже время активно развивая все стороны личности дошкольника.



Наметили основные задачи данной деятельности:

  • Создание методического обеспечения, а именно тематического плана воспитательно-образовательной работы, обеспечивающего интеграцию взаимодействия педагогов по тематическому принципу и осуществляемое на его основе календарное планирование.

  • Отбор содержания из дошкольных методик с целью их рационального комплексирования в единую образовательную технологию.


Для решения поставленных задач была проведена следующая методическая работа:

- Провели семинары-практикумы: «Детское творчество», «Взаимодействие педагогов ДОУ как фактор успешного развития личности ребенка дошкольника», с целью выработки единых понятий, значений всеми педагогами;

- Активизировали процессы самообразования педагогов в рамках темы деятельности;

- Провели деловых игр для закрепления терминологии интегративной деятельности;

- Провели тематический контроль «Рациональность соотношений эмоциональной, интеллектуальной и физической нагрузки на ребенка» с целью изучения педпроцесса для выделения моментов, из-за которых происходит перегрузка;

- Разработали интегрированные тематические планы воспитательно-образовательной работы, наполнили их соответствующим содержанием;

- Проводили итоговые комплексные занятия по всем видам деятельности.

При отборе содержания интегрированных занятий, независимо от их предметной ориентации, мы четко ориентируемся на интересы, склонности, желания и способности детей. Мотивированная таким образом детская деятельность более результативна и способствует развитию определенных способностей ребенка. «Чем ты хочешь заняться?», «У тебя получится…», «Давай вместе попробуем» - такое обращение к детям постоянно присутствует в беседах воспитателей с детьми, что способствует формированию направленности личности ребенка, активной мотивации к его деятельности.

Мы отметили, что интегрированные занятия более результативны, у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях, проявляется стремление заниматься разными и непохожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных сферах (рисовании, пении, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной, игровой деятельности).

Интеграция происходит по следующим направлениям:

  1. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи, коррекционная работа – работа логопеда с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии.

  2. ФЦКМ: систематизация и углубление знаний детей о предметах и явлениях, формирования интереса к различным формам познания мира: моделирование, экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение; экологическое, правовое развитие.

  3. Продуктивная деятельность: реализация полученных впечатлений, знаний в игровой деятельности, в изобразительном творчестве, в театральной деятельности посредством инсценировки, в музыкальной и физической деятельности.

Планирование, составленное на интегративной основе, построено по тематическому принципу. В качестве основных тем выступают времена года: «Осень», «Весна», «Зима», «Лето», ОБЖ, животный и растительный мир, социальное окружение ребенка. Материал распределяется понедельно, по линиям работы педагогов, задействованных на группе.

Педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (старший воспитатель, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования – эколог, театрал, преподаватель эстетического цикла, психолог). Интегрированное содержание не только объединяет педагогов, но и развивает способности детей в комплексе.























Приложение №1



ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА»



ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

«ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

  1. Выделите основные направления развития современной дошкольной педагогики.

Варианты ответа:

    1. Разработка проблем содержания воспитания дошкольников в условиях ДОУ;

б. Проблема рейтинговой оценки детских садов;

в. Разработка методики эффективной подготовки детей к школе.



  1. Выберите методы педагогического исследования, наиболее значимые

для дошкольной педагогики:

Варианты ответа:

а. Видеозапись беседы с родителями;

б. Составление аннотации;

в. Изучение творческих работ детей.

3. Следует ли руководствоваться Конвенцией о правах ребенка при организации целостного педагогического процесса в ДОУ?

Варианты ответа:

а. Она не связана с педагогическим процессом;

б. Конвенция обеспечивает правовую защиту детей во время

организации педагогического процесса;

в. Она не направлена на содержание образования.

4.Какие принципы и требования должен отражать режим жизни в

детском саду?

Варианты ответа:

а. Учет возрастных возможностей

б. Предусматривать интересы детей

в. Развивать творчество детей

г. Социальное развитие

5.Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя?

Варианты ответа:

а. Умением педагогически мыслить;

б. умением узнавать мнение родителей об их ребенке;

в. Умением соблюдать авторитарность в воспитании.

6. Что отражает сущность целостного педагогического процесса?

Варианты ответа:

а. Целостный подход к использованию методов педагогической

диагностики;

б. Взаимозависимость цели и содержания работы с детьми;

в. Взаимозависимость содержания и форм работы с детьми;

г. Взаимозависимость и единство форм и методов педагогической

деятельности.

  1. Вычлените принцип, который не является принципом организации

интегрированного педагогического процесса.

Варианты ответа:

а. Единство решения воспитательных и образовательных задач;

б. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

в. Принцип раннего начала обучения детей;

г. Построение предметно-развивающей среды;

д. Взаимосвязь разных видов деятельности.

  1. Выберите требования к плану работы воспитателя с группой детей.

Варианты ответа:

а. План должен быть согласован с планами специалистов ДОУ;

б. Отвечать пожеланиям родителей;

в. Переход на предметное обучение;

г. Создание условий для дневного сна.

  1. Какие методы обучения конструктивным умениям чаще всего использует воспитатель?

Варианты ответа:

а. Ознакомление с окружающей жизнью;

б. Убеждение;

в. Поощрение;

г. Сотворчество с детьми.

10. Какие одинаковые типы работы вам известны при организации разных

форм продуктивной деятельности дошкольников?

а. Конструирование;

б. Работа по образцу;

в. Работа по ознакомлению с художественной литературой;

г. Рисование с натуры.









Ключи правильных ответов к тестовому заданию





Номер задания в тексте

Вариант тестового задания

1

а

2

в

3

б

4

а

5

а

6

г

7

в

8

а

9

г

10

б







ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – составление тематического интегрированного плана воспитательно-образовательной работы на месяц по возрастам и в соответствии с сезоном. Анализ полученных планов, выработка рекомендаций к использованию.







Приложение №2



ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

«РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА»

Форма проведения – круглый стол

Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанников, рассмотреть актуальные речевые жанры, используемые воспитателем в диалоге.

Ход педсовета:

Тестовое задание «Ваш настрой» (проводится в начале и в конце заседания). (Лист передается по кругу и постепенно складывается гармошкой, чтобы следующий участник не видел написанного предыдущим).

Задание участникам в начале работы: Напишите на одной строке свое настроение и свои ожидания от совместной работы.

Информация для педагогов: С обновлением содержания дошкольного образования связано повышение его качества, использование новых методов и перестройка традиционных.

Вместе с тем качество дошкольного образования и его востребованность напрямую зависят от профессионализма педагогов, их личностных качеств и коммуникативных умений.

Вопрос к педагогам: коммуникативно-речевые умения – расшифруйте это понятие. (Это умение ориентироваться в ситуации диалогического общения с учетом норм речевого этикета, корректировать собственное речевое поведение в зависимости от условий общения).

Повышение компетентности педагога в педагогическом общении – инструмент гуманизации образования на современном этапе, так как именно профессиональные умения и мастерство воспитателя в создании условий для развития личности ребенка является критерием оценки качества дошкольного образования.

Культура педагогического общения невозможна без эмоциональной культуры, включающей умение регулировать свое психическое состояние, управлять эмоциями, понимать другого, преодолевать волнение, нерешительность, сдерживаться, создавать необходимое настроение. Эти умения называют социально-психологическими.

Важную часть коммуникативных умений педагога составляют умения выстраивать речевые высказывания. Речевой этикет служит средством организации и поддержания неконфликтного общения на всем его протяжении.

В этом плане главное назначение этикета – помочь людям не конфликтовать друг с другом, выполнять необходимые для вступления в контакт действия, в том числе и речевые, для его поддержания и выхода из него.

Корректность речевого поведения педагога, во многом определяющая эффективность общения, зависит от соблюдения правил речевого этикета, что позволяет избежать конфликтов, возникающих из-за промахов в общении, произвести хорошее впечатление о себе, расположить к себе собеседника, не принижая собственного достоинства.

Для педагогического общения важна регулирующая функция речевого этикета: выбор формулы обращения и соответствующей тональности, что регулирует характер отношений собеседников в профессиональном общении. Выбранные речевые средства обращения к партнеру должны вызывать нужную реакцию.

Основные формы речевого воздействия в ситуации побуждения:

  • Обосновать просьбу, указать причину ее возникновения, подчеркнуть необходимость и значимость ее выполнения («Мне это нужно, чтобы…», «Вы меня очень выручите, если сделаете …», «Это необходимо, потому что …» и т.п.).

  • Подчеркнуть важность, значительность выполняющего просьбу («Только вы можете мне помочь!», «Я так на вас надеюсь!», «Что бы я без вас делала!», «Вы мастер на все руки, и вам не составит труда сделать для группы» и т.п.) и отметить его любезность, отзывчивость, доброжелательность («Вы всегда мне помогаете» «Спасибо, вы никогда не отказываетесь выполнить мою просьбу»).

  • Выразить предварительную благодарность за согласие исполнить просьбу («Спасибо за то, что согласились мне помочь», «Буду вам благодарна», «Зараннее спасибо»).

  • Косвенное, непрямое, скрытое выражение просьбы в форме вопроса («Могли бы вы мне помочь?», «Почему бы нам не сделать это вместе?» и т.п.).

Как вежливо отказать?



  • Отказ должен произноситься спокойным, ровным, доброжелательным тоном, что позволяет избежать обиды или грубости собеседника.

  • Необходимо объяснять причину отказа («Я не могу это сделать, потому что…», «Не могу выполнить просьбу по причине…»).

  • Использование дополнительных смягчающих этикетных формул: извинения, сожаления, обещания выполнить просьбу в другое время, в других условиях и т.п. («К сожалению, не могу …», «Мне очень жаль, но …», «Сожалею, но …», «Завтра обязательно помогу!», «С радостью сделаю это, если …»).

Как извиниться?

  • Извиниться – значит признать собственную неправоту, попросить прощения у собеседника, выразить сожаление о своем неправильном суждении, грубом высказывании в его адрес и тем самым вернуть расположение адресата, не допустить развития конфликта.

  • Глаголы «извините» и «простите» очень близки по смыслу, однако их употребление определяется серьезностью проступка. Так, «извините», говорят в ситуациях, когда речь идет о незначительном проступке (например вы кого-то задели в транспорте). «Простите» используется в случаях, когда речь идет о существенном проступке (например, вы оскорбили, публично осмеяли человека).



Задания педагогам:



Ситуация: Воспитателю необходима помощь родителя в чем-то, что очень важно для него в данный момент.

Риторическая задача (карточка №1): Составьте свою просьбу и найдите такие формы вежливого обращения, чтобы родитель не смог вам отказать. Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.



Ситуация: Воспитателю необходима помощь родителя в чем-то, что очень важно для него в данный момент.

Риторическая задача (карточка №2): Найдите весомые аргументы и вежливую форму отказа в просьбе воспитателю, если вы родитель, к которому обратились с просьбой. Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.



Вопрос к педагогам: Какой будет ваша ответная реакция, если родитель вам отказал?

Например: «Понимаю всю сложность вашего вопроса, но мне бы хотелось, чтобы вы, как опытный педагог, попытались решить эту проблему сами»; «С удовольствием помогла бы вам, но у меня не будет ни минутки свободного времени в течение всего дня. Я уверена, у вас все получится и без моего участия»; «Был бы рад вам помочь, но у меня проблема со временем. Возможно, в следующий раз я буду более свободен »



Ситуация: Вам необходимо получить или передать деловую информацию по телефону.

Риторическая задача (карточка №3): Установите контакт по телефону: приветствие, просьба пригласить к телефону нужного человека и передать информацию. Найдите оптимальные формы речевого общения, соблюдая этикетные нормы общения по телефону, если ваш собеседник – родитель воспитанника вашей группы. Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.

Участники разыгрывают в парах данную ситуацию, определяя наиболее оптимальные формы общения собеседников.

Ситуация: Воспитанник вашей группы самостоятельно покинул территорию детского сада, и вы не знаете, где он находится в данный момент. Вам необходимо довести до сведения родителей эту ситуацию по телефону. Как вы будете это делать?



Тестовое задание «Ваш настрой»

Задание участникам в конце работы: Напишите на одной строке свои впечатления от совместной работы.

Подведение итогов: Старший воспитатель читает вслух фразы – ожидания педагогов, высказанные в начале заседания, и с коллегами анализирует причины их реализованности/нереализованности в процессе совместной работы.

«Ваши впечатления»

Задания участникам. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:

  • Что мне сегодня понравилось (стиль, форма, способы общения)?

  • Какие задания вы выполняли с удовольствием? Как вы думаете, почему они вам понравились?

  • Как вы можете использовать полученную информацию в практике общения с коллегами и родителями воспитанников?



Решения педсовета:

  1. Каждому педагогу организовывать свое педагогическое общение и взаимодействие с участниками педагогического процесса (детьми, родителями, педагогами) в рамках существующих норм педагогической этики; срок - постоянно

  2. Педагогам разработать индивидуальный проект самообразования по теме «Организация оптимального педагогического общения с родителями воспитанников».

срок - в течение месяца.