Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Проект внеклассного мероприятия
«Организация перемен в школе для учащихся начального звена»
Учитель: Кокоулина Алевтина Сергеевна
Актуализация проблемы
Школьные перемены предназначены для того, чтобы ученики и учителя могли отдохнуть, подготовиться к другому уроку (но не рекомендуется повторять материал, готовясь к уроку).
Во время перемены дети отдыхают от умственной деятельности. С физиологической точки зрения перемены предназначены для того, чтобы снять переутомление. Дети утомляются при длительной неподвижности, ограничении двигательной активности, неинтересной работе. После отдыха работоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает исходный уровень. И.М.Сеченов впервые показал, что восстановление работоспособности при наступившем утомлении происходит значительно быстрее не при полном покое и отдыхе, а при активном отдыхе, когда происходит переключение на другой вид деятельности.
В период организованного активного отдыха восстановительные процессы не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному, но и поднимают её на прядок выше этого уровня. Чередование умственной работы с физической способствует восстановлению функционального состояния центральной нервной системы.
В настоящее время различные мобильные устройства, гаджеты всё больше вырабатывают сидячий образ жизни современного школьника. Вместо того чтобы отдохнуть на перемене от умственной деятельности, ребята снова садятся за парты и снова напрягают ум и зрение.
Кроме того, известно, что больше всего травм школьники получают во время перемен в коридорах, рекреациях, на лестницах. Вот почему организация перемен сегодня становится одной из актуальных проблем современной школы.
Идея внеклассной деятельности, направленной на культурную организацию перемен в школе, родилась из сетований преподавателей начальных классов на шум и крики во время перемен, ссоры и драки среди учащихся, что нередко ведёт к получению травм школьников. Реализация проекта «Организация перемен в школе» носит ярко выраженную социальную направленность и помогает решить сразу несколько школьных проблем:
- снижение травматизма в начальном звене;
- восстановление работоспособности учащихся на уроке;
- приобщение школьников среднего звена к общественно-полезному труду.
Именно внеклассная деятельность может стать прекрасным средством мотивации учащихся к приобщению совместного решения проблем школы. Именно внеклассной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетенции, так как она служит повышению активности учащихся, даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и учениками, создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание, ориентирует деятельность учащихся на успех.
Цели: - привлечение школьников среднего звена к активному участию в жизни школы;
- создание условий для перевода ученика в позицию активного члена гражданского общества, способного разработать проекты преобразования общества и реализовать данные проекты.
Задачи:- развитие у школьников чувства потребности участия в общественно-полезной деятельности;
- выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
- развитие активного стремления к участиюв делах школы.
Принципы работы:
1. Ориентация на потребности учащихся.
2. Возможность осуществлять самореализацию.
3. Инициативы и самодеятельности учащихся.
4. Общественной направленности.
5. Игровых форм деятельности.
6. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
7. Регулярности.
Организация мероприятия
Работа проекта «Организация перемен в школе» состоит из четырёх этапов:
Подготовительно-поисковый.
Детальная разработка плана работы.
Реализация плана.
Анализ результатов.
Планирование работы
Дата | Этап работы | Содержание работы |
10.01. | Подготовительно-поисковый. | Деление на рабочие группы. 1 группа организует наблюдение за учащимися начального звена вовремя больших перемен. 2 группа изучает теоретический материал (требования к проведению подвижных игр на перемене). 3 группа организует поиск игр для учащихся начального звена, используя Интернет-ресурсы и специальную литературу. Обсуждение результатов работы групп. Определение дальнейших целей работы. |
11.01. | Детальная разработка плана работы | Определение сроков реализации проекта, назначение ответственных за проведение игр, распределение игр. |
12.01. –07.02. | Реализация плана | Проведение подвижных игр на больших переменах для учащихся начального звена. |
08.02. | Анализ результатов | Анализ результатов опроса учителей начальных классов и учеников начального звена. Обсуждение хода реализации проекта, его удачных и неудачных сторон. Анализ результатов проекта. Определение дальнейших целей работы. |
Ожидаемые результаты:
1. Социализация учащихся через реализацию собственных инициатив;
2. Развитие навыков самоорганизации;
3. Приобретение опыта партнёрских, сотруднических отношений друг с другом и со взрослыми в совместной деятельности;
4. Самореализация личности посредством высокой активности.
5. Положительное отношение личности к творчеству и познанию.
Сроки реализации проекта: с 11.01.2020 по 08.02.2020.
Участники проекта: учащиеся 8 класса, учителя начальных классов.
Список литературы:
Баранова Ю.Ю. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: Пособие для учителя общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2013.
Богачёва Г.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся. – Текст: непосредственный //Актуальные задачи педагогики: материалы 5 Междунар. науч.конф.(г.Чита, 2014г.). – Чита: Издательство «Молодой учёный», 2014.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. - М.: «Просвещение», 2011.
ДубенюкН. Большая книга игр: более 1500 весёлых, полезных и интересных игр. – М.: Эксмо, 2007.
Коротков А.В. Внеурочная деятельность социальной направленности в ДОУ МО РФ: особенности организации и реализации. - Текст: непосредственный. – Чита: Издательство «Молодой учёный, 2016.
Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков: 450 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. - М.: Эксмо, 2007.
Мудрова А.Ю. Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. - М.: Центрполиграф, 2011.
Попова Г.П. Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки. – Волгоград: Учитель, 2008.
Скворцова О.В. Организация внеурочной деятельности обучающихся по реализации ФГОС ООО//Соц. сеть работников образования «Наша сеть».
Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002.
Советова Е.В. Система воспитательной работы в школе. - М.: «Чистые пруды», 2008.
Рабочие материалы проекта
Детальная разработка плана работы
Дата | Ответственный | Учитель | Название игры |
12.01. | Соломенникова А., Уруджева Г. | Кокоулина А.С. | «Светофор» «Царь-картошка» + по желанию ребят |
13.01. | Килина В., Глушкова М. | Кокоулина А.С. | «Море волнуется раз» «Цепи кованые» + по желанию ребят |
16.01. | Ахмедьянов В., Соломенникова Анна. | Кокоулина А.С. | «Волк и ягнёнок» «Краски» + по желанию ребят |
17.01. | Гайнетдинов В., Гайнетдинова А. | Кокоулина А.С. | «Перебежки» «Съедобное-несъедобное» + по желанию ребят |
18.01. | Татаркина Е., Филимонцев Е. | Кокоулина А.С. | «Ручеёк» «Колечко» + по желанию ребят |
19.01. | Староверов Р., Мерзляков К. | Кокоулина А.С. | «Изобрази-угадай» «Чай-чай» + по желанию ребят |
20.01. | Бачиннов Н., Андреев Я. | Кокоулина А.С. | «Шишки, жёлуди, орехи» «Арам джим, джим» + по желанию ребят |
23.01. | Якунин Н., Цыгвинцев В. | Кокоулина А.С. | «Клубочек» «Угадай, чей голосок» + по желанию ребят |
24.01. | Чепкасова Т., Горбунов С. | Кокоулина А.С. | «Куклы» «Кот и мыши» + по желанию ребят |
25.01. | Соломенникова А., Уруджева Г. | Кокоулина А.С. | «Выбери меня» «Смена номеров» + по желанию ребят |
26.01. | Килина В., Глушкова М. | Кокоулина А.С. | «Хлопки» «Зелёный, красный, жёлтый» + по желанию ребят |
27.01. | Ахмедьянов В., Соломенникова Анна. | Кокоулина А.С. | «Золотые ворота» «Передача мяча» + по желанию ребят |
30.01. | Гайнетдинов В., Гайнетдинова А. | Кокоулина А.С. | «Игра со звоночком» «Невод» + по желанию ребят |
01.02. | Татаркина Е., Филимонцев Е. | Кокоулина А.С. | «Машина ехала, ехала - стоп» «Игра со стульями» + по желанию ребят |
02.02. | Староверов Р., Мерзляков К. | Кокоулина А.С. | «Чокнутое ведро» «Западня» + по желанию ребят |
03.02. | Бачиннов Н., Андреев Я. | Кокоулина А.С. | «Глухие телефоны» «На одной ноге по кругу» + по желанию ребят |
04.02. | Якунин Н., Цыгвинцев В. | Кокоулина А.С. | «Три, тринадцать, тридцать» «Горелки» + по желанию ребят |
07.02. | Чепкасова Т., Горбунов С. | Кокоулина А.С. | «Три движения» «Не спугни пингвина» + по желанию ребят |
Результаты опроса учителей начальных классов и учеников начального звена.В опросе приняли участие 30 учеников начального звена.
Отзывы учеников и учителей.
Руководитель 3 класса, Мерзлякова Г.И.:«Организованные игры благоприятно сказались на состояние учеников. Они стали продуктивнее заниматься на уроках, внимательнее слушать учителя, дружнее вести себя в классе».
Ученик 4 класса, Беляев Леонард: «Я учился раньше в другой школе и пришёл в 4 класс с. Уральского недавно. Игры помогли мне сдружиться с ребятами этой школы».
Ученица 3 класса, Ряписова Софья: «Мне стало интереснее ходить в школу».
Ученик 1 класса, Фабричников Алексей: «Я не знал, что есть столько много разных игр».
Ученик 2 класса, Николаев Лев: «Я бы сам хотел провести игру».
По результатам опроса можно сделать следующие выводы:
1. Большинству учащихся понравились проведённые игры. (98% - да, 2% - нет)
2. Три самых популярных игры («Царь-картошка» - 60%, «Клубочек» - 30%, «Выбери меня» - 10%)
В результате опроса были выявлены причины, по которым ребята дали положительный отзыв проведенным играм:
1. Хочу интересно и активно проводить своё свободное время - 50%.
2. У меня появилась ещё одна причина с интересом ходить в школу - 25%.
3. Урок стал проходить быстрее - 15%.
4. Мы стали дружнее в классе - 10%.