СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация подготовки обучающихся с низкой учебной мотивацией к ВПР по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель ВПР - обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счёт предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Просмотр содержимого документа
«Организация подготовки обучающихся с низкой учебной мотивацией к ВПР по русскому языку»






Доклад

«Организация подготовки обучающихся с низкой учебной мотивацией к ВПР по русскому языку»






Подготовила: Визнер Н. Г.,

учитель русского языка и

литературы МБОУ-СОШ №2 города

Аркадака Саратовской области














Апрель 2024 г.



Всероссийские проверочные работы (ВПР) прочно вошли в жизнь каждого школьника, родителя и , конечно, учителя. О них много говорят и пишут, возникают даже дискуссии по поводу их важности и необходимости.

На мой взгляд, основная цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Нужно помнить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся, а представляют собой аналог годовых контрольных работ. Всероссийские проверочные работы лишь часть комплексной итоговой оценки обучающихся школы. Такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки школьников не только в разрезе образовательной организации, но и региона в целом.

При подготовке к сдаче ВПР я выделяю три составляющие готовности к ним: информационная готовность, предметная и психологическая готовность

Сроки, процедура проведения, структура заданий, знание правил поведения – это информационная готовность. Моя задача состоит в том, чтобы довести до сведения каждого родителя и ученика эту информацию. На информационном стенде в кабинете размещен график проведения ВПР для учащихся, на родительском собрании знакомлю родителей с графиком сдачи ВПР . Периодически напоминаю детям и родителям о приближении сроков проведения ВПР. В дневниках в день поведения ВПР делаю пометки. Процедура проведения ВПР также должна быть известна детям и родителям. С детьми провожу урок-подготовку, родителям даю полную информацию:

Структура заданий должна быть очень хорошо знакома детям и родителям. Для этого на информационный стенд помещаю демоверсии. Подготовку к ВПР провожу в таком же виде, не уменьшая формат. Дети должны хорошо знать, какие задания находятся под каким номером. Сколько баллов они получат за правильно выполненное задание, а сколько потеряют, если не справятся.

Под предметной готовностью подразумевается формы подготовки к ВПР:

На уроках (при выполнении заданий, которые являются типовыми для ВПР необходимо об это напоминать, целенаправленно включать задания);

Домашняя подготовка тоже очень эффективна, но при условии, что контролируется родителями и есть обратная связь с учителем.

На дополнительных занятиях решаем наиболее трудные задания. Работу строю следующим образом: сначала мы читаем задания, затем обсуждаем, анализируем и совместно решаем.После этого учащиеся решают типичное задание самостоятельно.

Затем обязательно провожу самооценку: поднимите руку те, кто легко справился с заданием и уверен, что также легко справится с подобным, поднимите руку те, кто испытывал затруднения и не уверен, что справится с подобным заданием. Поднимите руки те, кто не понял, как выполнять такое задание. Далее самопроверка по ответам, постановка заработанных баллов, анализ затруднений. Когда все задания уже хорошо знакомы учащимся, то работу выполняем в виде репетиции сдачи ВПР.

Ближе к срокам сдачи ВПР класс делю на группы. В первой группе ребята, которые достаточно быстро и правильно справляются с базовыми заданиями. С этими детьми в классе мы больше работаем над разбором логических задач.А выполнение базовых заданий они отрабатывают дома.В другой группе разрабатываю индивидуальные маршруты. С каждым ребенком выявляю самые доступные по решению и времени задания и задания, которые вызывают трудности .Затем разрабатываю пошаговую инструкцию, которая помогает выполнить задание. Здесь важно, чтобы учащийся выработал для себя четкий алгоритм решения заданий ВПР. Для подготовки к ВПР заводим тетради, куда записываем алгоритм решения заданий, нужную информацию, которой нет в учебниках.

Психологическая готовность -эмоциональный «настрой», состояние внутренней готовности к определённому поведению, ориентированность на целесообразные действия. По моему мнению, чем больше времени мы посвящаем подготовке, выбирая и сочетая разные формы и приемы, тем психологически комфортнее учащиеся подойдут к испытаниям.

Вот такие рекомендации я даю ученикам при подготовке к ВПР:

- Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования, когда ты прояснил все непонятные моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.

- Начни с легкого! Отвечай сначала на те вопросы, в знании ответов на которые не сомневаешься, и не останавливайся на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. Потом твоя энергия будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до заданий, которые мог бы легко выполнить, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Не старайся понять условия задания "по первым словам". Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Исключай! Многие задания можно решить быстрее, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать явно неверные. Метод исключения позволяет сконцентрировать внимание всего на 1-2 вариантах.

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать ее глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, доверься интуиции! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Считаю, что для учителя подготовка детей с низкой учебной мотивацией к ВПР – это не самоцель, а гарантия того, что мы сделали все возможное для улучшения образовательных результатов, чтобы ребята перешли в следующий класс с прочными знаниями. ВПР – это «маленькое ОГЭ» для учащихся 5, 6,7 классов. И если правильно и целенаправленно работать в этом направлении, то это им пригодится при сдаче экзамена по русскому языку.

Анализ результатов ВПР по русскому языку в среднем звене выявил недостаточное умение школьников работать с текстом, правильно выражать свои мысли, интерпретировать текст. Противоречие между снижением уровня речевой культуры школьников и развитием личности, отвечающей требованиям современного общества, помогает решить грамотно организованная работа с текстом. Эффективно использовать приемы, привлекающие внимание к тексту, вызывающие интерес. Эти приемы развивают коммуникативные умения, которые необходимы для успешного выполнения заданий ВПР в любом классе: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической формой речи.

Приемы:

«Говорящий заголовок» «Ассоциативный куст» «Образ текста» «Смотр вопросов» «Верные и неверные утверждения» 

Следующим этапом работы с текстом является  

Приемы:

«Чтение по кругу» «Читаем парой» «Чтение с пометами» «Двойной дневник» «Вопросный план» 

Затем необходимо углубить понимание, увидеть замысел автора, перейти к выполнению творческих заданий. Развиваются таких умений, как понимание целостного смысла текста, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых строится речевое высказывание, моделирование и преобразование информации.

Приемы:

«Дырявое письмо» .«Тонкие и толстые вопросы»

 Также при подготовке обучающихся к Всероссийской проверочной работе использую информационные ресурсы сети Интернет. Они помогают оптимизировать учебный процесс, делают его содержательнее и увлекательнее для обучающихся. Также эти ресурсы помогают развивать исследовательскую культуру, выработать навык анализа и отбора нужной информации, формируют сознательный рефлексивный подход к собственной речевой практике.

Таким образом, система работы, спланированная с учетом трудностей и проблем обучающихся, обязательно приведет к положительному результату.





Список литературы

  1. Вилкова С.В. Я иду на урок русского языка. - М, Первое сентября.

2. Дедкова Т. В. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы. - М, 2018.