Организация повторения изученного материала по орфографии на уроках русского языка
Актуальность данной темы заключается в отсутствии на настоящий момент времени системы, разработанной непосредственно для повторения в 4 классе орфографии на уроках русского языка.
Такая система необходима, потому что дальнейшее грамотное обучение любой дисциплины в школе во многом зависят от процесса повторения и закрепления основ орфографии на начальной стадии обучения.
Цель исследования –. представляет собой создание системы работы по повторению орфографии на уроках русского языка в четвертом классе, способствующей решению проблем, возникщих с орфографической грамотностью.
Объект исследования – процесс совершенствования орфографической грамотности учеников начальных классов.
Предмет исследования –методы повторения орфографии русского языка на последнем этапе изучения правописания в начальных классах.
Задачи исследования
1. На основе анализа учебной и научной литературы по исследуемой проблеме определить степень изученности темы выпускной работы.
2. Сделать анализ программ по русскому языку и учебных пособий, разработанных для учеников начальной школы и определить методическую обеспеченность обучения орфографии .
3. Разработать методическую систему по повторению правописания, в частности безударной гласной в корне слова, и проверить эффективность предложенных упражнений.
В качестве гипотезы было взято предположение о том, что если на каждом уроке систематически вводить специальные упражнения по повторению правописания, то это может предотвратить орфографические ошибки при написании письменных работ учащимися начальной школы.
Структура работы
ГЛАВА 1. Теоретические основы повторения орфографии в начальной школе
ГЛАВА 2. Система повторения правописания на уроках русского языка в начальной школе
ГЛАВА 3 . Экспериментальная проверка усвоения предложенной методической системы
Условия эксперимента
Цель –. определить уровень грамотности учеников 4 классов по теме «Правописание безударных гласных корня», возможности использования при повторении безударных гласных корня разработанной автором системы упражнений.
Время – с 9 сентября 2021 года по 24 декабря 2021 года.
База – МБОУ «Екимовская СШ им.К.Г.Паустовского»
Участники – в исследовании приняли участие 45 учащихся. Из них 26 человек обучаются в 4 «А» классе и 19 человек в 4 «Б» классе. Классы были разделены на 2 группы: учащиеся 4 «А» класса – экспериментальная группа (ЭГ), учащиеся 4 «Б» – контрольная группа (КГ).
Экспериментальная работа проходила в 3 этапа :
I этап – констатирующий;
II этап – формирующий (обучающий);
III этап – контрольный.
Данные констатирующего эксперимента
Гистограмма 1 – Сопоставление результатов констатирующего эксперимента
в двух классах
Примеры упражнений
Упражнение 1
Отметь правильно подобранное проверочное слово к слову с…ринка
Упражнение 2
Прочитайте. Определите, какое слово лишнее. Почему?
Запишите однокоренные слова, выделите корень.
- Крупа, крупеник, крупный, крупяной, крупинка.
- Слеза, слезинка, слезать, слезливый, слезиться.
- Медь, медяк, медный, медовый.
- Осина, осинник, осиный, осиновый.
Примеры упражнений
Упражнение 3
Спишите однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем – с безударной.
- Ледник, лёд, ледниковый, ледяной, подлёдный (лов), наледь, заледенеть.
- Белить, беляк, белок, белизна, побелка, белила, белый, беловатый, белеть.
- Тишина, тихий, затишье, тихоня, тихо, потихоньку, исподтишка.
Примеры упражнений
Упражнение 4
Прочитайте рассказ И. Соколова – Микитова.
Выберите из него слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными корня и выпишите их в тетрадь в два столбика. Объясните написания проверяемых гласных.
- По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями слетает с веток мягкий иней. В ясном небе зажглись яркие звёзды.
- Тихо в лесу зимней морозной ночью. Но и в эту пору лес живёт.
- Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц – беляк. Бежит за ним по насту волчишко.
Данные контрольного эксперимента
Гистограмма 2 – Сравнение результатов контрольного эксперимента в двух классах
Результаты исследования
Гистограмма 3 – Сопоставление результатов контрольного эксперимента в двух классах
Заключение
В настоящее время проблема грамотности детей является весьма актуальной, поскольку, несмотря на все усилия, орфографическая грамотность остается на низком уровне, о чем свидетельствуют систематические ошибки в письменных работах школьников. Большая доля ошибок отводится на правописание безударных гласных корня, как проверяемых ударением, так и непроверяемых.
Как показало исследование, в учебниках по русскому языку недостаточно упражнений, направленных на повторение правописания безударных гласных.
Эксперимент показал, что при работе над экспериментальной работы, задачи были решены, обучающиеся показали результаты лучше, чем в начале эксперимента: 4А класс улучшил результат на 24,86%,а 4Б класс, на 3%. Гипотеза была доказана. Из проделанной работы, можно сделать вывод о том, что специальные упражнения по повторению правописания орфографии применять на каждом уроке, то это приведет к устранению частотности орфографических ошибок.