ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира... Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы...
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.
Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, — среда должна быть иной, чем там, где девочек больше. Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя.
Если воспитатель знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности — это также будет заметно в созданной среде.
Таким образом, нет жестких, детализированных требований к построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить наиболее общие положения (требования) при создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные на современных подходах к образованию.
Особенности предметной среды в детском саду
Развивающая предметная среда в детском учреждении - это система материальных объектов деятельности ребенка, влияющих на развитие его духовного и физического облика. Остановимся на этом подробнее. Среда дошкольных учреждений (в т. ч. интерьер) целиком и полностью предназначена для детей и к ним приспособлена. Эта среда понятна ребенку и способствует его эффективному познавательному развитию на разных возрастных этапах жизни. Очевидно, что развивающую предметную среду детского сада нельзя оценить чисто количественными показателями или определить нормативно.
Зачастую руководитель может вполне искренне уверять, что все усилия образовательного учреждения направлены на развитие детей, но при этом имеющиеся у учреждения ограниченные материальные ресурсы тратить на оформление своего кабинета или мозаику в вестибюле, в то время как в группах стоят сломанные стульчики или шкафы под игровое оборудование, а в спортивном зале нет необходимого реквизита.
Среда дошкольного учреждения, в которой ребенка окружают вещи, воспроизводящие предметный мир взрослых, способствует формированию у детей готовых понятий, является средством развития личности ребенка. Для этого в предметную среду ДОУ включаются игрушки, которые отображают "настоящий" предметный мир взрослых. Но такое приближение к домашним условиям, привычным ребенку, выражается не в копировании мебельной обстановки квартиры, а в создании условий развития, в которых он не должен чувствовать себя потерянным в большом коллективе детей, ощущать себя одиноким, неполноценным и беспомощным. Это необходимо для того, чтобы начавшееся развитие способностей ребенка не приостановилось из-за отсутствия личностной поддержки.
Требования к организации предметно-развивающей среды
1. В каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).
2. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании.
Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами.
Например, для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катание, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов.
У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием использовать уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 2—З человек.
В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.
3. Динамичность — статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.
4. Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.
5. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим: — интересам мальчиков и девочек. Например, для старшего дошкольного возраста в центре ручного труда и конструирования следует разместить образцы изготовления различной техники (мальчикам), сумочки, куклы с гардеробом вещей, предметы быта (девочкам); — «зоне ближайшего развития».
В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15% материалов, ориентированных на более старший возраст. 6. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов, аквариумов. Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы. В Российской Федерации утверждено несколько комплексных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой; «Радуга» Т.Н. Дороновой; «Детский сад — дом радости» Н.М. Крыловой; «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой). Цели образования дошкольников в этих программах существенно отличаются друг от друга, а следовательно организация жизненного пространства детей в каждом случае имеет свои особенности.
Основные причины «невостребованности» игровой и рабочей зон у старших дошкольников
1. Статичность и однообразие материалов. Воспитатель перестает привлекать внимание детей к материалам, представленным в «оформленных» уголках, или вводит дополнительные, удобные для него правила их использования. Например, запрет на перемещение игрушек и декораций к настольному театру с полки, на которой они хранятся, приводит к угасанию интереса детей к ним, к равнодушию. Редкая сменяемость материалов в тематических уголках делает их неинтересными для ребенка, вызывает нежелание использовать в своей деятельности.
2. Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей. Хранение образно-символических материалов (картинок и иллюстраций) в книжном уголке в папках с завязками пресекает желание детей их рассматривать. Отсутствие в книжном уголке художественных альбомов, детских качественно иллюстрированных книжек для самостоятельного чтения и восприятия зрительного ряда также не привлекают внимания детей к объектам этой тематической зоны.
3. Прямой словесный («Положите на место металлофон — вы очень шумите») или негласный запрет на использование материалов и оборудования уголков в свободной самостоятельной деятельности. Закрытая на стульчик дверь в спальню или раздевалку, где размещается природный или физкультурный уголок, отбивает охоту к играм в этих групповых пространствах. Необходимость согласования с воспитателем возможности использования материалов для рисования, хранящихся в изобразительном уголке, приводит к тому, что в самостоятельной деятельности дети пользуются материалами, принесенными из дома.
4. Эстетическая малопривлекательность материалов, их ветхость, однотипность возможного использования не стимулируют интереса детей к их применению в свободной деятельности. Инновационные компоненты предметно-развивающей среды
ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ
Предназначена для знакомства детей с объектами, для обучения классификации по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекции следует располагать в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка. При формировании коллекции следует учитывать такие моменты: — доступность объектов для сбора. Коллекция должна включать прежде всего те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители (камни, гербарии, морские и речные раковины, фантики, открытки, марки, календари); — разнообразие; — безопасность. Любой объект коллекции должен быть безопасным как с точки зрения механических повреждений, так и для здоровья. Используемые объекты должны быть чистыми.
ЗОНА РЕЛАКСАЦИИ
Представляет уголок с разными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, предназначенный для отдыха детей и ухода за растениями. В релаксационной зоне могут быть размещены обработанные пни разных размеров как стулья и столы.
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК
Уголок может включать картографические материалы (карты, схемы, планы, составленные детьми по результатам походов, экскурсий, рисунки-впечатления о природе), снаряжение для походов. Создается для развития географического и пространственного мышления. В то же время это база для игровой деятельности ребенка.
УГОЛОК КОСМОСА, ПЛАНЕТАРИЙ
Украшается моделями Луны, Солнца и планет, звездной картой; подбираются дидактические игры и пособия, «Картотека созвездий», «Собери созвездие», «Солнце и планеты». Необычность, оригинальность оформления способствуют развитию интереса, занятия в таком уголке вызывают положительные эмоции.
МИНИ-МУЗЕИ
Для музея могут быть выделены отдельные участки рекреационных холлов, групп. Мини-музеи играют большую познавательную и воспитательную роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и воспитателей. Немаловажное значение имеет представление семейных экспонатов, собранных детьми вместе с родителями. Каждый семейный экспонат должен быть снабжен этикеткой с фамилией и именем ребенка. В группах можно разместить мини-музеи: «Чудодерево», «Город мастеров», «Игрушки-забавы», «Лучший друг (собаки)», «Мир книги», «Наша Родина — Россия», «Театр костюма», «Театр кукол». Мини-музей «Чудо-дерево» состоит из двух частей: с одной стороны располагаются экспонаты, показывающие жизнь дерева в природе, — объемная модель дерева, связанные с ним животные (игрушки), фотографии лесных обитателей и разных деревьев; противоположная стена оформлена в виде деревянного дома с окошками, через которые виден лес, на полочках размещены деревянные изделия — игрушки, предметы быта, поделки из бересты, а также книги о растениях.
Мини-музей «Город мастеров» — его название связано с происхождением экспонатов (изготовлены из бросовых материалов). Необычным городом управляют сапожник, пекарь и парикмахер, живущие в уютных домиках. Обитатели города — человечки из теста — могут прокатиться на поезде (жестяные банки из-под кофе — вагоны, катушки — колеса), на лошадке (из капсул киндер-сюрприза) или просто отдохнуть в своих квартирах (коробки из-под сока, печенья).
Мини-музей «Лучший друг» создан из экспонатов, связанных с жизнью собак: каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигурки собак, крупные и небольшие игрушки, детские украшения; игры, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы, книги, видеофильмы; пластиковые пакеты с соответствующими рисунками; фотографии собственных собак и рассказы о них; собаки, сделанные детьми и их родителями.
Мини-музей «Мир книги» включает разные виды книг: старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, музыкальные. Мини-музей «Игрушки-забавы» вобрал в себя все виды игрушек-забав для малышей. Дети с большим удовольствием будут дергать за веревочки, нажимать на кнопочки и с интересом наблюдать за движением игрушек.
Мини-музей «История вещей» поможет детям узнать о жизни предков, истории нашей страны. Для мини-музея подбираются старинные вещи, предметы быта и домашней утвари: крынки, рушники, лукошки, лапти, чугунки и самовары, ухваты, коромысло; балалайки, патефоны; сундуки, одежда.
Мини-музей природы — его экспонатами могут быть любые предметы, необычные объекты живой и неживой природы, которые папы, мамы, бабушки и дедушки вместе с дошкольниками отыскивают в ближайшем лесу, на даче, во время поездок по стране.
1. Природные объекты (необычные сухие грибы, спилы разных деревьев, кораллы, брошенные гнезда птиц или ос, перья).
2. Географические карты, атласы (карты нахождения музейных экспонатов). З. Вещи, сделанные из природного материала.
4. Семейные коллекции марок, открыток, календариков, значков с природной тематикой.
5. Предметы, сделанные из отходов (вторично переработанная бумага, полиэтиленовые пакеты).
6. Предметы, на которых изображены различные природоохранные и ресурсосберегающие знаки (полиэтиленовые пакеты, алюминиевые банки). Чтобы экспонаты, представленные в мини-музеях, выступали как обучающее средство, дается краткая информация о предмете. Описание экспоната выполняется на отдельных листках бумаги, помещается в папки-файлы.
Среда дошкольного учреждения, будь то игровая, спортивная, бытовая, экологическая, должна быть комфортной, надежной и безопасной. Уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка должен обеспечиваться разнообразием тематики, богатством различных функциональных элементов интерьера.