Тема: «Организация природоохранной акции
«Сохраним живую Ель!»»
Исполнитель: Шуткина Наталья Владимировна
педагог-организатор дополнительного образования
первая квалификационная категория
Асбестовский городской округ
2018
Содержание
Пояснительная записка----------------------------------------------------------------------стр. 3
Список литературы --------------------------------------------------------------------------стр. 5
Фотоотчёт акции «Сохраним живую Ель!»---------------------------------------------стр. 6
Приложение № 1------------------------------------------------------------------------------стр. 7
Берегите елку,
Ведь она живая.
Не губите елку,
К празднику срубая.
Хоть она наряжена
И в воде стоит,
Мишурой украшена
И в огнях горит,
Падают иголки,
Засыпая пол –
Умирает елка,
Но скрывает боль.
Не губите елку,
К празднику срубая.
Берегите елку,
Ведь она живая!
Олег Мигров
Аннотация
Данная методическая разработка рекомендуется педагогам, работающим с детьми дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста для проведения внеклассной работы по теме: природоохранная акция «Сохраним живую Ель!».
Акция нацелена на привлечение внимания к проблемам вырубки хвойных насаждений на территории Асбестовского района.
Кроме того, эта акция позволяет детям больше узнать о хвойных деревьях на территории Асбестовского района. Она активизирует познавательный интерес к природе родного края и способствует повышению уровня экологической культуры жителей города.
Данная методическая разработка создана на основе обобщения педагогического опыта проведения акции «Сохраним живую Ель!».
Введение
Главным атрибутом новогоднего праздника является Ель! Без нее праздник – не праздник и настроение совсем не то. Каждый год все больше хвойных деревьев вырубают именно для того, чтобы радовать нас в новогоднюю ночь. Каждый год их численность заметно сокращается. Как же быть в Новый год без новогодней красавицы? Можно, конечно же, купить ее искусственную подругу, но можно подойти к этому вопросу творчески, и самое главное – ЭКОЛОГИЧНО!!!
Именно поэтому стало хорошей традицией проведение природоохранной акции «Сохраним живую Ель!».
Природоохранные акции – социально значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Природоохранные акции являются комплексными мероприятиями, они имеют некоторую протяженность во времени. В переводе на русский язык «акция» означает действие.
Новизна работы заключается в том, что в процессе подготовки и проведения акции дети вместе со взрослыми (педагогами и родителями) приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально), участвуют в ней, что имеет большое воспитательное воздействие на детей, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей - это делает такую форму работы особенно ценной.
Основная цель акции:
приобщение к экологическому движению детей (ОУ всех типов и видов) и взрослых, привлечение внимания к проблемам сохранения, восстановления и охраны окружающей среды в канун Нового года.
Задачи акции:
- привлечь школьников и воспитанников ОУ, УДО и ДОУ и их родителей к природоохранной акции «Сохраним живую ель!»;
- формировать бережное отношение к ели и другим хвойным деревьям;
- развитие социального партнерства между различными образовательными учреждениями;
- популяризация идеи сохранения природы;
- предоставление возможности проявить свои творческие таланты;
- создание праздничной атмосферы.
Ожидаемый результат: получение дополнительных знаний о хвойных породах деревьев и привлечение внимания к проблемам их сохранения и восстановления.
Опыт проведения природоохранной акции показывает важность подготовительного этапа.
Этапы:
Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации);
Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Проходит в форме награждения, изготовление фотоальбома, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок, как правило, экологический праздник).
Алгоритм проведение акции:
● цель (каждая акция имеет свою цель);
● задачи (выполняются общие и конкретные);
● объект (на что направлено – птицы, деревья…);
● участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
● подведение итогов;
● выставка;
Методы и приёмы:
1. Визуальное наблюдение за живыми объектами.
2. Сбор и анализ информации (разработка анкеты и опрос по проблеме).
3. Работа с литературой и другими разнообразными источниками информации.
4. Творческая работа и практическая работа по изготовлению поделок «Ель».
5. Экскурсии.
Акция проходит по разным номинациям (конкурс поделок, рисунков, плакатов, фотоотчётов, роликов, методразработок и так далее).
Каждая акция заканчивается выставкой, которая способствует творческому развитию детей, демонстрацией красоты и развитию навыков экологической культуры.
Посетители выставки удивляются разнообразием творческих находок и получают эстетический заряд и удовольствие от увиденного.
Основа акции – это вводное мероприятие (Приложение №1)
В ходе проведения Акции предусматривается проведение следующих мероприятий:
Беседы и занятия в защиту ели;
Выпуск листовок, эко-плакатов;
Экологические мероприятия: «Шишкин день!» (Приложение №1) и др.;
День помощи природе;
Изготовление поделок, выставка работ «Экология души»;
«Какую ёлку в новый год выбираете вы?» - социологический опрос;
«Чтоб повсюду зеленели наши ели» - книжная выставка (по привлечению внимания к проблеме вырубки леса);
«В лесу родилась ёлочка, пусть там же и растёт» - познавательная экскурсия в лес;
Новогодний утренник;
Подведением итогов проведения природоохранной акции является содружество детей и взрослых, увлеченно занимающихся таким важным делом, дает ощутимые результаты: происходит привлечение населения к практическому решению экологических проблем своего населенного пункта.
По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика, как в количестве участников, так и повышение уровня экологических отношений у детей и взрослых.
В заключении хочется подчеркнуть и отметить, что природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно - пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.
Список используемой литературы:
1.Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.
2.Николаева С.Н. "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве". "Просвещение" 2002.
3. Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. Серия: Педагогика дополнительного образования детей. М.: Центр «Школьная книга», 2001.
4. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003.
5. Медведева М.В. Состояние экологического образования и просвещения в регионах России // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. № 3. 2007.
Интернет ресурсы:
«Социальная сеть работников образования» // [Электронный ресурс] http:// nsportal. ru /.
Фотоотчёт с акции милосердия природе
«Сохраним живую ель!»


Проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства.
В рамках проведения акции организуется выставка поделок с Новогодней тематикой. Дети, совместно с педагогами и родителями создают плакаты, рисунки в защиту живой ели. Сочиняют рассказы о жизни елочки в лесу, листовки с обращениями - призывами к людям о сохранении живых насаждений, об использовании искусственных елок для «украшения» праздника.

Приложение № 1
Познавательно – развлекательная игра
«Шишкин день»
Оборудование
Демонстрационная корзина с шишками, шишки для игр, демонстрационные карточки, ёлочка- жетон, две корзины, 2 клюшки, Компьютер и музыкальное оборудование. Музыкальные произведения для проведения подвижных игр.
Выставочная экспозиция «Шишки хвойных пород».
Цель:
Создание условий для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
Предметные:
- Научить различать шишки разных пород хвойных деревьев.
- Познакомить с полезными свойствами хвойных пород деревьев для человека и окружающей среды.
Личностные:
- Формировать умения и навыки работы в коллективе - Способствовать физическому развитию и здоровье сбережению.
Метапредметные:
- Мотивировать детей к обучению, воспитывая интерес к природным объектам.
- Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы.
- Способствовать накоплению детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
Ход
Ведущий. Здравствуйте ребята! Вы знаете какой у нас впереди праздник? (Новый год)
Назовите традиции этого праздника. (Украшение квартиры)
Вы умеете отгадывать загадки? Я хочу проверить вас, отгадайте что это?
На высоких стройных ёлках
Дружно прячутся в иголках.
Любят белочка и клёст
Ими лакомиться просто
Мой вопрос для вас, детишки:
- Что едят они все? – (Шишки)
Я приглашаю вас поиграть в игру «Шишкин день». Для этого нам нужно разделиться на 2 команды используя в названиях животных и птиц, питающихся семенами шишек. Выбрать капитанов команд. (Представление команд)
Ведущий. В наших лесах много елей, сосен и других деревьев. Сегодня ля вас я принесла много разных шишек из леса. Посмотрите, какие они красивые и необычные. А знаете, на каких деревьях растут эти шишки? Сейчас я проверю. (Рассматриваем корзину с шишками и выполняем задания).
Игра «Эти детки, с какой ветки?»
На солнечной поляне
На елочке лесной
Увидела я шишки
Решила взять с собой.
Посмотрите-ка друзья
Шишка не простая,
Только что - то не пойму,
С какого дерева такая!
Командам выдаются карточки для игры « Найди пару».
За правильный ответ на вопрос команде выдается ёлочка-жетон.
Ведущий. Молодцы ребята, вы справились с заданием!
Игра « Угадай-ка»
При неправильном ответе ход переходит другой команде. При правильном ответе команда получает ёлочку-жетон.
Шишки растут на ели, сосне, кедре, лиственнице, пихте, можжевельнике, кипарисе, секвойе, ольхе.
- А знаете ли вы, что среди перечисленных деревьев есть 1 лиственное? Назовите - какое? (Ольха).
- Самая большая шишка, с какого дерева она упала? (Сосна сибирская, в народе называют кедр)
- У какого хвойного дерева шишки растут вверх? (Пихта) (Оказывается, пихта живет 100 - 150 лет. Смола – живица с коры пихты ускоряет заживление ран).
- Покажите еловую шишку. ( Ель живёт 250 - 300 лет, а самые крупные доживают до 500 лет. В Свердловской области в Висимском заповеднике, сохранились реликтовые леса, возраст которых более 300 лет. Еловая шишка не хуже барометра может предсказывать погоду. Созревшие сосновые шишки чутко реагируют на изменение влажности окружающего воздуха, раскрываясь при малой и сжимаясь при повышенной влажности воздуха. Ель и еловые шишки обладают целебными свойствами. Содержащиеся в них полезные вещества обладают противовоспалительным, противомикробным, обезболивающим, противоцинготным действием. Подержав еловую шишку между ладонями буквально несколько минут, можно быстро избавиться от отрицательной энергии, накопившейся в организме).
- Покажите шишку с дерева, хвоя которого желтеет. (Лиственница)
Ведущий. И с этим заданием вы справились!
Ведущий.
Шишки быстро разбирайте,
С ними в круг большой вставайте.
А потом уж не зевайте,
Шишки с пола собирайте!
Игра «Не зевай». Дети разбирают шишки и кладут их в середину большого круга. Ведущий убирает несколько шишек. Под музыку начинают движение по кругу, по окончании разбирают шишки. Дети, оставшиеся без шишки, выходят из игры. Игра продолжается пока не останется 1 игрок. Выдается жетон команде победителю. Можно поиграть 2-3 раза.
Ведущий.
Есть у шишки свойство –
Падать с ветки в лоб.
Вот мы и посмотрим
Кто из вас стрелок!
Игра «Шишкино многоборье»
Наше многоборье состоит из трёх этапов: * шишко-дартс/ метание в цель
* шишко-брос / кто дальше бросит
* шишко-баскетбол / бросать в
корзину
Команды выстраиваются в колонны. Каждому участнику дается по 5 шишек.
При подведении итогов учитывается скорость выполнения и количество попаданий.
Игра «Хвосты»
Для проведения данной игры используются шишки со шнурками. Игроки одной команды прикрепляют шнурок с шишкой к поясу - «хвост». Один представитель другой команды – охотник. По сигналу охотник начинает догонять игроков с «хвостами», стараясь забрать у них «хвосты». На игру отводится 1 – 1,5 минуты. Затем команды меняются ролями. Оценивается количество забранных «хвостов».
Игра «Шишкохоккей»
Команды выстраиваются в колонны. Каждому участнику клюшкой провести шишку до ориентира и обратно. Чья команда быстрее выполнит эстафету.
Игра для капитанов «Собери шишки»
На площадке разбросаны еловые и сосновые шишки, по сигналу за 1 минуту надо собрать как можно больше шишек. Один участник собирает шишки еловые, другой – шишки сосновые.
Ведущий . Вы хорошо справились со всеми заданиями. Были дружными и веселыми. Давайте посчитаем ваши жетоны и узнаем команду-победителя.
Ведущий. Хвойные леса распространены на огромной части суши. Благодаря большому распространению они являются легкими нашей планеты.
Подводя итог нашего мероприятия, хотелось бы ещё раз обратить ваше внимание на том, что хвойные деревья широко используются человеком во многих отраслях. А шишки хвойных деревьев – это не только красивый поделочный материал, лекарственное средство и полезный продукт, а прежде всего – это семена будущих растений, составляющих наши леса. Поэтому находясь в лесу с деревьев шишки срывать нельзя.
Давайте ребята,
Природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать!
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
15