Организация проблемно – диалогического урока
Котикова Т. Л., Котова Н.В., Шевченко Л.Д.
учителя начальных классов
МБОУ "СОШ №7"
г. Мариинска
Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее,
если им дают возможность самостоятельно
исследовать основы изучаемого материала
Питер Клайн
Работая продолжительное время своей трудовой деятельности в школе, постоянно задавали себе вопросы:
— Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным, развивающим и захватывающим для детей?
— Как сделать так, чтобы каждый ребенок был активным участником процесса?
— Как максимально развить способности каждого ребенка?
— Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке?
В связи с загруженностью на работе, ритмом жизни родителей, какими-либо другими проблемами в семье родители гораздо меньше уделяют времени детям при подготовке домашних заданий. Учителю приходится максимально рассчитывать только на работу, организованную на уроке. Возникает необходимость в организации процесса обучения таким образом, чтобы ребенок максимально усваивал новый материал на уроке. Использование технологии проблемно-диалогической обучения дает такую возможность. Учащиеся самостоятельно открывают новые знания, а знания открытые детьми самостоятельно, запоминаются лучше, таким образом, нет необходимости дома зазубривать правила, которые детям не всегда понятны.
Технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию у учащихся познавательных умений, готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь.
Существует три метода постановки учебной проблемы
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;
- подводящий к теме диалог;
-сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Побуждающий диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников, развивает их речь и творческие способности; подводящий диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют творческий процесс, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся.
Побуждающий диалог строим из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Для этого создаётся проблемная ситуация, затем произносятся специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения нужно побуждать учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечиваем открытие путём проб и ошибок Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление.
Рассмотрим урок русского языка в 4-м классе по теме «Склонение имен существительных»
- Прочитайте предложение.
Весной на даче, в зелени утопает сад.
- Найдите однородные члены в этом предложении.
- К какой части речи они относятся?
- Определите их род и падеж (предъявление первого факта).
- Выделите их окончания (предъявление второго факта).
- Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.)
- Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)
- Даче, зелени.
- Это существительные.
- Женский род, предложный падеж.
- Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).
- Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание противоречия).
- Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос.) (разное склонение)
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»
Учитель. Ученики
- Прочитайте слова на доске.
- Чем все эти слова похожи?
- А чем слова отличаются?
- Над какой темой будем работать? Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.
- Это существительные с шипящими на конце.
- В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет.
- Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (тема).
Подводящий к теме диалог не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.
При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Но если это происходит, то необходима принимающая реакция учителя (Так, кто думает иначе?).
Русский язык 4 класс «Однородные члены предложения.»
Учитель
Ученики
На доске - схемы:
1. [Ө, Ө = ] 2. [Ө и Ө = ] 3. [Ө, но Ө = ]
4. [Ө и Ө, Ө и Ө = ] 5. [и Ө, и Ө, и Ө = ]
- Вы видите несколько схем. Что объединяет все эти схемы?
- Это схемы предложений с однородными членами, в частности с однородными подлежащими.
- Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? (Наводящий вопрос: «Как могут быть связаны однородные члены?»)
- В предложении однородные члены могут быть связаны разными способами: по смыслу и интонационно и при помощи союзов. Соответственно, схемы предложений будут разными.
- Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами?
- Как правильно расставить знаки препинания.
- Назовите ключевые слова нашего диалога.
- Однородные члены, знаки препинания
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
- Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.
Рассмотрим на примере урока математики по теме: “Умножение многозначных чисел на трёхзначное число ” (4 класс).
Работа в группах. На доске записаны примеры
463* 15
42 * 328
287* 123
Со всеми ли примерами вы справились? Почему третий пример вы не смогли решить? - В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? (Побуждение к осознанию противоречия.)
- Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
- Умножение многозначных чисел на трёхзначное число. (учебная проблема как: тема урока).
– Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?– Научиться умножать многозначное число на трёхзначное.
Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения (каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе)
Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы
2оо* 100+ 80*20 + 7*3= 21621 - ошибочная
287 *100 +287 * 20 +287 * 3 = 35301 – решающая
Как проверить, какой из двух способов верный?
Значит, как надо умножать на трёхзначное число? В результате очередной дискуссии выводим алгоритм, который фиксируется на доске.
1. Заменяю второй множитель суммой разрядных слагаемых.
2. Умножаю единицы на число.
3. Умножаю десятки на число.
4. Умножаю сотни на число.
5. Складываю произведения.
6. Нахожу результат.
(Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)
Новое открыто!
Затем подводим к реализации знания. Предлагаем учащимся сформулировать вопросы по изученному материалу и задать их друг другу. При помощи диалога анализируем вопросы и ответы. Затем дети сами придумывают выражения нового вида и делают вычисления, пользуясь алгоритмом.
В результате дети открыли и освоили новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приём «Одновременное предъявление учащимися противоречивых фактов, теорий, мнений». Чаще всего этот диалог мы используем на уроках окружающего мира.
Тема: « За землю русскую».
Постановка проблемы: работа с иллюстрациями (древний город и современный город). Задание: опишите города.
«Города Древней Руси были красивые, шумные, богатые, многолюдные… Были окружены стенами». | «Современные города – красивые, шумные, богатые, многолюдные… Не окружены стенами». |
Что заметили? Какой возникает вопрос? Почему древнерусские города окружали стенами?
Мотивирующий диалог
Приём «яркого пятна» и «актуальность»
Использование сказок и легенд, фрагментов, из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал,способный заинтриговать и захватитьвнимание учеников.
Сообщение темы с мотивирующим приёмом “Яркое пятно” Окружающий мир 4 класс.
- Мы путешествуем по России. Догадайтесь, о каком природном объекте пойдёт речь?
Один на земле он такой,
Дар божий в ладонях зарницы.С чистой кристальной водой.
Раскинулся светлый (Байкал!)
-Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Оказывается такое озеро единственное на нашей планете)
-Какой возникает вопрос? (Почему в этом озере кристально чистая вода?)
-Какой уникальный природный объект нас ждёт сегодня? (Это Байкал)
Тема: "Австралия".
Учитель: Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдет речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то ...
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили?
Ученики: Здесь все наоборот: в январе лето, реки без воды.
Учитель: Какой возникает вопрос? Ученики: Что это за материк, где все наоборот?
Учитель: Это Австралия. Так какой материк (и страну) будем изучать?
Ученики: Австралию. (Учитель фиксирует тему на доске.)
МАСТЕР - КЛАСС
Уважаемые коллеги, предлагаю вам поработать в роли учеников
Итак начнем урок.
Сегодня я хочу прочитать вам рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания».
(Предварительное знакомство с книгой, рассматривание обложки и некоторых крупных иллюстраций.)
-Как вы думаете, о чем этот рассказ?
ДЕТИ…
-Кто загадывал эти четыре желания?
ДЕТИ…
-ДА, четыре желания загадал мальчик. его зовут Митя, и он ваш ровесник. А хотите узнать какие желания он загадал?(Чтение рассказа.)
К. Д, Ушинский « Четыре желания»
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу…
-А как вы думаете, что же сказал Митя?
ДЕТИ…
- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу…
-Как вы думаете, что?
- Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
-О каких желаниях рассказывает нам автор?
ДЕТИ…
А какое ваше любимое время года и почему?
ДЕТИ…
-Назовите порядок месяцев во временах года.
ДЕТИ…
-А какой был порядок в прошлом году?
ДЕТИ: Такой же.
А два года назад? А двадцать лет назад? А двести лет назад? А две тысячи лет назад?
Как велик и прекрасен порядок, царящий в природе. Мир так разнообразен, что не хватит и нашей жизни, чтобы назвать все, что находится в нем.
Наш мир существует давным-давно. Но земля и небо не всегда существовали. Попробуйте предположить , о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
ДЕТИ… .о создании мира
Итак, тема нашего урока «Сотворение мира».
-Что такое мир?
-А вот второе понятие – сотворение…
-Что бы вы хотели узнать сегодня? На какие вопросы найти ответы?
ДЕТИ :Как был установлен порядок в природе? Кто установил такой порядок? Кто создал такой красивый мир?
-Назовите источники информации.
ДЕТИ…Мы можем спросить об этом учителя. Мы можем почитать об этом в учебнике. Сходить в библиотеку. Поискать информацию в интернете.
(творческое задание: написать мини- сочинение «Что такое мир?»)
В чем плюс использования такого приема- подводящий диалог?
Этот прием целеполагания формирует мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения.
Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут.
Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
В ходе использования проблемно-диалогической технологии достигаются следующие предметные и метапредметные результаты:
формирование прочных и глубоких знаний;
формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий;
приобретение навыков самостоятельной работы.
С помощью проблемно -диалогического обучения решаются следующие педагогические задачи:
-Самостоятельный поиск новой информации.
-Самостоятельная работа с учебником.
-Овладение навыком решения задачи.
-Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
-Развитие личностных качеств.
-Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
-Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
В заключении процитируем М.М. Бахтина: «Мысль не рождается и не содержится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину». Хотелось бы, чтобы этими людьми стали учитель и ученик, чтобы преображение коснулось души и того и другого. Искренне всем этого желаем.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.
3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.
4. Добротина И. Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий // Русский язык в школе. – 2013. – № 10. - С. 18-26.
5. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985.
6. Кларин М.В. Учебная дискуссия // Мир образования. – 1996. - № 1.
7. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. - М.: Знание, 1991.
8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Интернет – источники
1. Гудаева Н. Г. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы // http://www.pandia.ru/439226/
2. Харламова Е.А. Современные образовательные технологии // http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1305
3. Черепанова З.И. Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы // http://www.pandia.ru/text/77/385/34358.php