СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по географии в урочной и внеурочной деятельности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в арсенале современного учителя   существует огромное множество форм работы с одарёнными учащимися, но фундамент любых знаний закладывается по-прежнему на уроке. Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Согласно новому ФГОС,  главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по географии в урочной и внеурочной деятельности»


Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по географии в урочной и внеурочной деятельности

Баченина Татьяна Владиславовна - учитель географии

МБОУ Токаревская СОШ №2

Токаревский район Тамбовская область

В настоящее время в арсенале современного учителя существует огромное множество форм работы с одарёнными учащимися, но фундамент любых знаний закладывается по-прежнему на уроке. Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Согласно новому ФГОС, главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.

География уже сама по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Для активизации познавательной деятельности школьников стремлюсь, чтобы не только географическая информация была интересной, но и сам процесс ее получения. Поэтому часто применяю в обучении поисково-исследовательский метод.

На протяжении нескольких лет на уроках географии использую данный метод обучения. За это время сложилась определенная система работы.

Наша школа с нынешнего учебного года реализует с введение ФГОС в 5 классе первый год изучаем географию. Поэтому учеников начинаю знакомить с проектами информационными и творческими. В этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы.

В 6 классе учу ребят работать с информацией, добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Например, на уроках по изучению Мирового океана учащиеся исследуют свойства морской воды и учатся объяснять причины разной солености, выдвигая различные предположения.

В 7 классе исследовательский метод помогает ученикам в описании материков. Перед путешествием по материку ставится цель – исследовать еще неизвестные ребятам факты, сделать предположения о природе, занятиях населения, исходя из знаний географического положения. Например, при изучении материка Австралия учащиеся исследуют его внутренние территории и делают выводы о причинах сухости материка. При изучении Антарктиды исследуют ее географическое положение и делают выводы, как оно повлияло на природу. Строят гипотезы о том, что стало бы с планетой, если бы растаяли льды Антарктиды. При изучении природных зон Земли и отдельных материков учащимся можно предложить задание по созданию проекта озеленения кабинета географии.

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими, и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью, например, «Влияние человека на рельеф».

В 8 классе исследование при изучении геологической истории, климата, почв, работая в группах, учащиеся анализируют геологическую и тектоническую карты, климатическую карту и климатограммы, почвенные разрезы. На основе этих анализов делают предположения о каждом из изучаемых компонентов.

В 9 классе при изучении отраслей и межотраслевых комплексов России исследовательский метод помогает объяснять принципы территориального размещения экономики страны. Так, при изучении машиностроительного комплекса, учащиеся анализируют размещение машиностроительных предприятий, делают выводы о том, где и почему размещаются предприятия по выпуску разнообразной продукции; при изучении химико-лесного, металлургического и других комплексов также делают такие же исследования и выводы из них. Например, «Объяснение размещения в Череповце крупного предприятия черной металлургии» или «Урал – опорный край державы».

В 10-11-х классах при изучении географии мира, уже обладая навыками исследовательской деятельности, учащиеся выполняют групповые задания по исследованию стран мира или их частей, составляют на основе исследований презентации, которые затем используются на уроках. Например, «Микрогосударства Европы», «Италия – лидер мирового туризма».

Таким образом, проектно - исследовательский метод прививает умения получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации.

Повышает мотивацию к изучению географии ведение курсов по выбору и элективных курсов. В 9 классе веду курс по выбору «Познание мира по картам», в 10-11-х – элективный курс «Глобальная география». Они позволяют глубже и шире познать основы нашей науки.

В современной литературе указывается на то, что проектный метод имеет особенность - он носит исследовательский характер. Понятия «исследование» и «проект» взаимосвязаны.

ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРОЕКТ

Процесс выработки новых знаний

Замысел, план

  1. Бесконечное движение вглубь

  2. Свободно, не регламентировано внешними установками

  3. Возможны "безумные идеи"

  4. Бескорыстный поиск истины

  1. Четкий план

  2. Реальные гипотезы и их проверка

  3. Ориентация на практику

  4. Заданы границы решения проблемы

Истинное творчество

Творчество по плану

Из таблицы можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая.

Проектная деятельность - активная самостоятельная деятельность учеников, направленная на создание нового продукта. В ходе этой деятельности у учеников происходит формирование новых знаний, умений, качеств личности. Но часто в практике школы используется термин «проектно-исследовательская деятельность». Его можно трактовать по-разному, в зависимости от структуры деятельности.

Исследовательская деятельность - целенаправленная активность школьников, связанная с поиском ответа на вопрос с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Существуют разные структуры проектно-исследовательской деятельности:

  1. Исследование, которому посвящена большая часть времени, завершается проектом.

  2. Проектирование, составляющее ядро деятельности, предваряется исследованием (например: сбором данных, опросом общественного мнения).

  3. В структуре деятельности доли исследования и проектирования равнозначны. (Этим примером я пояснила суть названия моего выступления «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по географии»).

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по географии. Ежегодно в школе проводятся недели географии, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах. В рамках недели провожу мероприятия, в которых дети, например, выполняют проект экологически чистого города («Профессия – географ»), участвуют в деловой игре («Экологические товарные знаки») или участвуют в экологических акциях («В защиту реки Тихонькой») и в соцопросах. Это повышает интерес ребят к географии.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и муниципального уровней я провожу в течение всего учебного года. За последние 4 года пять учащихся стали призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады по географии. Ежегодно принимаем участие в международных дистанционных олимпиадах и конкурсах. За 4 года в конкурсе «Человек и природа» победителями и призерами стали 29 учащихся, призерами олимпиады «Как прекрасен этот мир» стали 3 человека. Сейчас готова заявка на участие в дистанционной международной олимпиаде на сайте «Инфоурок» на 37 учащихся.

С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты. Учащиеся участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на школьном, муниципальном и краевом уровнях. Победителями и призерами зонального и муниципального этапа краевых конкурсов научно-исследовательских проектов, а также «Эврика», «Эврика. Юниор» в прошлом учебном году стали пять учащихся (двое из них – призеры краевого уровня). Еще пять учащихся стали победителями и призерами различных творческих конкурсов по предмету (Экологический фотоконкурс, «Самое синее в мире»).

География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен. В этом случае я учу детей, как правильно вести исследовательский поиск.

I. Как выбрать тему исследования?

Что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других.  

II. Цель исследования.

Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

III. Задачи исследования.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

IV. Гипотеза исследования.

Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».

Для решения проблемы потребуется гипотеза о том, как проблема может быть решена.

V. Организация и методика исследования.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?»

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы. Эксперимент - самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем, который может дать полезные советы по поводу проведения эксперимента. Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты     

VI. Подготовка к защите исследования

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

 VII. От чего зависит успех исследования

1. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.

2. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов.

3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.

4. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.

5. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.

6. Действуя, не бойся совершить ошибку.

Примеры работ, выполненных с учащимися в прошлом учебном году:

«Топонимика улиц» (на примере станицы Новолеушковской); «Судьба степных рек»; «Изучение экологического состояния реки Тихонькой»; «Защитная роль лесов в северной зоне Краснодарского края»; «Эксперимент по укоренению черенков пеларгонии с помощью домашних стимуляторов»; «В чем уникальность Черного моря». Некоторые из работ имеют свое продолжение в этом учебном году.

С начала учебного года активно принимаем участие в муниципальном конкурсе «Самое синее в мире». Попробовали ребята себя в трех номинациях:

творческий проект-фотография; творческий проект с использованием компьютерных технологий; проект в форме научно-исследовательской работы.

Нынешним летом на базе школы я работала с группой мотивированных ребят 6-8-х классов. За три недели мы смогли создать три проекта: «Краткосрочная экспедиция «Ковань», «Необычное меню», «Изучение биологического разнообразия деревьев в станичном парке». Ребята с удовольствием участвовали в создании проектов, а один из них нашел продолжение в серьезном исследовании.

Работая над проектом, приучаю ребят работать с дополнительной литературой, с интернет-ресурсами: http://schools.keldysh.ru/labmro, www.researcher.ru,    www.1553.ru ,   

www.issl.dnttm.ru,    www.konkurs.dnttm.ru (информация по исследовательской деятельности).

Таким образом, организуя проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках географии и внеклассных занятиях я пришла к выводу:

1. Использование проектного и исследовательского методов на уроках географии для меня приемлемо, эффективно и результативно.

2. Проектная технология всегда должна работать на результат. Результативность проявляется во всей педагогической деятельности.

3. Проектный и исследовательский методы умело сочетается с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках.

При работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих рекомендаций:

1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

2. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

3. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.


Литература:

  1. Ашихмина Т.Я.. Школьный экологический мониторинг. М.: АГАР, 2000.

  2. География, 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008 г.




3